Творческий путь учителя-логопеда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 2953 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Н. Н. Творческий путь учителя-логопеда / Н. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 702-704. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6768/ (дата обращения: 17.10.2024).

В статье рассмотрена значимость профессии логопеда в современных условиях, владеющего профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Ключевые слова: логопед, речевые нарушения, методы логопедического воздействия, общее недоразвитие речи

The creative way of speech therapists

N. N. Ivanova

FSAEE HPE North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (Yakutsk)

The article discusses the importance of speech therapist’s profession in the present conditions that possesses professional methods of speech therapy methods and techniques in various speech disorders in preschool and school age.

Keywords: speech therapist, speech disorders, speech therapy techniques, general underdevelopment of speech.

Задача современного общества, семьи, педагога — создать благоприятные условия для развития природных способностей и возможностей человека. Решая эту задачу специалисты стремятся организовать психолого-педагогическую и логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями.

Современная логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания, так как термин «логопедия» в переводе с греческого означает «воспитание правильной речи».

Сегодня мы начинаем понимать, что в каждой школе должен работать специалист — учитель-логопед, владеющий профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Одним из таких людей интересной и редкой профессии учителя-логопеда является Валентина Семеновна Илларионова — ведущий учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 22 г. Якутска, за плечами которой многолетний опыт профессиональной педагогической деятельности.

В. С. Илларионова — выпускница дефектологического факультета Московского педагогического института имени В. И. Ленина (1968), отличник просвещения РФ, ветеран педагогического труда, логопед высшей квалификационной категории.

Сказать о том, что Валентина Семеновна — человек щедрой, прекрасной души, солнечной доброты — значит не сказать почти ничего.

Нас, коллег, дефектологов разных поколений, поражает ее способность открывать душу детям, в ней столько светлого ума, энергии, творческого поиска и магического влияния на детей, желания помочь каждому ребенку, выпестывать в каждом его неповторимый, индивидуальный талант и почерк

Быть учителем-логопедом нелегко, но сколько человеческих жизней прошли через заботливые и любящие руки Валентины Семеновны за все годы в педагогической деятельности, из них 13 лет отданы дошкольному образованию — скольким детям, семьям она помогла, поддержала, вернула веру в жизнь, открывая в каждом ребенке его творческие силы, талант, одаренность, вселяя уверенность в себе, в свои силы.

Более 45 лет отданы любимой профессии, любимой потому, что желание стать волшебником была с детских лет; в послевоенные годы в маленьком селе Кыллах соседями жили семьи, у которых девочки 5 и 6 лет из-за последствия ушного заболевания «отит» страдали задержкой речевого развития, встречались в селе и взрослые (умницы и трудяги), которые остались без речи. Желание помочь волшебным образом этим людям, определили жизненный и профессиональный выбор будущей профессии.

Ведь у каждого из нас свой творческий путь. Нелегок он, но тем и интересен. В. С. Илларионовой в жизни повезло на хороших преподавателях, которые были высокообразованными и ведущими специалистами в области дефектологии и логопедии, профессионалами своего дела

Это преподаватели МГПИ им. В. И. Ленина: знаменитые профессора высочайшего уровня такие как: С. С. Ляпидевский, В. И. Селиверстов. Б. М. Гриншпун, С. Я. Рубинштейн, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Е. И. Алмазова, НАЧевелева,

Т. А. Власова, А. В.Ястребова, которые внесли неоценимый вклад в профессиональном становлении и развитии дефектологических кадров для регионов РФ.

После окончания института одна из первых педагогов — логопедов Валентина Семеновна с дипломом «учитель начальных классов, учитель-логопед» начала свою педагогическую деятельность в Горном улусе, затем в арктическом Оленекском улусе (1968–1987гг) и где бы она не трудилась везде была первой в своих начинаниях: будь это открытие. специализированного класса для детей с задержкой психического развития, создание пришкольного хозяйства в Оленекской средней школе, на вырученные деньги был приобретен первый в школе музыкальный оркестр, наставник молодых специалистов, руководитель методического объединения учителей начальных классов, депутат поселкового Совета двух созывов.

Валентина Семеновна снискала уважение и доверие своих земляков за ответственное и добросовестное отношение к профессиональной деятельности в области обучения и воспитания подрастающего поколения.

Она учитель-логопед, имеющий свой взгляд, свою тему на вопросы воспитания правильной грамотной речи, для развития личности ребенка с нарушениями речи в семье.

Как специалист Валентина Семеновна считает, что современная молодая семья обязана знать закономерности речевого развития ребенка и уделять на это особое внимание, так как только семья обеспечивает формирование и полноценное развитие речи, первоначальное становление личности ребенка, целостное развитие его способностей и в этом велика ответственность родителей.

Именно в семье ребенок приобретает первые уроки общения, воспринимает правильную грамотную речь окружающих и этот опыт он развивает дальше.

