Виды деятельности : познавательная, игровая, двигательная, музыкальная, коммуникативная.
Цель : Закрепить знания о правилах безопасности в разных ситуациях.
Программные задачи, реализуемые в ходе образовательной ситуации :
Образовательные: закрепление элементарных представлений в области здоровья и безопасного образа жизни; знаний о правилах поведения в доме, на природе; о правильном питании; о светофоре, о назначении сигналов светофора; знания об опасных предметах, умения объяснять их опасность; совершенствование речи.
Развивающие: развитие слухового внимания, восприятия, мышления и любознательности.
Воспитательные: воспитание экологической культуры, культуры безопасного поведения; дружеских взаимоотношений между сверстниками и получение удовольствия от положительных эмоций.
Предварительная работа: рассматривание альбомов по безопасности; беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице; дидактическая игра: «Азбука безопасности»; разучивание стихов по безопасности.
Материалы и оборудование : ноутбук,мольберт, карточки для игры «Опасно — не опасно», картинки с электроприборами, карточки с разными ситуациями дома и на природе, салфетки, чипсы, напиток Спрайт, конфеты M&M’s, одноразовые стаканы, светофор, кружки: красный, желтый, зеленый, игра «Собери дорожный знак».
Ход ОС:
Воспитатель:
1 этап: Вводно-организационный
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, друг, здравствуй, друг!
Здравствуй, наш веселый круг!
Воспитатель:
— Давайте скажем друг другу «Доброе утро», посмотрим друг на друга, улыбнёмся, чтобы у нас было хорошее настроение.
Мотивационно-побудительный
Создание проблемной ситуации
Воспитатель:
— Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло необычное сообщение. Это видеообращение от жителей планеты … с просьбой о помощи. Хотите посмотреть?
(Просмотр видеообращения)
(«Здравствуйте, ребята! Мы жители далекой планеты Верона. Мы узнали, что на вашей планете Земля есть правила безопасности, которые вы соблюдаете. А у нас их нет. И от этого мы очень страдаем. Помогите нам, пожалуйста, расскажите о них. Мы вам будем очень благодарны».)
Мотивация к деятельности
Воспитатель:
— Ребята, а давайте поможем инопланетным жителям и подскажем о наших правилах безопасности? Согласны? Тогда давайте подумаем вместе и составим план, о чем же мы сможем им рассказать.
(Составление плана:
- Опасные предметы;
- Один дома;
- Правильное питание;
- Безопасность на дороге;
- Безопасность на природе.)
Воспитатель:
— Ребята, я предлагаю все наши правила безопасности записать на видео и отправить их инопланетным жителям. Согласны?
2 этап — Основной
Тогда двигаемся по нашему плану и первый островок безопасности «Опасные предметы». Несмотря на то, что всем нам кажется наш дом безопасным, это не всегда так. Дома нас может поджидать много опасных предметов.
Воспитатель:
— Перед вами картинки с электроприборами. Назовите, пожалуйста, какие приборы мы видим.
— Дети: «Утюг, чайник, пылесос, телефон, стиральная машина, швейная машина, лампа и телевизор, компьютер».
Воспитатель:
— А скажите, какую пользу в жизни человека приносят эти электроприборы, как вы думаете?
— Дети (поочерёдно): «Утюг помогает выгладить бельё»; «Пылесос помогает быстро и чисто убрать в доме»; «Телефон нужен нам, чтобы позвонить»; «Телевизор нужен, чтобы посмотреть мультфильмы, интересные передачи»; и т. д.).
Воспитатель:
— Вот видите, какую огромную пользу приносят эти приборы, но наряду с пользой, они могут угрожать здоровью и даже жизни человека, если неправильно с ними обращаться.
Ребята, как вы думаете, чем опасны эти предметы, например. Утюг? Кто об этом расскажет?
Дети: «Можно получить ожог, если подходить к горячему утюгу, может возникнуть пожар, если оставить утюг включенным без присмотра».
Воспитатель:
— Опасность может подстерегать нас в разных местах и ситуациях. Давайте вспомним с вами, какие в доме могут быть опасные и безопасные предметы. Для этого поиграем в игру «Опасно — не опасно»
Воспитатель:
— Ребята, разложите картинки так, чтобы вокруг зеленого кружка были предметы, не опасные, а возле красного — предметы опасные.
(дети играют в игру с карточками)
Воспитатель:
— Давайте сделаем вывод:
- Почему этими предметами можно пользоваться самостоятельно, без участия взрослых ( дети отвечают: «Потому что этими предметами мы не можем нанести себе вред. Они для детей безопасны»).
- Почему этими предметами могут пользоваться только взрослые ( дети отвечают: «Потому что эти предметы опасны для детей»).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас двигаемся дальше. Следующий островок безопасности — «Один дома». Сейчас поговорим о том, как надо себя вести в разных ситуациях, когда остаетесь одни дома.
Один ребенок рассказывает ситуацию, а другие говорят, какое правило здесь нарушено, и находят картинку к нужной ситуации.
