Роль биев в общественно-политической жизни Казахского ханства (на примере бия Среднего жуза Казыбек би) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нурлигенова, З. Н. Роль биев в общественно-политической жизни Казахского ханства (на примере бия Среднего жуза Казыбек би) / З. Н. Нурлигенова, Н. Р. Нигматзянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 587-589. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6756/ (дата обращения: 16.11.2024).

Немало великих людей взрастила наша казахская степь, и пусть вечно хранит она имена тех, в чьих сердцах никогда не угасала надежда.Чьи пытливые умы вела вперед великая вера, вера в будущее нашей страны, нашего народа. На земле что мы ныне вступаем, когда то сражались батыры, при помощи книг, мы путешествуем в различных эпохах, от каменного века до наших дней. История рассказывает нам о наших предках, известных исторических личностях: вождях племен, биях, сказителях, общественных и государственных деятелях, которые внесли огромный вклад в развитие казахского народа и повлияли на исход будущего истории. Они веками стремились к единству, целостности и не уставали к этому призывать. Сплоченность, духовность, нравственность, процветание народа являются основой своеобразного кодекса духа степи. Так, бии выступали как объединители народа в государство, хан олицетворял собой государство. Гонения против биев считались гонениями против народа. Поэтому ханы всегда прислушивались к мнению биев. Если народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений. И дух батыров будет вдохновлять к победе. Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII — начале XVIII веков связана деятельность выдающихся биев, которые сыграли огромную роль в общественной жизни казахского народа.

«Легенды века», с именами которых связана целая эпоха истории Казахского ханства. Именно так академик С. Зиманов называл трех великих мудрецов казахской степи: Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Три великих наших предка в тяжелую пору истории казахского народа сумели внушить народу великую истину: «Тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни». Этим выдающимся личностям суждено было стать первыми, кто заговорил о единении казахов. «Впредь жить в согласии и мире» — призывал великий бий Среднего жуза Казыбек Би Калдибекулы, обладавший невероятным ораторским даром, который во многом предопределил его судьбу. Известный академик, исследователь С. Зиманов писал: «Казыбек би рос и воспитывался в традиционной степной культурной среде, где к нему относились как к одаренному ребенку. Его готовили в общественные деятели, учили освоению устного духовного богатства народа, основам и технике красноречия, овладению мудростью» [1, с.256]. Выдающийся деятель национальной культуры Казахстана С. Сейфуллин, воспитанный в традициях Степного края на рубеже XIX и ХХ веков, наиболее полно описал натуру и особенности судьи — бия, формировавшегося на менталитете земли казахов. Он утверждал:«Биями становились те, которые были предельно преданы завещаниям и наследию мудрых предков, освоили прошедшие историческую селекцию древних правил и норм обычаев и традиций, законов — ереже и прецедентные судебные решения, высказывания и суждения мудрецов, знали их наизусть и обладали даром красноречия» [2, с.8]. Известный казахский мыслитель и писатель Ч. Валиханов в своем труде «Записки о судебной реформе» пишет: «Возведение в звание бия не обуславливалось у киргиз каким–либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия нужно было киргизу не раз показать перед народом свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем звания своих отцов. Впрочем, из этого всего не следует думать, что звание биев было у киргиз когда–либо наследственным. Мы знаем много киргиз, отцы которых, были известными биями, но которые сами не носят этого звания» [3, с.56–57]. В устном народном творчестве сохранилось немало ораторских изречений, о которых можно прямо сказать: «Это сказано звонкоголосым Казыбеком».

Казыбек би — великий казахский бий, известный в народе как ?аз дауысты Казыбек (Казыбек с непревзойденным голосом). Как говорит легенда, так прозвал его заклятый враг казахов, Контайчи Галдан Церен, пораженный и загипнотизированный его красноречием. На берегах Сыр-Дарьи, в начале 1667 года в заснеженной Каркаралинской степи у бия Келдибека из рода аргын родился сын, которому дали имя Казыбек. Счастливая мать Токмеил тогда предрекла:

Я выращу тебя с лаской, любовью,

Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.

Ты будешь преклоняться только чести,

Твоим признаньем станет Слово [4, с.12].

Слово, вот что наиболее ярко выделяло его от других биев. Во все времена искусство слова несло с собой огромную власть, а людей, обладающих особым даром убеждения очень почитали и даже побаивались. Благодаря своей прекрасной родословной он с рождения получил ораторский дар. Как известно его дед Шанкар был известен своей начитанностью и мудростью, отец был бием. Но могли ли предположить родители, что из этого неуемного мальчишки вырастет не только знаменитый судья, но и большой политик, к советам которого будут прислушиваться единовластные ханы и влиятельные султаны.

