На текущий момент времени в мире ИИ активно продолжает внедряется во все сферы человеческой деятельности, решает много задач и проблем. Цифровая трансформация, является одной из ключевых целей развития нашего государства, которые определил Президент РФ на период до 2030 года [2].
С каждым годом потребность в анализе больших объемов данных растет, и инвестиции в развитие машинного обучения только увеличивается, поэтому государство не может оставаться в стороне и принимает меры по поддержке развития данной технологии, к примеру согласно дорожной карте Минэкономразвития до 2030 года будет выделено 24,6 млрд рублей, а в предыдущей дорожной карте Минцифры до 2024, планировалось направить 56,8 млрд рублей бюджетных средств и 334 млрд рублей внебюджетного финансирования. К 2030 году на развитие планируют привлечь 145,85 млрд. рублей. Такие инвестиции ведут к значительному росту этих технологий, причем бюджетная сфера пытается не отставать от технологического прогресса и многие ведомства активно внедряют ИИ для оптимизации рутинных задач и аналитики, к примеру, такие ведомства как ФАС, ФНС, Росфинмониторинг, Минюст и прочие. Сфера применения ИИ будет все больше расширяться, в связи с чем потребность в ее комплексном регулировании будет расти. Мировая практика показывает, что меры к этому уже активно применяются.
Так же, согласно указу президента от 15 февраля 2024 года к 2030 году 80 % сотрудников предприятий должны владеть навыками использования технологий ИИ, согласно изменениям в действующую Национальную стратегию развития ИИ, так же в документе говорится, что на момент 2022 года подобными компетенциями владеют только 5 % сотрудников [2].
Помимо использования технологий коммерческими организациями, применяется для автоматизации оказания услуг государственными органами. К примеру, в судах Москвы ИИ встроен в справочный центр, как инструмент, с помощью которого сотрудники отвечают на телефонные обращения граждан и предоставляют им информацию о процессуальной стадии рассмотрения дела [3].
Искусственный интеллект может обрабатывать миллионы документов и в кратчайшие сроки анализировать тысячи объектов. При этом алгоритм выделяет те строения и участки, которые обладают наибольшим риском правонарушения, и передает их для дальнейшей проработки ответственным сотрудникам.
Как итог, на выходе работники получают большой перечень необходимой для работы информации о каждом нарушении. После этого назначаются и проводятся обследования, а также проверки на наличие или отсутствие правонарушений.
Использование искусственного интеллекта дает ряд преимуществ, такие как:
- Автоматизация процессов и задач.
- Быстрая обработка данных и реагирование на нарушения.
- Повышение эффективности сотрудников.
Любой искусственный интеллект основывается на трех базовых методах:
- Машинное обучение
- Анализ данных
- Обработка естественного языка
Интерес государства в развитии и использовании ИИ в различных сферах подтверждается и объемом государственных закупок, связанных с ИИ. Статистика электронной площадки «Росэлторг» показала рост числа закупок в 2023г.: на основании 44-ФЗ их количество увеличилось почти в 2,5 раза, а по 223-ФЗ — более чем в 4 раза.
Не первый год ведется активная работа по цифровизации бюджетной сферы, в частности, ГИИС «Электронный бюджет», который создавался с 2011 года. С этого момента и началась цифровизация бюджетной сферы, что положительно сказалось на управлении финансами в целом, а также стало проще отслеживать поток государственных финансов и нарушения бюджетного законодательства в целом.
Государственные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Управление государственными финансами включает в себя планирование, финансирование, расходование фондов денежных средств, а также учет расходов и доходов, отчет и контроль за законным и рациональным использованием таких фондов [1].
Бюджетное законодательство — это совокупность законов и нормативных актов, регулирующих формирование, распределение и использование государственных и муниципальных бюджетов. Оно обеспечивает эффективное и прозрачное управление государственными финансами [1].
Но с каждым годом объем информации в этих системах растет с геометрической прогрессией, то и расширяется штат сотрудников, которые анализируют и структурируют эти данные и выдают определенное решение по выявленным нарушениям. Поэтому, чтобы массово не наращивать штат сотрудников в контролирующих организациях и при этом развивать текущую информационную систему многие компании вкладывают средства в интеграцию и развитие искусственного интеллекта, к примеру на платформе РОСЭЛТОРГ: выполнение работ по развитию государственной информационной системы (44-ФЗ). Информационная система управления данными в распределенной вычислительной среде в части развития подсистемы «Платформа искусственный интеллект» в 2023–2024 гг. с максимальной стоимостью 99 990 222,24 руб. Победителем закупки признан участник, предложивший стоимость контракта 76 500 000 руб.
В единой информационной системе (ЕИС) государственных закупок zakupki.gov.ru за 2023–2024 гг. обнаружены госзаказы на технологии ИИ со стоимостью контракта от 20 000 руб. до почти 2 900 000 000 руб.
