Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, А. А. Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития / А. А. Андреева, А. А. Лирнык. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 622-627. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6728/ (дата обращения: 19.12.2024).

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с задержкой психического развития в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты (ФЗ «Об образовании» в РФ от 21.12.2012 г.) [9].

Важно отметить, что на фоне повышения рождаемости — увеличивается число детей с нарушениями психического развития, поэтому проблема роста числа детей с задержкой психического развития в последние десятилетия обозначилась особенно остро.

Ситуация в городе Норильске также вызывает опасение. Так на 1 января 2013 года, по данным Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, дошкольные образовательные учреждения посещают 4308 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Из них 143 ребенка по результатам территориальной психолого-медико-педагогической комиссии имеют задержку психического развития. Из них только 87 детей посещают группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР в ДОУ, остальные 56 детей посещают группы общеразвивающей направленности в связи с отсутствием необходимого количества групп в ДОУ города Норильска для детей с ЗПР.

Создание групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях как организационной формы свидетельствует о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям и потребностям дошкольников. Одним из направлений деятельности группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР является разработка системы коррекционно-педагогической деятельности, направленной на преодоление недостатков психомоторной сферы детей с ЗПР. Составной частью этой системы являются занятия по коррекционной ритмике.

Можно со всей определенностью утверждать, что для работы с детьми с задержкой психического развития необходимо проектировать особую технологию — такую, как коррекционная ритмика.

Все вышесказанное позволило нам сформулировать тему исследования: «Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития».

Объект исследования — психомоторная сфера детей с задержкой психического развития.

Предметом исследования — компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития.

Целью настоящей работы являетсяреализация возможностей для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования основывается на том, что коррекционная ритмика является эффективным средством преодоления нарушений психомоторной сферы.

Для достижения цели и проверки гипотезы нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1)    раскрыть теоретические аспекты психофизиологического развития детей с задержкой психического развития;

2)    изучить особенности развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития;

3)    выявить основы организации и проведения занятий коррекционной ритмики;

4)    определить уровень сформированности психомоторной сферы детей с задержкой психического развития.

Методологическую основу исследования составляют работы педагогов-психологов: Т. А. Власовой, Т. В. Егоровой, М. С. Певзнер, П. Б. Шошина; дефектологов: К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, И. И. Мамайчук.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:

-          теоретический анализ педагогической и психологической литературы,

-          обобщение психолого-педагогического опыта;

-          организация психолого-педагогического исследования с использованием эмпирических методов: проведение диагностики;

-          интерпретационный метод — количественный и качественный анализ.

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Светлица» города Норильска. В исследовании приняли участие дети группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР в количестве 10 человек.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости. Причины, обусловливающие задержку психического развития, многообразны. С одной стороны — это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг ребенка преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития. С другой стороны — это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка [1, с.17].

Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-гг. XX века. Острейшая необходимость разработки теоретических аспектов психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми, по мнению М. С. Певзнер, была обусловлена главным образом нуждами образования и педагогической практики. Так в 1982 году сотрудником научно-исследовательского института дефектологии К. С. Лебединской и ее коллегами была разработана классификация типов задержки психического развития. Все четыре типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности: задержка психического развития конституционального происхождения, задержка психического развития соматогенного происхождения, задержка психического развития психогенного происхождения, задержка психического развития церебрально-органического происхождения [4,с.37].

Психомоторное развитие представляет собой сложный процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей. В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды, а также наследственных факторов [2,с.35].

По мнению Г. А. Волковой, моторные нарушения находятся в прямой зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность. Наличие особенностей в психомоторике большинства детей свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности психического развития и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между нервной системой и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка [8].

Формирование познавательной, речевой, двигательной, эмоциональной сфер детей с ЗПР идет параллельно с формированием чувства ритма. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, психической деятельностью и поведением. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движения. Поэтому, чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический. Возникает необходимость в комплексном развитии мышления, памяти, моторики ребенка. Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны с недоразвитием высших психических функций: формированием межанализаторных связей, сниженным вниманием, памятью, восприятием, мыслительным и речевым развитием.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР. Педагогический опыт многих исследователей показывает, что этому в значительной мере способствует ритмика [5, с.7].

Коррекционная ритмика — одно из самых эффективных средств воздействия на двигательную сферу. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизируется память и внимание, нормализируются эмоционально-волевые процессы [7].

Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.

Также осуществляется несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых на занятиях по коррекционной ритмике:

-        Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений;

-        Развитие и коррекция высших психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

-        Развитие способности ориентироваться в пространстве;

-        Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств [5, с.11].

Занятия коррекционной ритмикой строятся по следующей структуре:

                   I.             Вводная часть — двигательная разминка (4–5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.

                II.             Основная часть (20–22 минуты) состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, развитие способности ориентироваться в пространстве. Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания.

             III.                        Заключительная часть включает в себя подвижную или речевую игру и обязательную релаксационную фазу 6–8 минут. Проводятся комплексные игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения, формирующие способности к снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия [24, с.14].

