Особенности системы государственного управления Республики Алжир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 4458 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Алжир / Б. И. Миннибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6731/ (дата обращения: 18.12.2024).

Конституция главенствует над всеми, она является основным законом, гарантирующим личные и общественные права и свободы, защищает право свободного выбора народа и придает законность исполнению государством своих полномочий. Она позволяет обеспечить юридическую защиту и контроль за действиями публичных властей в обществе, где господствуют законность и расцвет личности во всех ее проявлениях [3].

Ключевые слова: форма правления, форма государственного устройства, унитарное государство, республика, округ, Конституция, народ.

Алжир - государство в Северной Африке. По форме государственного устройства Республика Алжир является унитарным государством, состоящий из административно-территориальных делений, а именно из 48 провинций, которые свою очередь состоят из 553 округов и 1541 коммун.

Высшая законодательная власть в Алжирской Республике согласно Конституции ст. 98 осуществляется Парламентом, состоящим из двух палат — Национального народного ассамблеи и Совета нации [5, c. 28].

Национальная народная ассамблея (нижняя палата) состоит из 380 депутатов, избираемых всеобщими прямыми выборами на 5 лет. Совет нации (верхняя палата) включает 144 члена, срок полномочий которых — 6 лет, при этом каждые 3 года обновляется половина состава. 2/3 членов Совета нации избираются путем непрямых и тайных выборов из членов народных собраний коммун и областей (вилай), 1/3 назначается главой государства [5, с. 29]. На основании ст. 122, Конституции АНДР, Парламент осуществляет следующие полномочия:

-          основополагающие права и обязанности граждан, в частности режим публичных свобод, защита личных свобод и обязанностей граждан;

-          основные правовые нормы, относящиеся к статус личности и к семейному праву, в частности 6рак, развод, усыновление, дееспособность и права наследования;

-          условия регистрации граждан;

-          базовое законодательство о гражданстве;

-          основные правовые нормы, касающиеся статуса иностранных граждан;

-          правила, относящиеся к организации судебной системы и к созданию судебных учреждений;

-          основные уголовные и уголовно процессуальные нормы, в частности определение преступлений и правонарушений, учреждение соответствующих наказаний любого характера, регулирование условий амнистии, экстрадиции и пенитенциарного режима;

-          общие положения гражданского процесса и способы исполнения судебных решений;

-          режим гражданско-правовых, торговых обязательств, а также обязательств по недвижимости;

-          территориальное деление страны;

-          принятие государственного плана;

-          утверждение государственного бюджета;

-          установление налогов, пошлин, такс и сборов любого рода, а также их ставок и стоимости объекта обложения;

-          таможенный режим;

-          регламентация денежной эмиссии, а также банковского, кредитного и страхового режима;

-          общие правила в сфере образования и научных исследований;

-          общие правила, относящиеся к здравоохранению и народонаселению;

-          общие правила, касающиеся права на труд, социальной защиты, права на профсоюзную деятельность;

-          общие правила, касающиеся окружающей среды и обустройства территории;

-          общие положения, относящиеся к защите флоры и фауны;

-          защита и сохранение культурно-исторического достояния;

-          общий режим лесов и пасторальных земель;

-          общий режим вод;

-          общий режим шахт и углеводородного сырья;

-          режим землепользования;

-          основные гарантии государственных служащих и статус государственных служб;

-          общие правила, относящиеся к сфере национальной обороны и использованию вооруженных сил гражданскими лицами;

-          правила передачи собственности из государственного в частный сектор;

-          создание учреждений различных категорий [3].

Глава государства и исполнительной власти является Президент Республики, избираемый всеобщим, прямым и тайным голосованием непосредственно гражданами сроком на 5 лет. Он может быть переизбран только однажды.