В данной сфере искусственный интеллект может использоваться для анализа бюджетных процессов и исполнительной документации, а это позволяет выявить ряд возможных нарушений законодательства, которые сформулированы в Бюджетном кодексе РФ:
- Неисполнение закона (решения) о бюджете.
- Нецелевое использование бюджетных средств.
- Несвоевременное и неполное перечисление и зачисление бюджетных средств на счета бюджетополучателей.
- Несвоевременное представление отчетов и др. сведений, связанных с исполнением бюджета.
- Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств.
- Несоответствие сводной бюджетной росписи закону (решению) о бюджете.
- Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетных росписи.
- Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетных систему РФ.
- Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета.
- Несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов.
- Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись.
- Нарушения при осуществлении закупок товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.
- Несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание долга.
Но прежде всего, стоит понимать, что для использования ИИ необходимо выполнить ряд работ с действующим нормативным массивом данных и для быстрой и качественной обработки все должно быть приведено в машиночитаемый вид. Так же, если мы хотим выстроить экспертную юридическую систему в сфере бюджетного законодательства, то необходимо большое количество итераций обучения и исключение негативного воздействия на обучение, что может привести к принятию неправильного решения. Сам процесс обучения, может занимать несколько лет. Согласно Кодексу, который был принят на 1 Международном форуме «Этика искусственного интеллекта: начало доверия» в 2021 году. Были сформулированы следующие положения к ИИ:
- Главный приоритет развития технологий ИИ в защите интересов и прав людей и отдельного человека.
- Необходимо осознавать ответственность при создании и использовании ИИ.
- Ответственность за последствия применения СИИ всегда несет человек.
- Технологии ИИ нужно применять по назначению и внедрять там, где это принесёт пользу людям.
- Интересы развития технологий ИИ выше интересов конкуренции.
- Важна максимальная прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках.
Проанализировав данные в открытом доступе, можно отметить, что в настоящий момент ИИ все больше находит свое применение в юриспруденции, сфере финансового и бюджетного контроля. Большинство информационных систем все больше внедряют ИИ для анализа, прогнозирования и принятия решений. Цифровизация многих процессов, применение современных технологий и ускорение движения денежных масс требуют от государства соответствующего реагирования на модернизацию и усиление финансового контроля, чтобы контролирующие инстанции не были стопором развития экономики и не теряли своей контролирующей компетенции.
Также это решает важный вопрос автоматизации контрольных мероприятий, потому что эта работа передана в юрисдикцию ИИ, что ускоряет проведение этих процедур.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823
2. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201910110003 (дата обращения: 04.03.2021).
3. Григорьев К. А., Жечко О. О. «Умный контроль» города Москвы // Финконтроль. — 2019. — № 1. — c. 50–51.
4. Исаев Э. А. Новая парадигма контроля: от репрессивности к превентивности // Бюджет. — 2019. — № 2. — c. 32–33.
5. Лагутин И. Б. К вопросу о финансово-правовой природе отдельных видов контроля и надзора в Российской Федерации // Финансовое право. — 2020. — № 8. — c. 16–20.
6. Лапина М. А., Ловинюков А. С. Понятие и виды финансового контроля // Юридический мир. — 2012. — № 4. — c. 28–32.
7. Леднева Ю. В. Понятие цифрового бюджета по российскому законодательству // Финансовое право. — 2019. — № 9. — c. 8–11.
8. Морхат П. М. Искусственный интеллект: правовой взгляд. / Научная монография / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». — М.: Буки Веди, 2017. — 257 c.
9. Омелехина Н. В. Цифровизация как фактора трансформации финансовых правоотношений // Финансовое право. — 2020. — № 9. — c. 12–17.
10. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг и цифровая экономика: вызовы и пути их решения // Финансовое право. — 2018. — № 8. — c. 3–7.
11. Родыгина В. Е. Цифровизация налогового контроля НДС: правовые последствия и перспективы // Финансовое право. — 2018. — № 9. — c. 29–32.
12. Рябова Е. В. Публичный финансовый контроль: выявление сущности явления // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2019. — № 2. — c. 103–123.
13. Стрельникова С. А. Успехи налогового администрирования: итоги года // Бюджет. — 2019. — № 1. — c. 54–55.
14. Соколова Э. Д., Ильин А. Ю. Финансовое право. / учебник. — Москва: Проспект, 2019. — 592 c.
15. В России создали сервис для отслеживания преступлений с криптовалютой // РИА новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210219/kriptovalyuta-1598166781. html (дата обращения: 04.03.2021).
16. ГОСТ Р 60.0.0.4–2019/ИСО 8373:2012 Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200162703 (дата обращения: 04.03.2021).
17. Информация Банка России «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг».. Справочно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71773130/ (дата обращения: 04.03.2021).