Мировое внедрение информационных технологий во многие сферы деятельности, а также образование новых форм и видов коммуникаций положили начало к созданию информационного общества в целом и реформирования системы образования в частности. Целесообразность и важность формирования преобразований мировой системы образования определяется следующими факторами:
- необходимость перехода мирового общества к новому витку развития, основанному на высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологиях;
- формирование личностных качеств, ценностей индивидуума и профессиональных навыков, сформированных образовательной системой;
- возможность развития практических навыков общества при использовании мультимедийных технологий;
- совокупность связей между национальной безопасностью государства, благосостояния нации, состоянием образования и применением новых информационных технологий.
Для перспективного развития образовательной системы осуществляется выполнение следующих направлений:
- повышения качества образования в рамках обеспечения нацеленности обучения на новые информационные технологии и информирования обучаемых о передовых достижениях науки;
- обеспечение доступности образования для всех групп населения;
- повышение творческого начала в образовании.
Появление компьютерных технологий в образовательных системах повлияло на применение новых компьютерных технологий, которые, в свою очередь, позволили повысить качество образовательных методик, повысить эффективность взаимодействия педагогов и обучаемых, а также развить новые средства воспитательного воздействия. По авторитетному мнению большинства специалистов, образовательные мультимедийные технологии позволяют повысить эффективность проведения занятий и усвоения учебных материалов на 25–30 %. Одним словом, внедрение мультимедийных технологий в образовательную сферу стало точкой отсчета революционного преобразования традиционных технологий и методик обучения во всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе сыграли телекоммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, применяемые в основном при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.
Появление новых информационных технологий стало следующим, принципиально иным витком в становлении технологизации развитых стран. Таким образом, стало возможным появление так называемой общемировой инфраструктуры. Наглядным примером реализации данной системы может служить появление и повсеместное распространение сети «Интернет», объединяющей все мировое сообщество и имеющей неограниченные возможности сбора, хранения и передачи информации на любые расстояния в реальном времени. Неудивительно, что интернет быстро нашел применение абсолютно во всех областях деятельности человечества, не исключая науку и образование. Применение сети «Интернет» в образовательной среде обеспечило не только далекоидущие перспективы ее развития, но также и определенные сложности внедрения. В первую очередь, это значительная стоимость использования достаточно большого количества технических и программных средств. Кроме того, не следует забывать о подготовке специализированных организационно-методических и учебных пособий. Следует отметить, что современный этап использования интернета в образовательной среде и, особенно, в РФ, является экспериментальным. В настоящий момент происходит процесс накопления опыта, изучаются пути повышения качества обучения и новых форм использования мультимедийных технологий в различных образовательных процессах. «Трудности освоения информационных технологий в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки информационных технологий для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Сложность внедрения современных информационных технологий определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем в совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию информационных технологий к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации. В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения информационных технологий. Ситуация осложняется и тем что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т. п. Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекционных занятиях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция мультимедийных средств и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.
Исходя из государственных решений основными направлениями развития информатизации национальной системы образования являются информатизация процессов обучения в общем и профессиональном образовании, получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными уровнями знаний, умений и навыков, создание информационной инфраструктуры высших учебных заведений, информатизация процессов управления образованием, информатизация научных исследований и разработок, которые проводятся в национальной системе образования во взаимосвязи с производством, оснащение сферы образования современными информационно-коммуникационными технологиями, создание и развитие современной системы дистанционного обучения, создание учебно-методической базы (электронный учебник, виртуальный стенд, автоматизированная тестирующая система, видеоконференция и т. д.) системы дистанционного обучения.
Таким образом, на пути движения России по внедрению информационных технологий в образование в можно выделить три этапа:
- начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;
- современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;
- будущий, основанный на интеграции новых информационных технологий с образовательными технологиями».
Немаловажной проблемой является вовлечение в образовательный процесс категорий людей с ограниченным возможностями, молодых матерей, а также людей, живущих в отдаленных регионах. Тем самым, в плане доступа различной образовательной информации, исчезают грани между проживающими в мегаполисах и в отдаленных уголках, между обеспеченными и малообеспеченными людьми, между здоровыми и людьми с ограниченным возможностями. Поэтому организация и развитие виртуальных учебных заведений, является наиболее важным, быстрым и эффективным путем к повышению интеллектуального потенциала общества. И, несмотря на современное, далеко не лучшее состояние отечественных виртуальных учебных заведений, процессы, происходящие в российской системе образования, свидетельствуют о переходе от последовательной смены традиционных, закоренелых взглядов к новым, более современным. Данные тенденции ведут к ускорению и усовершенствованию процесса перехода РФ к информационному обществу, что приводит к росту потребности в открытом, дистанционном образовании, обеспечивающего эффективное обучение при условии широкого распространения мультимедийных средств. В связи с этим, на данном этапе пользуются признанием, в основном, негосударственные образовательные организации, позволяющие осуществлять наиболее быстрый переход к открытому, дистанционному обучению. Открытое, дистанционное образование позволяет осуществлять адаптацию обучения в зависимости от некоторых факторов, таких как базовый уровень подготовки, здоровье, материальное положение, место проживания и другие. С целью устранения неэффективного использования интеллектуальных ресурсов преподавателей и обучаемых, вследствие, например, чересчур напряженного либо недостаточно интенсивного регламентированного графика учебного процесса, используемого в традиционной образовательной системе, целесообразно применение открытого дистанционного обучения, не имеющего жесткого календарного учебного плана. Это позволяет повысить качество обучения и дать дополнительный интеллектуальный эмоциональный и образовательный стимул.
Немаловажным является тот момент, что для наиболее эффективного внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс образовательных учреждений, необходимым критерием является разработка комплекса компьютерных обучающих программ и электронных учебников и учебных курсов. С этой целью в настоящее время ведущими преподавателями высших учебных заведений при помощи информационных технологий разрабатываются учебные курсы. Кроме того, «информационно-коммуникационные технологии находят все более широкое применение в научных исследованиях. Это связано с широким использованием методов математического моделирования при проведении экономических исследований. Практически единственно доступной вычислительной платформой для решения задач компьютерного моделирования являются персональные компьютеры. Для выполнения научно-исследовательских работ компьютеры должны быть обеспечены общепринятыми программными инструментальными средствами, компонентами искусственного интеллекта (экспертные системы, базы знаний), средствами восприятия, передачи и обработки изображения и речи, т. е. средствами мультимедиа-технологий. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:
- разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
- проведение исследований фундаментального и прикладного характера;
- использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов» [1, с.10].
С целью повышения качества образовательных систем с применением средств мультимедийных технологий необходимо подвергнуть пересмотру и переоценке содержание образовательных программ и учебных планов. Необходимо предусмотреть и обеспечить наличие образования, основанного на автоматизированных информационно-коммуникативных методах и технологиях. Очевидно, данные системы, при их правильном и рациональном использовании, позволят улучить процессы усвоения и диагностирования информации различного характера, и обеспечат необходимыми профессиональными навыками и умениями. Комплексная интеграция информационно-коммуникационных средств оказывает и будет оказывать сильное влияние не только на образование, но и на социальное, экономическое и культурное развитие страны в целом.
Литература:
1. http://rgu-penza.ru\Статья: «Основные направления деятельности ВУЗов по расширению инновационного потенциала экономики». Авт.: к.э.н. М. Б. Казакова, д.э.н. э.А. Обухова, д.э.н., проф. А. Б. Тарасов.