Для избрания на пост Президента Республики кандидат, согласно статья 73 Конституции АНДР, должен:

-          иметь исключительно алжирское гражданство и происхождение;

-          быть мусульманином;

-          быть в возрасте не менее 40 лет ко дню избрания;

-          пользоваться всеми гражданскими и политическими свободами;

-          представить свидетельство того, что супруг кандидата является гражданином Алжира;

-          подтвердить участие в революции 1 ноября 1954 года для кандидатов, родившихся до июля 1942 года;

-          подтвердить неучастие родителей кандидата, родившегося после июля 1942 года, в актах, враждебных революции 1 ноября 1954 года;

-          представить публичную декларацию о своем движимом и недвижимом имуществе в Алжире и за его пределами;

-          другие условия предписаны законом [3].

Согласно Конституции (ст.77) Президент Республики осуществляет следующие права и прерогативы:

-          является верховным главнокомандующим всех вооруженных сил Республики;

-          является министром обороны;

-          определяет и проводит внешнюю политику страны;

-          председательствует в Совете министров;

-          назначает главу правительства и прекращает его полномочия;

-          подписывает президентские указы;

-          обладает правом помилования, отсрочки и смягчения наказания;

-          может обращаться к народу посредством референдума по любому вопросу, имеющему национальное значение;

-          заключает и ратифицирует международные договоры;

-          присуждает награды и почетные символы государства [3].

Кроме этого, в пределах своих полномочии на основании ст. 78 Конституции АНДР, Президент Республики назначает:

-          на должности, предусмотренные Конституцией;

-          на гражданские и военные должности в государстве;

-          на должности, установленные в Совете министров;

-          председателя Государственного совета;

-          генерального секретаря правительства;

-          управляющего Банком Алжира;

-          судей;

-          руководителей органов безопасности;

-          вали [3].

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство. Глава Правительства в соответствии с Конституцией ст. 85 реализует следующие полномочия:

-          перераспределяет функции между членами правительства с соблюдением положений Конституции;

-          председательствует в Совете министров;

-          следит за соблюдением законов и регламентов;

-          подписывает исполнительные декреты;

-          назначает на государственные должности, не нарушая положений статей 77 и 78;

-          контролирует нормальное функционирование государственного аппарата [3].

Правительство разрабатывает собственную программу деятельности, которая должна быть одобрена Национальным народным ассамблеям. Правительство отвечает перед Национальным народным собранием и Президентом страны. Оно может быть отправлено в отставку как Президентом единолично, так и Парламентом, но окончательное решение об отставке принимает только Президент [5, с. 30]

Отдельный раздел главы Конституции АНДР, посвящен судебной власти, в котором отмечается, что «судебная власть является независимой, осуществляется в соответствии с законом и защищает общество и свободы и гарантирует всем и каждому сохранение их фундаментальных прав» (ст. 138, 139). «Судьи назначаются исполнительной ветвью власти и несут ответственность перед Высшим советом магистратуры (ВСМ) — специальным органом для управления судейским сообществом. ВСМ заседает под председательством Президента Республики. Он решает вопросы о назначении, перемещении и продвижении судьи по службе. ВСМ дает консультации по вопросам помилования, осуществляемого Президентом Республики» [5, с. 35].

Литература:

1.         Алжирская Народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1983.

2.         Алжир: Справочник. М., 1997.

3.         Конституция Алжирской Народной Демократической Республики. [Электронный ресурс]. URL: http: http://worldconstitutions.ru/archives/53 (Дата обращения: 08.04.2013).

4.         Ладыга Р. Г. История Алжира. XX век. М., 1999.

5.         Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. / Отв. ред. — д.ю.н., проф. А. Я. Сухарев. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. — 840 с.

6.         Сапронова М. А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989–1999). М., 1999.

7.         Bedjaoui M. Algeria // International En-cyclopedia of Comparative Law. Vol.1. 1972. P.A17–28.

Основные термины (генерируются автоматически): Президент Республики, Конституция АНДР, Совет министров, Алжир, глава Правительства, государственное устройство, исполнительная власть, обязанность граждан, судебная власть, унитарное государство.


