Таможенные органы России в современных условиях — основные органы государственного контроля, которые регулируют процесс перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, транспортных средств и пассажиров.
Порядок проведения контроля регулируется Таможенным кодексом Таможенного Союза (ТК ТС). Таможенные органы осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
С увеличением объемов международной торговли возрастает нагрузка на таможенные органы, так как, с одной стороны, предполагается повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для эффективной защиты экономической безопасности страны, а с другой — максимальное содействие развитию внешнеторговой деятельности.
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
В соответствии с главой 15 Таможенного кодекса Таможенного Союза, при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из следующих принципов для организации эффективного таможенного контроля:
- сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
- увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства;
- оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство;
- ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенным кодексом Таможенного Союза установлен определенный перечень форм таможенного контроля. Каждой форме таможенного контроля посвящена отдельная статья, в которой раскрываются их понятия и основные характеристики. К данным формам относятся:
1) Проверка документов и сведений. Здесь определяются три цели проверки документов и сведений:
- установление подлинности проверяемых документов;
- установление достоверности содержащихся в них сведений;
- установление правильности оформления проверяемых документов.
2) Устный опрос. При устном опросе лицам, перевозящим товар, задаются вопросы в ходе таможенного оформления товаров. Объяснения в письменной форме не оформляются. Устный опрос заключается в истребовании от лиц сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ. Как правило, это сведения о наличии или отсутствии товаров, ограниченных или запрещенных к перемещению через таможенную границу РФ, о количестве перемещаемой валюты и иные сведения. Данная форма таможенного контроля применяется в отношении физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. За предоставление при устном опросе недостоверной информации указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ [2].
3) Получение пояснений — сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. В этом случае опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам. Получение пояснений по своему содержанию сходно с устным опросом. Основным отличием является письменное оформление пояснений по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Кроме того, положениями ТК ТС не установлено ограничений по применению данной формы таможенного контроля на этапе таможенного оформления или проверки после выпуска товаров и транспортных средств [2].
4) Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций. Целью обособления таможенного наблюдения является усиление контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ применительно к товарам, находящимся под таможенным контролем, в том числе на этапе их перевозки, хранения, совершения с ними грузовых и иных операций.
Одной из основных характеристик данной формы таможенного контроля является осуществление таможенного наблюдения на гласной основе. Кроме того, таможенное наблюдение ведется целенаправленно, в соответствии с решением, принятым уполномоченным должностным лицом таможенного органа.
По виду таможенное наблюдение может быть систематическим или разовым, непосредственным (осуществляемым лично должностным лицом таможенного органа) и опосредованным (осуществляемым с применением технических средств). В качестве примера систематического опосредованного таможенного наблюдения можно привести наблюдение за складом временного хранения с использованием установленных на его территории стационарных видеокамер [2].
5) Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — внешний осмотр товаров таможней, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров. Осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров. Таможенный осмотр является одной из разновидностей таможенного досмотра, включающего в себя проверочные действия в отношении товаров и транспортных средств, направленные на установление сотрудниками таможенного органа достоверности сведений, необходимых для таможенных целей, выявление правонарушений в сфере таможенного дела, а также определение характеристик товаров в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ [1].
6) Таможенный досмотр — осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Следует указать основные цели таможенного досмотра, которыми являются:
- получение фактических сведений о товарах и транспортных средствах, идентификации товаров и транспортных средств;
- выявление и пресечение контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил, иных нарушений законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.
Необходимо отметить, что предусмотрена возможность распространения результатов таможенного досмотра части товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Данное положение позволяет сократить срок, необходимый для проведения таможенного досмотра, и ускорить таможенное оформление товаров. При этом сохраняется право декларанта либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если он считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары [1].
7) Личный досмотр. Содержат все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ, в том числе право на охрану достоинства личности государством. В частности, это выразилось в признании личного досмотра исключительной формой таможенного контроля, т. е. применяемой лишь в тех случаях, когда имеются достаточно веские основания предполагать о совершении правонарушения и не имеется иных возможностей такие предположения проверить.
Важным нововведением является приведение исчерпывающего перечня ситуаций, в которых может приниматься решение о проведении личного досмотра. Личный досмотр может быть проведен в отношении физических лиц только при одновременном совпадении следующих обстоятельств:
- физическое лицо следует через Государственную границу РФ;
- указанное лицо находится в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения;
- имеются основания подозревать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка.
Только при совпадении указанных обстоятельств начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, может быть принято решение о проведении личного досмотра такого лица. При этом устанавливается обязательное требование о письменной форме такого решения [2].
8) Проверка маркировки, наличия на товарах идентификационных знаков — проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию [4].
9) Осмотр помещений и территории — осмотр помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов. Целью проведения осмотра помещений и территорий является подтверждение наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК ТС.
Существует два основания для проведения осмотра помещений и территорий:
- наличие информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ТС;
- проведение выборочной проверки [2].
10) Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств — членов таможенного союза.
11) Проверка системы учета товаров и отчетности. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств — членов таможенного союза.
Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится:
- при применении специальных упрощений в соответствии с настоящим Кодексом;
- в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза ведение учета таких товаров [1].
12) Таможенные проверки. Они проводятся таможенным органом государства — члена таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза. Вместе со ст. 122 ТК ТС предусматривает возможность привлечения к участию в таможенной проверке должностных лиц других контролирующих государственных органов государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза.
ТК ТС расширяет круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Так, осуществляются таможенные ревизии у следующих категорий лиц:
- декларантов;
- лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков;
- лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;
- участников внешнеэкономической деятельности.
По ТК ТС вторая категория проверяемых лиц дополняется владельцами магазинов беспошлинной торговли, а также уполномоченным экономическим оператором. Уполномоченный экономический оператор является новым субъектом таможенных правоотношений, под которым понимается юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями.
Ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными органами проверяются:
- факт помещения товаров под таможенную процедуру;
- достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
- соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
- соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
- соответствие лиц, в том числе осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
- иные направления, определенные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза [3].
Таким образом, комплексная реализация форм, применяемых таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований таможенного законодательства Российской Федерации, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на таможенные органы Российской Федерации, позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.
Литература:
1. Таможенный кодекс Таможенного Союза [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/custom_eaes/112_18.html#p1376;
2. Таможенный контроль [электронный ресурс] // Таможенный брокер. — 2013 — Режим доступа:http://www.brokert.ru/material/tamojennyi-kontrol;
3. Таможенная проверка и таможенная ревизия [электронный ресурс] // Таможенный брокер. — 2013 — Режим доступа: http://www.brokert.ru/material/tamozhennaya-proverka-reviziya;
4. Таможенный контроль [электронный ресурс] // ИНМАРКОН. — 2012 — Режим доступа: http://inmarkon.ru/ved-informer/article/tamozhennyj-kontrol-i-formi-tamozhennogo-kontrolya/.