Ключевые слова: проблемное обучение, технология, приобщение к художественной литературе, деятельность детей, деятельность педагога.
Хочу поделиться своей методической разработкой основной образовательной деятельности в ДОУ в контексте проблемно-диалогического обучения. Данная технология была разработана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО г. Москва Мельниковой Еленой Леонидовной.
Проблемно-диалогическое обучение предполагает такое обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. [4]
«Проблемный диалог» означает, что в ходе организованной образовательной деятельности (ООД) изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: «постановка проблемы» и «поиск решения».
Постановка проблемы — это этап формулирования темы занятия.
Поиск решения — это этап становления нового знания.
Между ними — диалог — мостик, который ведет к новому знанию.
Существует 3 метода «постановки проблемы»:
— побуждающий диалог — это система отдельных стимулирующих реплик, которые помогают детям работать творчески
— подводящий к теме диалог — это «…логическая цепочка посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы» [3] Именно этот метод я использовала в своей методической разработке.
— сообщение темы с мотивирующим приемом — это сообщение о теме занятия либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для детей; данный метод используют педагоги в школе. [3]
«Поиск решения» может проходить в виде двух видов диалогов:
— побуждающего к выдвижению гипотез;
— побуждающего к проверк е гипотез
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение участвует в формировании готовности детей к творческой деятельности; растет познавательная активность, процесс усвоения знаний выглядит более привлекательным (подробнее о проблемно-диалогическом обучении [2], [5])
Я предлагаю посмотреть, как методы проблемно-диалогического обучения украшают организованную образовательную деятельность, способствуют более живому детскому восприятию материала и решают общедидактические задачи.
Возрастная группа : от 6 до 7 лет
Образовательная область : «Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе»
Форма : групповая
Оборудование: книга Л.Толстого «Прыжок», портрет писателя, фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш, альбомный лист, вырезанные заготовки корабля зеленого и красного цвета, вырезанные заготовки обезьяны, названия рассказа и имени автора, кораблика, мальчика, льва, собачки, малыша-младенца, три пословицы на отдельном листе, иллюстрации рассказа «Прыжок», фотография трехмачтового корабля, карточки, изображающие спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду; компьютер, кружки желтого, зеленого, красного цветов, лежат на столе у каждого ребенка (по одному).
Цель : формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии проблемного диалога.
Задачи :
— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;
— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
— прививать любовь к книгам, чтению; стимулировать познавательную активность.
Структурные компоненты |
Действия педагога |
Действия детей |
Вводная часть (вступление о мероприятиях, проводившихся в группе). Постановка проблемы. Подводящий к теме диалог. |
Пост о Книжкиной неделе. Фотовыставка «Как хорошо уметь читать!», «Книжкина больница», «Моя любимая книга». Демонстрирую свою любимую книгу, из нее выпали картинки (спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду). Определить содержание картинок. Найти то, что их объединяет. Что такое храбрость (словарная работа), подбор синонимов. Нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть? |
Участвуют в беседе о Книжкиной неделе, определяют содержание выпавших картинок; находят слово, которое роднит всех людей, изображенных на картинках. Выдвигают варианты ответа с примерами. Выдвигают гипотезу. |
Основная часть . Поиск решения. |
Предлагаю ответить на вопрос, нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть. |
Приводят противоречивые примеры для доказательства храбрости в данной ситуации (картинка «Прыжок»). |
1.Предлагаю послушать рассказ Л. Н. Толстого, но сначала о нем самом. Предлагаю прочитать название рассказа, копия обложки книги вывешивается на доску. 2.По обложке предлагаю определить место действия событий в рассказе. 3. Игра на внимание. 4. Чтение рассказа. 5. Выявление впечатления от прочитанного . — Какие моменты в рассказе показались самыми напряженными? — Что чувствовали, когда слушали рассказ? 6. Анализ рассказа. Беседа . — Кто главные герои рассказа? — Откуда на корабле взялась обезьяна? — Как она себя вела? — Какое действие она совершила, что дало толчок всем остальным событиям? — Что сделал мальчик? Почему? — Как вела себя обезьяна дальше? — Как люди на палубе вначале реагировали на ее действия? — Почему они замерли от страха? — Что заставило мальчика опомниться? — Что заставило его прыгнуть? — Какой человек — капитан? — Как мальчик поступил? Так, нужна храбрость, чтобы прыгнуть? — Чему научился мальчик? (не совершать необдуманных поступков) 7. Работа с иллюстрацией «Капитан плачет». — Какой эпизод изображен на картине? 8. Творческие задания . Желтая команда — разложить иллюстрации в том порядке, как происходили события в рассказе. Красная команда — прочитать пословицы, определить, какая из них подходит к рассказу. Зеленая команда — моделирование обложки (альбомный лист, вырезанные корабль, название рассказа, фигурки мальчика, обезьяны, льва, собачки, малыша, клей, фломастеры) Проверка выполненного. Какие фигурки остались неиспользованными, почему? |
Сообщение ребенка о писателе. Читающие дети воспроизводят название и озвучивают его. Сообщение ребенка о корабле (трехмачтовое судно…., картинка корабля 19 века вывешивается на дополнительную доску, ребенок обращается к картинке в течение рассказывания) Поднимают зеленый парус, если рассказ понравился, красный — нет. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Пересказ эпизода. Характеристика персонажа. Формулируют ответ на главный вопрос. Рассматривание иллюстрации, ответы на вопрос. Пересказ эпизода. Выполняют задания. |
|
Заключительная Рефлексия. |
Понравилось ли занятие? |
Поднимают зеленый парус — да, если нет — красный. |
Литература:
- Толстой, Л. Н. Прыжок. М.,1973.
- Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками//АПКиПРО, 2006.
- Мельникова, Е. Л. Проблемный урок в начальной школе//Начальная школа. — 1999. — № 6,7,8.
- Мельникова, Е. Л. Что такое проблемный диалог//Начальная школа. — 2008. — № 8.- с. 3–8.
- Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика// Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех: Сб. мат. — М., 2006.