Похожие статьи

Доверие граждан к судебной власти как реализация конституционного принципа справедливости

Для современного российского общества важнейшим является вопрос о доверии к судебной власти, выступающей одним из главных рычагов демократического развития государства. В условиях постоянного преобразования правовой системы России судебная власть дол...

Реализация принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации

Тема статьи актуальна в настоящее время, поскольку требуется улучшить способы осуществления государственной власти в России на уровне не только федеральном, но и региональном. Это важно для обеспечения эффективного управления страной и защиты прав и ...

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье пред...

К проблемам предупреждения пыток на современном этапе

Автором настоящей статьи рассматриваются теоретические и прикладные проблемы предупреждения пыток в Кыргызской Республики. Кроме того автор анализирует международные нормативно-правовые акты в сфере предупреждения пыток. На основе анализы международн...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Сущность и содержание права на равный доступ граждан к государственной службе

В статье рассматривается сущность и содержание права граждан на доступ к государственной службе. Важно отметить, что данный институт является одним из ключевых для правового государства, так как именно равный доступ на государственную службу призван ...

Сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе

В представленной статье обращается особое внимание на задачи гражданского судопроизводства, которые предопределяют не только процессуальное существо деятельности прокурора, но и указывают на значение его участия в процессе. Делается вывод о том, что ...

Конституционная демократия — основа процветающего государства

В данной статье рассматривается значимость вопроса о перспективах российской демократии, которая должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникации и «обратной связи». Свое мнение н...

Защита прав в административном процессе: ретроспектива развития

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека. В демократическом государстве каждый гражданин должен иметь возможность контролировать действия тех, кто им управляет, а в с...

Юридические основы системы прав и свобод человека и гражданина в РФ

Система защиты основных политических прав и свобод человека и гражданина включает в себя совокупность гарантий (конституционных, нормативно-правовых, организационно-правовых, социально-правовых, политических, международных), государственно-управленче...

Похожие статьи

Доверие граждан к судебной власти как реализация конституционного принципа справедливости

Для современного российского общества важнейшим является вопрос о доверии к судебной власти, выступающей одним из главных рычагов демократического развития государства. В условиях постоянного преобразования правовой системы России судебная власть дол...

Реализация принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации

Тема статьи актуальна в настоящее время, поскольку требуется улучшить способы осуществления государственной власти в России на уровне не только федеральном, но и региональном. Это важно для обеспечения эффективного управления страной и защиты прав и ...

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье пред...

К проблемам предупреждения пыток на современном этапе

Автором настоящей статьи рассматриваются теоретические и прикладные проблемы предупреждения пыток в Кыргызской Республики. Кроме того автор анализирует международные нормативно-правовые акты в сфере предупреждения пыток. На основе анализы международн...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Сущность и содержание права на равный доступ граждан к государственной службе

В статье рассматривается сущность и содержание права граждан на доступ к государственной службе. Важно отметить, что данный институт является одним из ключевых для правового государства, так как именно равный доступ на государственную службу призван ...

Сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе

В представленной статье обращается особое внимание на задачи гражданского судопроизводства, которые предопределяют не только процессуальное существо деятельности прокурора, но и указывают на значение его участия в процессе. Делается вывод о том, что ...

Конституционная демократия — основа процветающего государства

В данной статье рассматривается значимость вопроса о перспективах российской демократии, которая должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникации и «обратной связи». Свое мнение н...

Защита прав в административном процессе: ретроспектива развития

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека. В демократическом государстве каждый гражданин должен иметь возможность контролировать действия тех, кто им управляет, а в с...

Юридические основы системы прав и свобод человека и гражданина в РФ

Система защиты основных политических прав и свобод человека и гражданина включает в себя совокупность гарантий (конституционных, нормативно-правовых, организационно-правовых, социально-правовых, политических, международных), государственно-управленче...

Задать вопрос