Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях ДДИ «Южное Бутово» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ермолаева, Е. В. Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях ДДИ «Южное Бутово» / Е. В. Ермолаева, О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 638-639. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6700/ (дата обращения: 19.12.2024).

Семья — общественный институт, исторически призванный решать воспитательные задачи. На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации подрастающего поколения. Именно в семье в сознании ребенка формируются представления о жизненных целях, нравственных ценностях, добре и зле, вырабатываются образцы поведения. В этой связи проблема семьи и ребенка с отклонениями в развитии и особыми образовательными потребностями становится все более актуальной и востребуемой обществом. [1]

Многие педагоги, психологи и психиатры отмечают важность вовлечения родителей в процесс работы с ребенком. Эффективное взаимодействие с родителями помогает закрепить новые формы поведения ребенка, повышает чувство родительской компетенции, улучшает семейное функционирование. Вовлечение родителей определяется как широкий круг взаимодействий между родителями и учителями-дефектологами, педагогами дополнительного образования, логопедами, психологами.

В связи с этим, в прошлом и этом учебном году, работа с родителями выделена в приоритетное направление. На первом этапе этой работы был организован мониторинг «Социально-психологический портрет семьи» с целью изучения социально-психологического статуса семьи, воспитывающего ребенка инвалида. Полученные данные позволили выделить особенности взаимоотношений, некоторые внутренние и внешние ожидания семьи.

Анализ результатов позволил сформировать основные направления программы. Так при выборе желаемых мероприятий родители чаще отмечали праздники, развлечения, досуговые мероприятия (32.7 %), наиболее приемлемыми формами работы с психологом и другими специалистами для них были индивидуальные консультации (47 %).

В ДДИ «Южное Бутово»для родителей проводятся психологические занятия «Общаться с ребенком. Как?»На встречах мы говорим об особенностях родительства; взаимоотношениях с ребенком; о возможных трудностях, с которыми сталкиваемся…об удачных находках.

Вот некоторые темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Капризы и упрямство», «Можно ли обойтись без наказания?», «Какие игрушки нужны детям?» Родители получают не только информационную и психологическую поддержку, но и знакомятся с упражнениями психологическими технологиями работы с ребенком

Основная задача помочь родителям принять себя и своих детей такими, какие они есть. Изменить взгляд на свою проблему — воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение».

Вооружить родителей различными способами коммуникации:

-                 научить помогать и поддерживать друг друга;

-                 помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;

-                 снять тревогу и страх быть отвергнутым;

-                 помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния своего ребенка;

Такие встречи обеспечивают эмоционально-комфортный, безопасный подход к каждому родителю, позволяют решать наиболее важные сокровенные вопросы.

Залог успеха работы с родителями на наш взгляд заключается в том, чтобы показать пусть минимальную, не очень близкую во времени, но возможную перспективу развития ребенка, укрепления его самостоятельности.

Еще одним из направлений работы с родителями является «Школа родителя особого ребенка», в ее рамках проводятся практические занятия по знакомству родителей с разделами программы обучения детей с особыми возможностями.

«Коррекционные возможности рисования», «Сенсорное развитие — это важно», «Предпосылки развития речи», «Живая глина» и т. д. Вот далеко не все темы наших встреч, на которых родители знакомились с содержанием учебного процесса в нашем Детском доме.

Родители имеют возможность попрактиковаться в выполнении заданий, которые педагоги дают их детям, освоить педагогические приемы обучения и воспитания ребенка. Раскрыть собственные творческие возможности. При этом учителя-дефектологи, логопеды, учителя доп.образования очень деликатно доносят до сведения родителей те порою незначительные, нескорые достижения ребенка.

Совместная с ребенком деятельность ценна для развития и укрепления отношений между родителями и детьми. Участниками клубных встреч являются не только мамы и папы, но и другие члены семьи.

Критериями эффективности являются возрастание активности родителей, интерес к дидактическим мероприятиям, увеличения числа конкретных запросов к специалистам.

В этом году психологическая служба открыла Кофейню «В гостях у психолога», где каждый родитель находит для себя приятных собеседников, единомышленников. За чашкой кофе с пирожками наши посетители обсуждают важные вопросы, обмениваются опытом. Каждая встреча имеет свою тематику: «Справиться с агрессией. Как?» «Супружеские конфликты», «Мужчина и Женщина» и другие интересные темы. Наши гости не только узнают самые последние мнения ученых и практиков по данным вопросам, но и имеют возможность продегустировать различные практические техники по решению сложных вопросов воспитания, взаимоотношений и др. На каждой встречи все посетители кофейни получат полезные подарки-сюрпризы.

Вся работа нашей психологической службы направлена на то, чтобы создать положительный настрой, привлечь членов семьи, способствовать зарождению оптимизма у родителей, сделать так, чтобы родители поверили в себя. В наших тренингах родители приобретают умения находить выход из сложных ситуаций, осознавать собственные эмоции и чувства других людей. В процессе занятий участники:

-          получают эмоциональную поддержку со стороны психологов и членов группы;

-          переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;

-          воспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не могли справиться;

-          учатся быть более чуткими как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному мышлению;

-          обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;

-          учатся вербализовывать и понимать собственные чувства;

-          производят эмоциональную коррекцию своих отношений.

Залог успеха работы с родителями в тренингах, на наш взгляд, заключается в том, чтобы выработать у родителей позитивное отношение к собственной жизни, получить радость и зарядиться оптимизмом.

По итогам проведенной работы проводится опрос родителей об их отношении к организации и содержанию данных мероприятий. Семьи высказывают удовлетворенность организацией и содержанием мероприятий, выражают желание участвовать и в их подготовке. Определяют примерную тематику заседаний кофейни. Эти данные позволяют вносить коррективы в запланированную работу с целью увеличения степени участия родителей в жизни Детского Дома Интерната «Южное Бутово».

Литература:

1.                Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. –М.: АСТ; Астрель, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, Бутово, встреча, залог успеха работы, психологическая служба, реальная жизнь, член семьи.


Похожие статьи

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка"

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка"

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос