Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: Знакомство с басней И. А. Крылова
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель занятия: Знакомство с жанровыми особенностями басни, на примере басни «Стрекоза и Муравей»
Задачи занятия:
Образовательные:
- Познакомить с поэтом, баснописцем И. А. Крыловым
- Формировать представление о новом жанре литературы — басне.
- Развивать умение детей отличать басни от других произведений.
Развивающие:
- Развивать мышление при анализе произведения.
- Закрепить навык отвечать на вопрос полным предложением.
- Расширить активный словарь новыми выражениями: «Вешние дни», «Зима катит в глаза», «Тоской удручена», «Мягкая мурава».
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к труду.
- Воспитывать качества отзывчивость, взаимопомощь.
Дополнительные задачи: закрепить полученные знания на занятии при помощи дидактической игры с использованием ИКТ
Словарная работа: мораль, басня, баснописец, «Вешние дни», «Зима катит в глаза», «Тоской удручена», «Мягкая мурава».
Планируемые результаты занятия: дети знают, что такое басня, умеют отличать ее от других произведений.
Подготовительная работа : разработка дидактической игры с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», подготовка оборудования к занятию.
Материалы и оборудование: дидактическая игра с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», книга с баснями И. А. Крылова, портрет И. А. Крылова, ноутбук, проектор.
- Организационно- мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята смотрите, какую книгу я нашла пока убиралась в нашей маленькой библиотеке.
Дети задают вопросы, что это за книга.
Воспитатель: Это книга басен поэта и баснописца Ивана Андреевич Крылова.
Дети спрашивают, что такое басня.
- Основной этап.
Воспитатель: Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль, басни короткие, их легко читать.
Дети спрашивают , что такое мораль?
Воспитатель: Мораль — это поучение, какой-то совет, это, когда нам объясняется, как не надо поступать
2.1 Этап постановки проблемы
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое басня, как вы думаете какое самое главное отличие басни от сказки или стиха?
Дети отвечают: что в басне присутствует мораль и нравоучение героев.
2.2 Этап восприятия материала .
Воспитатель: Давайте, я Вам сейчас прочитаю одну из моих любимых басен. Называется она «Стрекоза и муравей»,
(Читается с выражением и с голосами героев)
«Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
(Значит зима скоро наступит)
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
(Ей плохо, она тоскует, она умирает с голода.)
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
(Это значит весенние дни)
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
(Это такая мягкая, зеленая трава)
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты.».. — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Дети слушают басню и задают вопросы,
«Что значит зима катит в глаза»?
«А как понять тоской удручена»
«А что такое вешние дни?»
«А что такое мурава?»
Воспитатель: А сейчас давайте мы с Вами немного разомнемся, а то устали наверно уже.
Мы с Вами разделимся девочки будут — стрекозами, а мальчики- муравьями.
Физ. минутка «Муравьи и стрекозы»
«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил».
2.3 Этап практического решения проблемы.
Воспитатель: С какой просьбой пришла стрекоза к муравью?
Чем занималась стрекоза все лето?
Почему муравей отказал ей в помощи?
Дети: Она хотела его попросить, чтоб он ее приютил и покормил.
Она ничего не делала, летела только, пела и кружилась.
Потому что муравей все лето работал, уставал, а она из-за лени теперь умирает с голоду. Он хотел ее проучить?
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду читать пословицы, Вы хорошо подумайте и скажите какие больше подходят под нашу басню.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Труд кормит, а лень портит.
Делу время, а потехе час.
Дети отвечают;
«Труд кормит, а лень портит.
Делу время, а потехе час».
- Заключительный этап.
Воспитатель: А сейчас давайте мы с Вами поиграем, давайте посмотрим на экран.
1-й слайд. Найдите на картинке героев нашей басни.
2-й слайд. Назовите веселое, беззаботное время года для стрекозы.
3-й слайд. К какому герою можно отнести следующую поговорку:
Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда,
Дело не волк, в лес не убежит.
Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы сегодня с Вам хорошо позанимались.
Давайте с Вами подведем итоги. Что такое басня?
А что такое мораль?
Дети отвечают:
Басня — это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль.
Мораль — это нравоучение или объяснение, что так делать нельзя.
Воспитатель: Молодцы, а теперь можете идти играть.