Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений, направленных на усвоение навыков профессионального общения учащимся профессиональных колледжей экономического направления.
Ключевые слова: профессиональное общения, речевая деятельность, упражнения, навык, умение ситуация, текст, устная речь, коммуникативные задачи.
Развитие речевой деятельности имеет важное значение в формировании навыков общения на иностранном языке у учащихся профессиональных колледжей.
Виды речевой деятельности: аудирование (listening comprehension- LG), чтение (reading comprehension- PC), письменное выражения (мысли) (essay writing EW), говорение (communicational English-CE) составляют содержание образования и соответственна содержание и сущность формирования навыков профессионального общения учащихся на уроках иностранного языка в профессиональных колледжах.
Формирование первоначальных навыков профессионального общения на иностранном языке у учащихся колледжей экономического направления, развитие умений и навыков устной речи требует от преподавателя большого и напряженного труда.
В обучении профессиональному общению речевая деятельность является объектом, предметом обучения — мысль. Обучение речевой деятельности учащихся на основе экономических понятий и экономической лексики требует постоянных упражнений и овладения выражать свои мысли на иностранном языке в устной форме. В процессе обучения иностранному языку владение средствами общении речевыми умениями занимают ведущее место.
Каждое умение в результате практики превращается в навык, то есть научиться читать можно через чтение, говорить-через говорение, профессионально общаться-через профессиональное общение. Речевые умения и навыки формируются путем выполнения речевых упражнений, конкретных коммуникативных задач и заданий. Речевые упражнения экономической направленности могут оформляться в виде ежедневной информации, описания конкретных событий и различных жизненных ситуаций. Упражнения развивают творческую деятельность учащихся, помогают сформировать навыки самостоятельной работы. Создание разнообразных речевых ситуаций на профессиональные темы, организация общения повышают активность учащихся, способствуют свободному высказыванию своих мыслей.
Цель формирования навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность-использовать английский язык в речевой практике, подготовить учащихся к самостоятельной работе на английском языке в процессе профессиональной деятельности.
Кроме того, овладение навыками профессионального общения на иностранном языке поможет учащимся читать тексты по специальности со словарем и без словаря, вести беседу на материале изученных текстов, получать устную и письменную информацию на иностранном языке.
Рис. 1. Модель упражнений по усвоению навыков профессионального общения
Ученые-филологи и педагоги дали определения речевым умениям и навыкам и видам речевой деятельности. Например, В. С. Цетлин охарактеризовал навык как автоматизированную часть осознанного речевого умения. Под речевыми навыками понимается освоение лексических, грамматических и фонетических аспектов языка и использование в видах речевой деятельности.
Так для обучения слушанию и восприятию речи требуется выполнение специальных упражнений и выделение времени для наблюдения за усвоением навыка.
При обучении иностранному языку рекомендуется давать понятия о лексических, грамматических и фонетических сторонах изучаемого языка и формировать автоматизированные навыки речи.
Формирование навыков профессионального общения на иностранном языке у учащихся экономических колледжей по различным специальностям через речевую деятельность поможет учащимся на самостоятельном поможет учащимся на самостоятельном уровне овладеть коммуникативными навыками и умениями.
Литература:
1. Жалолов Ж. Ж. Чет тил ў?итиш методикаси: Чет тиллар олий ў?ув юртлари талабалари учун дарслик. — T.: Ў?итувчи, 1996. — 368 б.
2. Цетлин В. С. Реальные ситуации общения на уроке // журнал Иностранные языки в школе. — 2000. — № 3. — С. 24–26.
3. Ширинова Н. Д. Инглиз тили дарсларида академик лицей ў?увчиларининг билиш фаоллигини ошириш: Пед. фан. номз.... дис. — Т.: ЎзДЖТУ, 2006. — 143 б.