В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает объект доступным для тщательного изучения. В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности студентов другим предметом, изображением, знаком.
Ключевые слова: моделирование, содержание теста, осознанность, текстовая модель, схема.
Question education student-uzbek russian language is considered In article on occupation on practical course of the russian language by means of modeling, which effectively realizes the process of the study from simple, unacquainted — to familiar that is to say does the object available to close examination. In base of modeling lies the principle замещения: real subject can be замещенin activity student by other subject, scene, sign.
Keywords:modeling, contents of the test, text model, scheme
В современных условиях в Республики Узбекистан происходят изменения с невиданной скоростью во всех областях жизни. С каждым годом объём информации удваивается. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать, государство же предъявляет образовательному пространству новый социальный запрос — функционально-грамотный выпускник высших образовательных учреждениях. Компетенция образования «научить учиться» становится ключевой в высших педагогических образовательных учреждениях Республики. Она обеспечивается совокупностью «универсальных учебных действий» (УУД), которые выступают инвариантной основой образования и воспитания в высших педагогических образовательных учреждениях.
Овладение универсальных учебных действий выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта выпускника высших образовательных учреждениях. Универсальных учебных действий студенты овладевают в контексте разных учебных дисциплин, в том числе — на занятиях русского языка. При обучении студентов высших образовательных учреждений русскому языку используются задачи, которые направленны на развитие русской речи студентов родным языком, которых является узбекский. Обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка мы проводим с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает объект доступным для тщательного изучения [1]. В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности студентов другим предметом, изображением, знаком.
Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении моделей исследуемого объекта, называется моделированием. Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, приближающихся по содержанию к понятиям.
Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания могут быть усвоены только тогда, когда студента выполняет какие-то действия с ними. Поэтому при планировании усвоения любых знаний необходимо заранее определить, в каких действиях они должны использоваться студентами, т. е. с какой целью они усваиваются. Конструктивно задать цель усвоения знаний — это значит указать те умения, в которых эти знания будут функционировать. Все эти действия можно осуществить, используя метод моделирования. Владение студентами методом моделирования в процессе изучения русского языка позволяет:
- во-первых, изменить отношение студентов к дисциплине, преобразуя их учебную деятельность более осмысленный и более продуктивный процесс;
- во-вторых, приблизить студентов к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие [3; с.42].
Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания студентами под руководством преподавателя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Моделирование относится к группе практических методов обучения [2; с. 34].
Моделирование выделяется в качестве самостоятельного средства обучения, значительно облегчающего и ускоряющего процесс приобретения студентами прочных систематических знаний.
В теории и практике моделирование выступает как особая целенаправленная деятельность, активизирующая учебный процесс. Для того чтобы вооружить студентов моделированием как способом познания, нужно, что бы студенты сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи. Чтобы решить текстовую задачу, надо построить её текстовую модель. Работа над текстовой моделью начинается с того, что её читает студент. Для того, чтобы передать содержание текста, студент должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё — к составлению схемы по содержанию текста с помощью символов (знаково-символической модели).
Все эти модели являются описанием одного и того же объекта — усвоение и передача содержания текста. Они отличаются друг от друга тем, что выполнены на разных языках: языке слов (словесная); языке образов (мысленная); языке символов (знаково-символическая).
В учебном процессе бывают случаи, когда просто необходимо моделирование:
- аудитория встречается со сложными текстами;
- педагогу нужно проконтролировать осознанность освоения содержания текстов студентов;
- «слабые» студенты не могут обойтись без модели, и им разрешается сделать модель наиболее понятного для них вида.
Поскольку уровень интеллектуального развития у студентов разный, то нельзя, не учитывая индивидуальных особенностей студентов, научить передавать содержание текста. Студентам с различным уровнем речевого развития требуются различные приёмы работы с содержанием текста, поэтому на занятиях по русскому языку мы учим студентов построению нескольких видов моделей к одному и тому же тексту. Это требуется для того, чтобы студенты не оказались в ситуации неуспеха, а чувствовали себя способным освоить любой текст на русском языке.