Высокоэрудированный, с феноменальной памятью (некоторых, с кем судьба сводила лишь на мгновение, он узнавал через много лет), вспыльчивый и гневный, дисциплинированный и порой азартный, готовый для собственного народа в буквальном смысле «костьми лечь», и вместе с тем, для других эгоистичный, — таков был Казыбек би — непревзойденный оратор, вожак и фактически многолетний блюститель государственности и закона в Среднем Жузе.

Известность бию Среднего Жуза в казахской степи принесла не только его судейская деятельность. Меткое слово и умение дать отпор в словесном поединке — качества, которыми отличался Казыбек би будучи судьей — посредником. Но они оказались востребованными и для дипломатической службы. Не уступая по храбрости прославленным батырам, бии — дипломаты нередко определяли и ход политики государства. Не случайно мир между казахским и калмыцким народами был установлен в первую очередь благодаря усилиям Казыбек би. Так, первая посольская миссия к джунгарскому правителю, в составе которой был и девятнадцатилетний Казыбек, принесла удачу: из плена были освобождены соплеменники и возвращен угнанный джунгарами скот. Предание сохранило его речь, обращенную к джунгарскому правителю: «Мы — казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы — мирный народ. Чтоб счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы — народ, верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры, а в грозный час, когда это нужно, ханские юрты обрушим мы! Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы железо, мы расплавим вас. Мы за мир, не за вражду, коль надо — схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты — леопард-каблан, я — лев-арыстан. Ты — скакун-тулпар, я — горный сокол-сункар. И спуску вам не дадим. С добром пришли — добром ответь! Не хочешь мира — получишь войну!» [5, с.102].

Затем последовало еще несколько посольских миссий, результатом которых стало соглашение с джунгарами «впредь жить в согласии и мире». В одну из таких поездок Казыбек бию удалось вызволить из джунгарской неволи Абылая, ставшего впоследствии ханом Сары–Арки. Видя в Абылае большую будущность, ценя крепкость его характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Абылая на родину. Два условия выставил ему Галдан Цэрен за его освобождение: во–первых, известные люди казахской степи должны дать джунгарскому предводителю по одному сыну в аманаты-заложники; во–вторых, казахам следует порвать всякие связи с Россией и перейти в подданство Джунгарии. Казыбек би собрал всех представителей казахских родов. Хорошенько подумав, они решили пойти на уступки джунгарскому хонтайчи: послать к нему заложников и воздержаться пока от подданства — и российского, и джунгарского. И еще предупредили: если Галдан Цэрен не согласится с таким решением, то казахи, объединившись с русскими, пойдут войной на джунгар. Это была хитрая уловка. Казыбек би решил таким образом припугнуть джунгарского хана. Батыра Абылая вызволили из плена. Вернули славный город Туркестан и еще тридцать два поселения, вернули народу мир и благоденствие.

О роли Казыбек би в судьбах казахского народа можно сказать, что он являлся одним из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. При хане Тауке в 1680 году он был признан главным бием Среднего жуза. Вместе с Толе бием и Айтеке бием Казыбек би вошел в историю как инициатор объединения трех жузов,вчисле 7-ми главных биев Ханского совета в Туркестане принял участие в составлении «Уложения хана Тауке» — свода законов «Жеті-Жаргы»:

1.      Земельный Закон.

2.      Семейно-брачный Закон.

3.      Военный Закон.

4.      Положение о судебном процессе.

5.      Уголовный Закон.

6.      Закон о куне.

7.      Закон о вдовах.

В данном своде законов нашли свое конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Верно оценивая историческую обстановку, Казыбек би неустанно призывал к единству казахского народа, к прекращению межродовых распрей, к добрососедским отношениям с джунгарами, узбеками и русскими. «Достойны ли мы быть народом? — спрашивал Казыбек би. — Народ славит ханов, когда они справедливы и сильны, и проклинает их, когда коварны и трусливы. Народ славит своих батыров, когда они бескорыстны, смелы! Он проклинает батыров, ведущих своих джигитов на бой меж родными племенами. Ничто не вечно под небом аллаха. Лишь сохранив свою честь и достоинство, человек может считать себя человеком, а народ остаться народом…» [1, с.8].