Не менее важны при реализации занятий коррекционной ритмики и музыкальные игры. Такие игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные и познавательные качества ребёнка, вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятиях коррекционной ритмики заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.

Педагог, дефектолог М. А. Касицына выделяет четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях коррекционной ритмики: оздоровительное, образовательное, воспитательное, коррекционно-развивающее.

В ходе теоретического анализа мы определили, что коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

В практической части данного исследования мы предположили, что коррекционная ритмика является эффективным средством преодоления нарушений психомоторной сферы у детей с ЗПР.

План работы с группой компенсирующей направленности для детей с ЗПР предполагал реализацию следующих этапов: подготовительного, формирующего и контрольного. Осуществлялся данный план работы в период с сентября по апрель 2011–2012 учебного года.

Для проведения исследования и решения поставленных задач на подготовительном этапе нами были использована диагностика психомоторного развития ребёнка по методике А. И. Бурениной. По результатам диагностики заполнена карта обследования уровня развития психомоторных функций воспитанников А. И. Бурениной [6, с.40].

К основным критериям определения уровня сформированности психомоторного развития ребёнка нами были отнесены следующие показатели:

-          Эмоциональная комфортность (отзывчивость) — хорошее самочувствие, уравновешенное поведение, удовольствие от движений и самого участия ребенка в игре.

-          Внимание — способность ребенка, не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно.

-          Память — запоминание композиции из шести повторений.

-          Произвольность (способность управлять своими действиями, контролировать их) — умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме в соответствии с музыкой.

-          Координация, ловкость движений — ребенок исполняет точно показанные движения, правильно сочетает движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах. Движения пластичные, свободные, хорошо координированные [3, с.24].

На первом этапе работы обследовали детей с помощью методики А. И. Бурениной «Диагностика психомоторного развития ребёнка»

Результаты диагностики психомоторного развития ребёнка по методике А. И. Бурениной на 15.09.2011 года: девять детей имеют низкий уровень развития психомоторных функций, что составляет 90 % детей; один ребенок имеет средний уровень, что составляет 10 %; с высоким уровнем детей не выявлено (Таблица 1).

Таблица 1

Карта обследования уровня развития психомоторных функций воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР за 2011–2012 учебный год (сентябрь 2011 года)

Показатели

Имя ребенка, возраст

5,7

6,8

6,5

6,0

6,4

6,9

7,1

6,3

7,9

5,7

Общий уровень сформированности у группы

К. Артем

В. Дима

К. Лейла

С. Илья

Р. Никита

М. Руслан

С. Олег

Т. Андрей

Ю. Эмма

В. Женя

Эмоциональная комфортность

Н

С

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Внимание

Н

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

Память

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Произвольность

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

Координация, ловкость движений

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

Общий уровень ребенка:

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

                           

При анализе результатов мы выявили качественные и количественные показатели развития психомоторных функций воспитанников (Таблица 2).

Таблица 2

Качественные и количественные показатели развития психомоторных функций воспитанников на 15.09.2011 года

Показатели

Количественный показатель (чел.)

Качественный показатель (%)

Общий уровень сформированности у группы

Н

С

В

Н

С

В

Эмоциональная комфортность

5

5

0

50

50

0

С

Внимание

6

4

0

60

40

0

Н

Память

10

0

0

100

0

0

Н

Произвольность

9

1

0

90

10

0

Н

Координация, ловкость движений

9

1

0

90

10

0

Н

При анализе результатов мы сделали следующие выводы:

-          эмоциональная комфортность (отзывчивость) — пять детей имеют низкий уровень, что составляет 50 %. Движения выполняют замедленно, с опозданием, либо слишком торопливо. Пять детей имеют средний уровень, что составляет 50 % — движения выполняют старательно, но с заметным напряжением. Не попадают в движении на сильную долю;

-          внимание — шесть детей имеют низкий уровень, что составляет 60 % — испытывают большие затруднения при выполнении ритмической композиции. Четыре ребенка имеют средний уровень — 40 % — правильно выполняют ритмическую композицию, но с некоторыми подсказками;

-          произвольность — умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме в соответствии с музыкой — девять детей имеют низкий уровень, что составляет 90 % — дети не умеют подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме, имеют повышенную возбудимость, ускоряют движения, перескакивают, торопятся. Один ребенок имеет средний уровень — 10 % — умеет подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме. Однако наблюдается запаздывание, задержка и медлительность в движении;

-          координация, ловкость движений — девять детей имеют низкий уровень, что составляет 90 % — движения детей скованные, плохо координированные, неритмичные. Один ребенок имеет средний уровень — 10 % — не всегда правильно сочетает движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах. Движения угловатые, нет точной координации.

Таким образом, в результате диагностики мы получили достаточно полную картину уровня развития психомоторных функций детей с ЗПР на начало 2011–2012 учебного года.

13.04.2012 года осуществлялось контрольное диагностическое обследование, показывающее динамику в развитии психомоторной сферы ребенка (Таблица 3).