Первоначально мы знакомим студентов с различными видами моделей, применимых к освоению текста. Насколько быстро ответит на вопросы по изучаемому тексту студент, найдёт возможные варианты усвоения содержания текста, зависит от удачного выбора модели. Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в тексте. В целях формирования осознанного подхода к усвоению содержания текста в учебном пособии по русскому языку мы ввели следующие задания:
- какой рисунок подходит к данному тексту?
- какие цвета передают содержание текста и обоснуйте свой выбор цвета?
Эти задания способствуют формированию навыка составления и анализа схематических моделей. Схемы, по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. Схематическое моделирование выделяет общие и частные опознавательные признаки изучаемого материала, а также подсказывает возможные способы и варианты её проверки [1; с. 34].
Схематическое моделирование при усвоении содержания текста имеет свои превосходства по ряду причин:
- работа со схемами снимает чувство скованности и страха перед ответом; — схема становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между студентом и педагогом;
- позволяет подняться на достаточно высокую ступень абстрактности;
- схема является обобщением, позволяющим выйти за пределы данного текста и получить обобщающий способ для его усвоения.
Создание схем возможно как индивидуально, так и в группах разного состава. Предлагая свою версию модели, студент объясняет, каким образом он пришёл к такому выводу, а это один из путей развития связной речи. Дальше на занятии возможна работа по коррекции модели, применение ее в других видах учебной деятельности: при составлении, классификации, в дидактических играх. Совершенствование открытия, самостоятельно выстроенная цепочка рассуждений — лучший способ «пропустить» материал через сознание, а значит быстрее и прочнее запомнить.
Мы выделяем три этапа работы со схемой:
Первый этап — это перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы, составление схемы.
Второй этап — углубление понятий и обобщение материала. Сознательное ориентирование студентов в схеме, владение доказательствами с использованием схем, дополнение схемы, исправление ошибок в схеме, разнообразные виды работ со схемами, самостоятельное выполнение заданий по теме в аудитории и дома.
Третий этап — это работа на основе приобретенных знаний и умений, схемы уходят, формируется навык беглого действия.
Для формирования умения составлять схемы к содержанию текста мы используем следующие виды заданий:
- нужно перевести содержание текста в чертеж;
- нужно по схеме рассказать содержание текста;
- нужно из предложенных вариантов выбрать и соотнести содержание текста и подходящий к нему чертеж.
Составление студентами схем по содержанию изучаемого текста, помогают осознанно запоминать и воспроизводить большие объемы текстов. Передача содержания текста по семе требует занять определенную позицию, прояснить и грамотно сформулировать свою мысль и представить свое мнение в четкой и сжатой форме с помощью модели «ПОПС-формула».
П- позиция:
В чем заключается твоя точка зрения?- Я считаю, что….
О- обоснование:
Довод в поддержку твоей позиции.-……потому что…..
П-пример:
Факты иллюстрирующие твой довод.-НАПРИМЕР…..
С — следствие:
Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции. -….поэтому….
Использование этой схемы позволяет активизировать работу учащихся при повторении теоретического материала, акцентировать внимание детей на необходимости двустороннего анализа при выделении подлежащего и сказуемого.
Очень важное условие в работе со схемами — то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Таким образом, схемы — опоры включают в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на занятии, активизируют познавательную деятельность студентов, повышают «плотность» занятия, дают возможность применять необычные формы контроля.
Студенты свободно оперируют понятиями, самостоятельно выбирают уровень выполнения заданий, не боятся контрольных работ, осознанно выполняют работу над ошибками.
Литература:
1. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1999. — 340 с.
2. Ермолаева А. А. Моделирование на уроках.- М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
3. Русский язык: Теория и практика обучения/ Под ред. М. С. Соловейчик. М.,1994.
4. Шелгина О. Б. Дифференцированное обучение учащихся посредством модульной технологии // Начальная школа, 2007.№ 7. — С.42