В 60-х годах XVIII века империя Цинь с целью переманить на свою сторону Казыбека би, посылает ему много ценных подарков через послов. Но Казыбек би, будучи человеком чести и слова, а также великим патриотом и дипломатом, защищавшим интересы своего ханства, был против китайской стороны. Он призывал Абылая не строить никаких отношений с империей Цинь, т.к обладал хорошей интуицией и даром предвидения, помогавшим ему в самые сложные и кропотливые моменты. Всю жизнь Казыбек би желал честности, порядочности и мира. Его судебные решения, отличающиеся справедливостью и афористичностью, превращались в поучительные и по сей день пословицы и поговорки. Не случайно в народе ?аз Дауысты Казыбек был справедливо прозван «правдиво рассуждающим».

Прожив долгие, просто замечательные и полные событий 96 лет жизни, Казыбек би умер в декабре 1763 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Как прекрасный общественный деятель, искуссный дипломат, чья мудрость не знала границ, а красноречие не знало врагов, был похоронен в Туркестане, в прекраснейшем мавзолее Ходжа Ахмеда Ясауи.

И пусть старейшины слогают легенды о великом бие Среднего Жуза, чьи фразы так крылаты и независимы,как беркуты, пронзают они горизонты и разносятся по великой степи казахского народа.

Следовательно, немало великих людей взрастила казахская степь, мудрый бий Среднего Жуза ?аз Дауысты Казыбек тому подтверждение. Его великие заслуги в формировании мировоззрения казахского народа безграничны. Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества. Он — один из организаторов освободительной борьбы против джунгарских завоевателей,совместно с батырами Кабанбаем из рода каракерей и Богенбаем из род канжыгали создал народное ополчение, активно участвовавал в управлении государством во времена ханов Тауке, Самеке, Абилмамбета и Абылая, Казыбек Би также оказывал влияние на внешнюю и внутреннюю политику Казахского ханства,тем самым только доказывая сой статус мудрого дипломата и прекрасного манипулятора. Он проводил весьма своеобразные переговоры и умел сразить даже своим острым умом и точным словом любого собеседника, пусть это даже его заклятый враг.

Казыбек би обладал очень яркой идеалистической натурой, в своих решениях он был тверд и решителен, в своих высказываниях резок и прямолинеен. Всех, кому довелось повстречаться с ним он мог расположить к себе не только своими красноречивыми фразами, но и благими поступками. И здесь следует вспомнить слова нашего Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, произнесенные им на заре демократических преобразований 28 мая 1993 года: «Мы знаем имена трех великих сынов народа, трех славных мудрецов: Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Они стали для казахов непреходящим символом единства. Их страстные речи овладели умами потомков, как изречения из Священных книг. Их историческое значение для казахского народа, их значимость в нашей истории невозможно переоценить. И в том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству, что водрузили ныне знамя независимости, в том, что на священной земле предков, проживаем в благополучии, мире и согласии, мы, нынешнее поколение казахов, всецело обязаны им. И низко склоняем головы перед их бессмертной, благословенной памятью» [6, с.203].

Литература:

1.         Зиманов С. З. Древний мир права. — Алматы: Деректер мен зерттерлер, 2003. — 460 с.

2.         Сейфуллин С. ?аза? ?дебиеті. — ?ызылорда: Литература, 1932. — 34 с.

3.         Судебная власть Казахстана. — Астана: Дидар, 2004. — 200 с.

4.         Нуркеева С. Токмеил и ее знаменитый сын Казыбек би //Аружан. № 10. — Алматы: 2008. — 36 с.

5.         Бельгер Г. К. Рассказы о биях. — Астана: Аударма, 2004. –189 с.

6.         Назарбаев Н. А. В потоке истории. — Алматы: Жеты Жар?ы, 1999. – 244 с.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, казахская степь, народ, Казахское ханство, Туркестан, батыр, джунгарский правитель, звание, имя, Среднее.


Похожие статьи

Роль казахских биев в жизни народа и в правовой системе современного законодательства

Роль хана Абулхаира в событиях принятия казахов подданства России

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды

Участие населения в формировании органов власти монархического Российского государства XVIII века на примере выборов в казенные службы купечества

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития городов правобережья Амударьи в IV-I века до нашей эры)

История становления военной конфедерации саков-массагетов на территории Казахстана

Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр»)

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Толкование народных поверий связанных с культом верблюда в узбекском фольклоре

Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве казахских жырау

Похожие статьи

Роль казахских биев в жизни народа и в правовой системе современного законодательства

Роль хана Абулхаира в событиях принятия казахов подданства России

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды

Участие населения в формировании органов власти монархического Российского государства XVIII века на примере выборов в казенные службы купечества

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития городов правобережья Амударьи в IV-I века до нашей эры)

История становления военной конфедерации саков-массагетов на территории Казахстана

Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр»)

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Толкование народных поверий связанных с культом верблюда в узбекском фольклоре

Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве казахских жырау

Задать вопрос