Семья — общественный институт, исторически призванный решать воспитательные задачи. На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации подрастающего поколения. Именно в семье в сознании ребенка формируются представления о жизненных целях, нравственных ценностях, добре и зле, вырабатываются образцы поведения. В этой связи проблема семьи и ребенка с отклонениями в развитии и особыми образовательными потребностями становится все более актуальной и востребуемой обществом. [1]
Многие педагоги, психологи и психиатры отмечают важность вовлечения родителей в процесс работы с ребенком. Эффективное взаимодействие с родителями помогает закрепить новые формы поведения ребенка, повышает чувство родительской компетенции, улучшает семейное функционирование. Вовлечение родителей определяется как широкий круг взаимодействий между родителями и учителями-дефектологами, педагогами дополнительного образования, логопедами, психологами.
В связи с этим, в прошлом и этом учебном году, работа с родителями выделена в приоритетное направление. На первом этапе этой работы был организован мониторинг «Социально-психологический портрет семьи» с целью изучения социально-психологического статуса семьи, воспитывающего ребенка инвалида. Полученные данные позволили выделить особенности взаимоотношений, некоторые внутренние и внешние ожидания семьи.
Анализ результатов позволил сформировать основные направления программы. Так при выборе желаемых мероприятий родители чаще отмечали праздники, развлечения, досуговые мероприятия (32.7 %), наиболее приемлемыми формами работы с психологом и другими специалистами для них были индивидуальные консультации (47 %).
В ДДИ «Южное Бутово»для родителей проводятся психологические занятия «Общаться с ребенком. Как?»На встречах мы говорим об особенностях родительства; взаимоотношениях с ребенком; о возможных трудностях, с которыми сталкиваемся…об удачных находках.
Вот некоторые темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Капризы и упрямство», «Можно ли обойтись без наказания?», «Какие игрушки нужны детям?» Родители получают не только информационную и психологическую поддержку, но и знакомятся с упражнениями психологическими технологиями работы с ребенком
Основная задача помочь родителям принять себя и своих детей такими, какие они есть. Изменить взгляд на свою проблему — воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение».
Вооружить родителей различными способами коммуникации:
- научить помогать и поддерживать друг друга;
- помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;
- снять тревогу и страх быть отвергнутым;
- помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния своего ребенка;
Такие встречи обеспечивают эмоционально-комфортный, безопасный подход к каждому родителю, позволяют решать наиболее важные сокровенные вопросы.
Залог успеха работы с родителями на наш взгляд заключается в том, чтобы показать пусть минимальную, не очень близкую во времени, но возможную перспективу развития ребенка, укрепления его самостоятельности.
Еще одним из направлений работы с родителями является «Школа родителя особого ребенка», в ее рамках проводятся практические занятия по знакомству родителей с разделами программы обучения детей с особыми возможностями.
«Коррекционные возможности рисования», «Сенсорное развитие — это важно», «Предпосылки развития речи», «Живая глина» и т. д. Вот далеко не все темы наших встреч, на которых родители знакомились с содержанием учебного процесса в нашем Детском доме.
Родители имеют возможность попрактиковаться в выполнении заданий, которые педагоги дают их детям, освоить педагогические приемы обучения и воспитания ребенка. Раскрыть собственные творческие возможности. При этом учителя-дефектологи, логопеды, учителя доп.образования очень деликатно доносят до сведения родителей те порою незначительные, нескорые достижения ребенка.
Совместная с ребенком деятельность ценна для развития и укрепления отношений между родителями и детьми. Участниками клубных встреч являются не только мамы и папы, но и другие члены семьи.
Критериями эффективности являются возрастание активности родителей, интерес к дидактическим мероприятиям, увеличения числа конкретных запросов к специалистам.
В этом году психологическая служба открыла Кофейню «В гостях у психолога», где каждый родитель находит для себя приятных собеседников, единомышленников. За чашкой кофе с пирожками наши посетители обсуждают важные вопросы, обмениваются опытом. Каждая встреча имеет свою тематику: «Справиться с агрессией. Как?» «Супружеские конфликты», «Мужчина и Женщина» и другие интересные темы. Наши гости не только узнают самые последние мнения ученых и практиков по данным вопросам, но и имеют возможность продегустировать различные практические техники по решению сложных вопросов воспитания, взаимоотношений и др. На каждой встречи все посетители кофейни получат полезные подарки-сюрпризы.
Вся работа нашей психологической службы направлена на то, чтобы создать положительный настрой, привлечь членов семьи, способствовать зарождению оптимизма у родителей, сделать так, чтобы родители поверили в себя. В наших тренингах родители приобретают умения находить выход из сложных ситуаций, осознавать собственные эмоции и чувства других людей. В процессе занятий участники:
- получают эмоциональную поддержку со стороны психологов и членов группы;
- переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;
- воспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не могли справиться;
- учатся быть более чуткими как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному мышлению;
- обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;
- учатся вербализовывать и понимать собственные чувства;
- производят эмоциональную коррекцию своих отношений.
Залог успеха работы с родителями в тренингах, на наш взгляд, заключается в том, чтобы выработать у родителей позитивное отношение к собственной жизни, получить радость и зарядиться оптимизмом.
По итогам проведенной работы проводится опрос родителей об их отношении к организации и содержанию данных мероприятий. Семьи высказывают удовлетворенность организацией и содержанием мероприятий, выражают желание участвовать и в их подготовке. Определяют примерную тематику заседаний кофейни. Эти данные позволяют вносить коррективы в запланированную работу с целью увеличения степени участия родителей в жизни Детского Дома Интерната «Южное Бутово».
Литература:
1. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. –М.: АСТ; Астрель, 2007.