А как быть, если у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР), если у него небогатый словарный запас, если он не может говорить?

Здесь Вам и вашему ребенку помогут специалисты: врачи, логопеды, психологи.

Очень важна и значима роль врача-невропатолога, психотерапевта: они после всестороннего обследования ребенка ставят диагноз, назначают лечение, параллельно с ними работает логопед, который специальными методами,приемами логопедического воздействия возвращает. ребенка в прекрасный мир звука, движения и слова, применяя различные современные технологии обучения и воспитания.

Каждому родителю следует запастись терпением, окружить ребенка заботой, лаской, любовью, быть помощником не только ребенку, но и логопеду — ведь только во взаимодействии, понимании, сотрудничеству и комплексном воздействии врача, логопеда, родителя и ребенка сопутствует удача и он, этот маленький человек, засверкает солнечным неповторимым сиянием — сиянием доброты, улыбок, детского смеха. Как верно определил В. А.Сухомлинский «А детство — детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве: у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью» [1,с.4].

Обо всем этом говорит Валентина Семеновна — опытный учитель-логопед, имеющий опыт работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

Как практикующий логопед В. С. Илларионова имеет уникальный опыт работы с детьми с тяжелой речевой патологией из группы «общее недоразвитие речи тяжелой степени — алалия»

Пример этому обучение 7 летнего Пети с диагнозом «Алалия тяжелой формы». Занятия проводились в течение 3-х месяцев. Что достигнуто? Успехи Пети таковы: стал выговаривать слова, составлять короткие 3-х сложные предложения по картинке:

«Ее зовут Валя», «Это моя собака», «Это мяч». Конечно, это ему дается очень трудно. Но важно другое: Петя стал говорить, слышать свою речь, понимать других. У Пети все впереди, а первые успехи обнадеживают.

Другой пример: Вася в три года пришел в детский сад № 26 в речевую группу с речевым диагнозом: «сенсорная алалия».

Беседа с Васей о самолете Речь Васи: "….амоть тю-тю..(самолет летит), о машине: "…ина бу-бу»; о маме: «мама… (пришла).., «Мама кормит Васю».. «Мама……".

После 4-летней упорной работы к 7 годам речь Васи нормализовалась и он смог учиться в общеобразовательной школе.

Важным в работе логопеда Валентина Семеновна отмечает овладение приемами диагностирования, знание особенностей и гибкости артикуляционного аппарата, динамики развития мелкой моторики, особенности двигательной активности, координации движения, учет психофизиологических особенностей развития ребенка, социокультурной среды и индивидуализации учебного процесса ребенка — это есть фундамент психолого-педагогической и логопедической помощи детям с нарушениями речи.

Ранняя диагностика речевых патологий, своевременное оказание логопедической помощи, организация коррекционно-развивающего обучения в дошкольном возрасте- это основа личностного развития детей и единственная возможность полноценной коррекции речевых нарушений и в связи с этим следует обратить внимание на организацию дошкольного обучения и воспитания в коррекционно-реабилитационных центрах, детских садах компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушениями речи.

Илларионова В. С. является автором методического пособия «Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи» для якутскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возрастов изданного в издательстве «Бичик» в 1995г.

Это ценный дидактический материал, впервые разработанный специалистом логопедом, является настольной книгой логопедов республики, где дан обширный доступный материал для работы по постановке, автоматизации, обогащению словарного запаса, устранению нарушений звукопроизношения посредством богатства родного языка.

Подтверждением тому являются положительные отзывы логопедов Намского, Амгинского, Горного, Хангаласского улусов Республики Саха (Якутия) Значимость методического пособия определяется тем, что он эффективно применяется на практических занятиях по дисциплине «Логопедия» педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (директор педагогического института — Григорьева А. А.., д.п.н., профессор СВФУ)

Отрадно отметить, что инновационный подход к современному педагогическому труду позволила Валентина Семеновне разработать пособие, которое активно применяется в вузовской практике для подготовки логопедов.

Валентина Семеновна коррекционно-педагогическую работу строит исходя из диагноза ребенка, по — правильному лексико-грамматическому строю речи, применяя различные речевые, языковые игры разных типов для развития связной разговорной речи и формирования логического мышления. Ее отличают высокий профессионализм, педагогический такт, творческий поиск, оптимизм и преданность однажды избранной профессии.

Валентина Семеновна — яркая цельная личность, жизненный и профессиональный путь, которой является достойным примером добросовестного труда, посвятившей себя благородной профессии учителя-логопеда.

Литература:

1.      Сухомлинский ВА. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопедическое воздействие, общее недоразвитие речи, логопедическая помощь, нарушение речи, школьный возраст, методическое пособие, общеобразовательная школа, педагогический институт, правильная грамотная речь.


Ключевые слова

логопед, речевые нарушения, методы логопедического воздействия, общее недоразвитие речи

Похожие статьи

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Похожие статьи

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Задать вопрос