Таблица 3

Карта обследования уровня развития психомоторных функций воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР за 2011–2012 учебный год (апрель 2012 года)

Показатели

Имя ребенка, возраст

6,2

7,3

7,0

6,7

6,11

7,4

7,8

6,10

8,4

6,2

Общий уровень сформированности у группы

К. Артем

В. Дима

К. Лейла

С. Илья

Р. Никита

М. Руслан

С. Олег

Т. Андрей

Ю. Эмма

В. Женя

Эмоциональная комфортность

С

В

В

С

В

С

В

С

В

С

В

Внимание

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

Память

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Произвольность

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

Координация, ловкость движений

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Общий уровень ребенка:

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

При анализе результатов на 13.04.2012 год мы также выявили качественные и количественные показатели развития психомоторных функций воспитанников (Таблица 4).

Таблица 4

Качественные и количественные показатели развития психомоторных функций воспитанников на 13.04.2012 года

Показатели

Количественный показатель (чел.)

Качественный показатель (%)

Общий уровень сформированности у группы

Н

С

В

Н

С

В

Эмоциональная комфортность

0

5

5

0

50

50

В

Внимание

0

9

1

0

90

10

С

Память

0

10

0

0

100

0

С

Произвольность

0

9

1

0

90

10

С

Координация, ловкость движений

0

10

0

0

100

0

С

После проведенной работы мы сделали следующие выводы:

-          эмоциональная комфортность (отзывчивость) — пять детей имеют средний уровень, что составляет 50 % — движения выполняют старательно, но с заметным напряжением. Не всегда попадают в движении на сильную долю. Пять детей имеют высокий уровень, что составляет 50 %. Дети выполняют двигательные упражнения с полноценным мышечным напряжением. Точно воплощают музыкальный метроритм в движении. Преобладает хорошее самочувствие, уравновешенное поведение. Получают удовольствие от движений и самого участия в игре. С низким показателем детей не выявлено;

-          внимание — девять детей имеют средний уровень — 90 % — правильно выполняют ритмическую композицию с некоторыми подсказками. Один ребенок имеет высокий уровень, что составляет 10 % — ребенок способный, не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнять ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно. С низким показателем детей не выявлено;

-          произвольность — умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме в соответствии с музыкой — девять детей имеют средний уровень, что составляет 90 % — дети умеют подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме. Однако наблюдается запаздывание, задержка и медлительность в движении. Один ребенок имеет высокий уровень, что составляет 10 % — умеет подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме в соответствии с музыкой. С низким показателем детей не выявлено;

-          координация, ловкость движений — 10 детей имеют средний уровень — 100 % — дети не всегда правильно сочетают движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах. Движения угловатые, нет точной координации. С низким и высоким показателем детей не выявлено.

Итак, планомерная систематическая работа на занятиях коррекционной ритмикой в 2011–2012 учебном году позволила получить положительную динамику в развитии психомоторной сферы детей с ЗПР. Результаты представлены в сводной карте обследования уровня развития психомоторных функций воспитанников (Приложение 3).

Таким образом, девять детей с низкого уровня перешли на средний уровень и один ребенок со среднего уровня перешел на высокий уровень психомоторного развития. Дети стали участвовать в играх с желанием, однако в процессе игры бывают перепады настроения, движения выполняют старательно, но с заметным напряжением. Не отвлекаются от музыки и процесса движения, правильно выполняют ритмическую композицию с некоторыми подсказками. Для запоминания композиции требуется не более шести повторений, что свидетельствует о среднем показателе. Дети умеют подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме, однако отмечается некая медлительность, что характерно для детей с ЗПР.

Таким образом, коррекционная ритмика способствует развитию психомоторных функций дошкольников с задержкой психического развития, позволяет проследить положительную динамику в развитии психомоторной сферы детей с ЗПР и является целесообразным применением в системе коррекционно-развивающих методик в ДОУ комбинированного вида.

Литература:

1.         Акимовой М. К. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М. К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

2.         Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.

3.         Буренина А., Сауко Т. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию, 2007. — 37 c.

4.         Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. Москва, Школьная Пресса 2005. — 96 с.

5.         Касицына М. А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 216с.

6.         Обруч (Образование: ребенок, ученик), журнал: — 1999. — № 4. — С. 40–41

7.         Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР: http://festival.1september.ru/articles/600159/

8.         Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии: http://festival.1september.ru/articles/418856/

9.         Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012: graph-kremlin.consultant.ru›

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, коррекционная ритмика, движение, психомоторная сфера детей, задержка, компенсирующая направленность, ловкость движений, эмоциональная комфортность, ритмическая композиция.


Похожие статьи

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности

Подходы к реабилитации пациенток с соматическими и психоэмоциональными нарушениями последствий репродуктивных потерь

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, с задержкой психоречевого развития и с нарушениями опорно-двигательных функций

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Похожие статьи

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности

Подходы к реабилитации пациенток с соматическими и психоэмоциональными нарушениями последствий репродуктивных потерь

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, с задержкой психоречевого развития и с нарушениями опорно-двигательных функций

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Задать вопрос