1 Ребенок:
Петя наш, в глазок не глядя,
Дверь открыл чужому дяде.
Стало в доме Пети голо,
Нет ботинок выйти в школу! (Нельзя открывать посторонним дверь)
2 Ребенок:
В доме шум, и гам, и крик:
—Срочно нужен мне парик!
Ах, плохие эти спички
Съел огонь мои косички! (Спички детям не игрушка).
3 Ребенок:
Скучно маму ждать с работы,
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды… (не прикасаться к плите, дожидаться взрослых)
4 Ребенок:
Умудрилась наша Света
Съесть все мамины таблетки
Чуть живой едва осталась,
Зато в «Скорой» накаталась. (Нельзя брать лекарства)
5 Ребенок:
Спицы в розетку засунул едва,
Искры и пламя — до потолка!
То, что ты еще живой,
Повезло тебе, «герой!» (не суйте ничего в розетку)
Воспитатель:
— Ребята, сейчас мы с вами попали на островок «Правильное питание». Знаете ли вы, какие продукты полезные, а какие вредные для нашего организма? Сейчас мы с вами проведем опыты и увидим, полезны или нет постоянно встречающиеся нам в магазине продукты. Для этого нам понадобятся чипсы, «Кока-Кола», жевательные конфеты и лабораторные предметы.
Для начала нужно вспомнить правила безопасности при работе в лаборатории: нужно быть предельно аккуратными и осторожно обращаться с предметами.
Итак, первый опыт с чипсами : возьмем салфетку, кладем на нее чипсы. Свернем салфетку пополам и придавим. Теперь разворачиваем, уберем остатки чипсов и посмотрим на нее. Мы видим, что салфетка вся покрыта жирными пятнами, а большое количество жира очень вредно для нашего организма, т. к. большое количество жира приводит к ожирению, на коже будет появляться сыпь, человек начинает быстрее уставать и чаще болеть.
Второй опыт с «Спрайт» и конфетами «M&M’s» : положим на дно стакана конфеты «M&M’s» и зальем их «Спрайт». Жидкость не только окрасилась во все цвета радуги, но и превратилась в противное вязкое вещество. Попадая в желудок человеку, пользы не принесет.
Теперь давайте сделаем с вами вывод: нужно ли часто употреблять в пищу «Спрайт», чипсы и конфеты или лучше есть натуральные каши, соки и фрукты? Правильно, ребята, чтобы быть здоровыми, веселыми и активными нужно пить соки и есть богатые витаминами и полезными веществами фрукты, овощи и каши.
Воспитатель:
— Теперь мы с вами попали на островок «ПДД». Отгадайте загадку:
Три разноцветных круга
Моргают друг за другом,
Светятся, моргают-
Людям помогают.
— Дети: «Светофор»
Воспитатель:
— А что означают сигналы светофора, вы, конечно, знаете, давайте вспомним.
Дети:
Красный свет — хода нет,
Желтый свет — подожди,
А зеленый свет — проходи.
Молодцы, ребятки, очень хорошо знаете сигналы светофора.
Игра
Давайте с вами поиграем. Если я покажу красный кружок, то все игроки стоят на месте. Если зелёный — бегут по кругу, а если желтый — идут на месте.
Воспитатель:
— А еще на улице нам помогают знаки дорожного движения. Давайте мы с вами соберем знаки и расскажем, что они означают (Дети в парах собирают знаки и рассказывают)
Воспитатель:
— Теперь мы с вами, ребята, попали на островок «Правила безопасности на природе». Вы знаете, какие правила нужно соблюдать на природе? (Дети: «Да»).
Воспитатель:
— Сейчас мы это проверим: перед вами лежат картинки, выберите из них только те, которые говорят нам о безопасном поведении на природе (в лесу, у водоемов). Нашли? (дети: «Да»)
Воспитатель:
— Давайте намажем эти картинки клеем, приклеим их на плакат, который у нас называется «Правила безопасности на природе» ( дети наклеивают картинки)
3 этап — Завершающий, рефлексивно-коррегирующий.
Воспитатель:
— Ребята, как видите, мы побывали на всех островках безопасности. Варя, где тебе понравилось больше всего? Рома, а что нового ты узнал?
— Молодцы! Камера наша сняла видео и мы можем сейчас отправить нашим инопланетным друзьям.
(Воспитатель отправляет видео и получает ответное видеообращение: « Ребята, спасибо вам большое! Вы нам очень помогли и мы обязательно введем ваши правила безопасности у нас. Но если узнаете что-то новое, обязательно нам сообщайте. Будем с нетерпением ждать. С уважением, ваши инопланетные друзья!»).
Воспитатель:
— Ребята, в следующий раз расскажем нашим друзьям о правилах безопасности?
Дети:
— Да.
Цель на будущую деятельность:
Воспитатель:
— Ребята, вам понравилось изготавливать плакат «Правила безопасного поведения на природе»? Куда мы его повесим? Тогда я предлагаю вечером начать работу по изготовлению нового плаката, в котором мы обозначим правила поведения в игровой зоне группы, согласны?
Дети: «Да».