Цель: Познакомить детей, с историей возникновения и усовершенствования телефонa, пополнять представление о мире окружающих предметов.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания детей о средствах связи.
Развивающие: Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других детей. Формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать связную речь детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, телефон, карточки с номерами важных служб.
Предварительная работа:
– изготовление музея в чемодане.
– беседа о истории развития телефона;
– загадывание загадок;
– рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением телефонов;
– изготовление дидактической игры «У меня зазвонил телефон», «Собери телефон».
Ход экскурсии
- Организационный этап.
Дети проходят в группу и становятся перед экраном.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня хороший день! Светит солнце, значит день какой? (Солнечный). На улице спокойно, тихо, нет ветра, значит день какой? (Безветренный, спокойный). Правильно, ребята, и в такой хороший, солнечный день я вам предлагаю отправиться на экскурсию. Вы согласны? (Да). Молодцы, тогда отправляемся на прогулку, а куда вы сейчас поймете, все внимание на экран.
- Мотивационно-ориентировочный этап.
(Воспитатель на проекторе включает фрагмент мультфильма по сказке К. И. Чуковского «Телефон»).
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется сказка, которую мы сейчас просмотрели? (Телефон). Правильно, а кто автор произведения? (К. И. Чуковский). Молодцы! Ребята, скажите мне пожалуйста, а как общались между собой герои сказки? (По телефону). Правильно, а вы не хотите узнать, как общались люди, когда не было телефона? Как появился телефон? Каким был первый телефон? (Хотим).
- Поисковый этап.
Воспитатель: Дети, но чтобы нам узнать о истории телефона, нам надо отправиться в прошлое, а как нам это сделать? (Поехать на машине). Правильно, но не на простой машине, а на машине времени, вы согласны? (Да). Тогда становитесь в круг, мы отправляемся в путешествие.
(Дети с воспитателем становятся в круг и выполняют движения, соответствующие тексту)
Качу, я мчу,
Во весь опор (ходьба по кругу).
Я сам водитель (имитируют управление автомобильным рулем),
Сам шофер (выполняют руками моталочку).
Нажимаю на педаль (имитируют нажатие на педаль),
И машина мчится в даль! (Бег на месте).
- Практический этап.
(Воспитатель достает чемодан. Открывает и показывает детям).
Ребята, посмотрите, что это? (Это разные телефоны). Правильно, и у нас сегодня не простая экскурсия, а экскурсия по музею в чемодане. Сейчас в наше время люди, которые находятся в разных городах, домах, даже странах, могут разговаривать по телефону, а вы знаете, как общались первобытные люди? (Жестами, мимикой, танцами).
Правильно посмотрите на экран, как это происходило. (На проекторе включают слайд № 2, 3).
Воспитатель: А, вы, хотите как первобытные люди, попробовать пообщаться жестами? (Да) (Проводится игра «Веселая минутка»).
«Веселая минутка»
— Как живёшь?
Вот так (показывают большой палец).
— Как идешь?
Вот так (дети маршируют).
— А бежишь?
Вот так (дети бегут на месте).
— Ночью спишь?
Вот так (руки под щеку).
— Как берешь?
Вот так (руками к себе).
— Как даёшь?
Вот так (руки протянуты вперед).
— Как шалишь?
Вот так (дети корчат рожицы).
— А грозишь?
Вот так (грозят пальчиками).
Воспитатель : Молодцы ребята!
Прошло время люди научились говорить, начали строить себе жилье и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер. Посмотрите на экран. (Показ слайда № 4). Такой костёр называли «сигнальным». Позже использовали звуки барабанов, труб. (Показ слайда № 5).
Воспитатель: Шло время. И наконец был изобретен аппарат для передачи данных на небольшом расстоянии. Американский ученый Александр Белл придумал телефон (Показ слайда № 6 ). Этот аппарат представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. Трубку по очереди подносили то к губам — говорили, то к уху — слушали ответ. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН». Слово «телефон» означает: первая часть «теле» — далеко, вторая часть — «фон» — звук. При помощи этого телефона звук можно было услышать очень далеко. Но звук был таким тихим, было много лишних шумов, и человека на другом конце провода было очень плохо слышно. Изобретение требовало доработки.
Воспитатель: Позднее придумали телефонный аппарат с диском, состоящий из корпуса, трубки и цифрового диска. (Воспитатель достает экспонат № 2 из чемодана). Это было не удобно, потому что пальцем надо было попасть в дырочку, палец застревал и позднее диск заменили кнопками. (Воспитатель достает экспонат № 3 из чемодана и показывает детям) .
Воспитатель: Но по такому телефону можно звонить только сидя на одном месте, поэтому ученые снова стали думать, как сделать телефон с которым можно ходить по всему дому и разговаривать. (Показ слайда № 7). Умногих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении. А что делать, если нужно срочно позвонить, а ты находишься на улице? (Ответы детей).
Воспитатель: Был придуман уличный «телефон-автомат». (Показ слайда № 8). Но этот телефон был не удобный, почему, как вы думаете? (Ответы детей).Да правильно, он был большой, этим телефоном могли пользоваться все, его нельзя было взять с собой. И тогда ученые изобрели первый мобильный телефон. (Показ слайда № 9). Какой по размеру телефон? (Большой). Да первый телефон был большой и его нельзя было положить в карман.
Воспитатель: А сейчас телефоны выглядят примерно так. (Воспитатель достает из чемодана экспонаты под № 5, 6, и показывает детям). Почему люди во всем мире пользуются им? (Ответы детей). Потому что это — удобно. Действительно, мобильный — означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился. На новых телефонах можно оставить голосовое сообщение, если человек, которому вы звонили, не успел ответить на звонок.
Воспитатель : Дети, а вы знаете, что телефон можно сделать самим. Когда я была маленькая мы с подружками делали такие телефоны. Вы хотите, я могу вас научить? (Да).
Воспитатель: Тогда проходите за столы, будем учится делать веревочный телефон своими руками.
(Воспитатель показывает и рассказывает методику выполнения веревочного телефона).
Воспитатель: Вот такие замечательные телефоны у нас получились. А сейчас мы с вами попробуем поговорить по нашим телефонам. (Да).(Дети пробуют общаться по веревочному телефону).
- Рефлексивно — оценочный этап
Воспитатель: Ребята мы с вами побывали на экскурсии, а сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Мы учились, познавали,
(Дети шагают на месте).
До чего же мы устали
(Дети приседают).
Солнце в тучи укатилось,
(Дети делают наклоны туловища).
Ведь оно как мы трудилось,
(Приседают дети).
В детский садик, нам пора
Возвращаться детвора
(Дети шагают по кругу).
Воспитатель : И вот мы с вами опять в детском саду. Ребята, вам понравилась наша экскурсия? (Да). Вика, что тебе понравилось больше всего? (Ответ). Максим, а тебе, что понравилось? (Ответ). Мне тоже понравилась наша прогулка, больше всего мне понравились полные и точные ответы Илюши. Также мне понравились веревочные телефоны Марины и Матвея. А сейчас я вам предлагаю выбрать себе телефон на память о нашей экскурсии. Если вам было интересно, не скучно то вы возьмите цветные, яркие телефоны, а если вам было скучно или, что-то в нашей экскурсии вам не понравилось, то вы возьмите телефон черного цвета.
- Последующая работа
Воспитатель: Ребята, а на следующее занятие мы с вами пригласим детей из параллельной группы и расскажем им о истории развития телефона. Вы согласны? (Да).