В статье рассматривается возможность развития критического мышления студентоввсистеме научных студенческих кружков, выражающие интересы студентов, их предпочтения, склонностей, способствующие их самореализации, культурной и социальной адаптации
Ключевые слова:научные студенческие кружки, креативность,креативное письмо
Possibility of the development of the critical thinking student is considered In article in system scientific student mug, expressing interests student, their preferences, aptitudes, promoting their самореализации, cultural and social adapting the
Keywords:scientific student mugs, creative, creative letter
Традиционная система высшего образовательного учреждения не только не направлена на развитие личности студента, его творческих способностей, раскрытие индивидуальности каждого, но зачастую препятствует этому, “блокирует” проявление творческой активности. В результате творческие стремления студентов просто угасают. Доказано, что с возрастом творческие способности снижаются, тогда как интеллектуальные и жизненные растут. В связи с этим обозначается педагогическая проблема обеспечения условий творческой реализации студентов. Возможность создания таких условий мы видим в системе научных студенческих кружков. Научные студенческие кружки проводятся, для одаренных студентов. Научные студенческие кружки — это система свободного избрания деятельности студента, выражающаяся в удовлетворении его интересов, предпочтении, склонностей и способствующая его самореализации, культурной и социальной адаптации. Выявляя одаренных студентов, создавая условия для их развития, мы стараемся уходить от традиционных форм обучения, вводим новые технологии, чаще создаем ситуации творческого проявления. Научный студенческий кружок «Молодой методист», функционирующий на кафедре методики преподавания русского языка и литературы на факультете иностранных языков Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, предлагает углубленное изучение методики преподавания русского языка и литературы по разделам:
1. Практическая лингвистика
2. Культура речи
3. Различные виды творческих работ
4. Функциональные формы речи
5. Креативное письмо.
Эта программа научного студенческого кружка «Молодой методист» предполагает раскрытие творческого потенциала студентов посредством развития воображения — это и есть креативность. Креативность — (от латинского creative — созидание, сотворение) творческая, новаторская деятельность, направленная на созидание. Однако креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для педагога все студенты должны быть потенциально креативными, важно заметить своеобразную индивидуальную креативность студента и стремиться развивать ее.
Но мало выявить креатив студента, еще и среда, в которой их креативность могла бы проявиться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
В чем мы видим преимущество нашего научного студенческого кружка?
Небольшое количество студентов в группе (10–12 человек) и продолжительность занятия (1,5 часа) позволяет создать творческую атмосферу, в которой может проявляться креативность каждого. А необычные формы занятия кружка помогают студенту разбудить воображение: представить себя частью природы (листиком, снежинкой, первым цветком) и передать свои ощущения через слово. Всегда с интересом и особым увлечением студенты работают на занятиях, где мы применяем компьютерные технологии. Для студентов мы используем презентационные занятия, а тестовые и контрольные работы они выполняют индивидуально в компьютерной аудитории.
Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, методисты отделения русского языка пришли к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В процессе применения данной технологии происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, формируется направленность на самореализацию.
Основные стадии технологии развития критического мышления.
1. Стадия вызова — учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих студентов воспоминания по данной теме. Посредством мозгового штурма (лингвистическая разминка, синтаксическая пятиминутка, этимологический экскурс, решение кроссвордов, ребусов, шарад и т. д.) студент легко погружается в предлагаемую проблему.Ас помощью кластера систематизируются связи между объектами или явлениями.
2. Стадия осмысления новой информации — прием инсерта — применяется при работе с текстом, содержащим теоретические сведения. Такая маркировка текста позволяет студентам выделить то, что известно, что противоречит их представлениям, или является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.
3. Стадия рефлексиипомогает понять студенту и педагогу, как усвоена тема, что узнали нового, на что еще следовало бы обратить внимание, чтобы теоретические знания стали практическими навыками.
Таким образом, технология развития критического мышления помогает быть открытыми для новых идей, целостно рассматривать ситуацию, способными оценивать, стремиться к получению новых знаний, искать альтернативу, выбирать и отстаивать свою точку зрения, научиться применять навыки критического мышления в жизни.
Методисты научного студенческого кружка «Молодой методист» не случайно взяли за основу разработок занятий по русскому языку технологию развития критического мышления через чтение и письмо, так как из этой технологии и вытекает креативное письмо.
Креативное письмо — письмо нетрадиционных жанров, особый тип сочинения, предполагающий нестандартность мышления автора.
Студенты создают тексты в таких жанрах, как Верлибр, центон, литературная стилизация (пародия на известные литературные произведения), сочинение-зарисовка, сочинение-ассоциация, сочинение-сновидение, похвальное слово, сочинение-реклама, дневниковые, автобиографические записи, эссе и др.
Основной целью креативного письма является самовыражение автора.
Креативное письмо предполагает свободу творчества, возможность реализации нестандартных идей, мыслей, ощущений.
Единственное ограничение подобных сочинений состоит в том, что креативность не должна быть только ради самого креатива, то есть сочинять необычно для того чтобы отличаться от других, выделиться — неправильно, да и вряд ли кому-нибудь из потенциальных читателей может действительно быть интересно подобное стремление автора самоутвердиться.
Задача автора креативного сочинения — показать собственное видение мира, субъективность ощущений, уникальность своего мышления.
Мы часто слышим фразы: “слог Пушкина”, “чеканное слово Маяковского”, “перо Гоголя”. В чём гениальность всемирно известных творений? В том, что великие произведения искусства не похожи на другие, хотя и подобны им.
Безусловно, креативное письмо требует от сочинителя лингвистической подготовленности, достаточной степени владения речью, зрелости мысли, так как без этого невозможно создание стоящего произведения, интересного для других людей. Поэтому по программе научного кружка «Молодой методист» ” является обязательным использование литературных и лингвистических игр, которые помогают войти в мир слова, развивают воображение, умение мыслить логически.
Пример творческих заданий:
Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: отрывки из поэм, загадки, шуточные стихи. Потом студентам предлагается самим закончить фразу — зарифмовать слова:
...лик
…миг
…осень
…проседь
Все эти “пробы пера” проходят очень весело, с шутками и смехом, с большим желанием. Постепенно задания усложняются, и студентты переходят к сочинению четверостишьям, а далее студенты сочиняют стихи на заданные рифмы.
На каждом занятии мы проводим “творческие пятиминутки”, на которых студенты читают свои стихи, сочинения, ими придуманные.
Конечно же, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, видна и подражательность, и скованность в выборе изобразительно-выразительных средств, но нельзя не отметить искренности, увлеченности студентов, их стремление выразить свои чувства.
С целью реализации творческого потенциала научного студенческого кружка отделения русского языка факультета иностранных языков Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами создан литературный клуб “Вдохновение”, где студенты встречаются с творческими людьми, предлагают свои творческие проекты и просто вдохновляются новыми идеями.
На деятельность научных кружков возложена особая миссия — помочь каждому найти свой путь, повести студентов по дороге успеха в своей будущей педагогической профессиональной деятельности, научить их искусству успешной жизни, работы, творчества.
Литература:
1. Савенков А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. — 2008. — № 3.
2. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития,2007.
3. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 2008. — № 4.
4. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997.