Интернет-маркетинг включает в себя классические аспекты традиционного маркетинга-микс: цена, продукт, место продажи и продвижение. Именно поэтому выстраивание успешной маркетинговой кампании невозможно при акцентировании внимания только на одном из элементов. Электронная коммерция перестала быть «белой вороной» и нишей энтузиастов в сфере ритейла, и при грамотном подходе позволяет приносить владельцам доход, сопоставимый с крупнейшими оффлайн проектами. [1] В середине 90-х, при появлении первых интернет-магазинов (таких как Amazon и eBay), бизнес и маркетинговые процессы не были отлажены, участники рынка действовали «по наитию», постепенно перенимая опыт из сферы традиционной торговли. Сейчас невозможно представить себе крупную онлайн-фирму, которая не планирует свою маркетинговую стратегию. А при всеобщей интернетизации населения, когда в США потенциальным клиентами являются 88 человек из 100, имеющих доступ в Сеть, работать без стратегии — значит упускать массу возможностей. [2]
Таким образом, в сфере интернет-торговли, и интернет-бизнеса в целом, действует ряд негласных правил, следование которым позволяет получить максимальную отдачу от ресурса. Рассмотрим их, опираясь на составляющие стратегии маркетинг-микс.
Товар (Product) — то, что продается с помощью интернета, должно иметь достойное качество. Продукт конкурирует не только с другими сайтами, но и традиционными магазинами. Необходимость «держать марку» диктуется также и склонностью интернет-покупателей к обмену информацией (на форумах, в блогах, в социальных сетях), особенно к публикации негативного опыта. Соответственно, одна небольшая заметка может стоить компании как и десяток лояльных клиентов, пришедших опробовать товар, так и сотню возмущенных пользователей, которые откажутся в будущем иметь дело с сомнительным магазином.
Цена (Price) — принято считать, что цена в интернете ниже, чем в обычном магазине за счет экономии на издержках. Руководству необходимо постоянно контролировать и сравнить цены конкурентов, делать распродажи. Сущность интернета такова, что пользователю достаточно сделать несколько кликов, чтобы сравнить аналогичные товары в другом магазине. Однако, согласно последним исследованиям, для американцев вопрос цены стоит лишь на пятом месте. Онлайн-шоппинг они ценят за экономию времени, широкий выбор, отсутствие очередей и возможность быстрого сравнения товаров. [3]
Продвижение (Promotion) — комплекс мер по продвижению как сайта, так и товара в целом в сети. Включает в себя огромный арсенал инструментов: поисковое продвижение, контекстная реклама, баннерная реклама, e-mail маркетинг, вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, работа с блогами и социальными сетями, и другие.
В настоящее время реализация маркетинговых кампаний в интернете стоит дешевле, чем реклама в СМИ, однако при ежегодно нарастающей конкуренции, цены на услуги маркетологов будут только расти. Чем быстрее фирма организует успешную работу в Сети, тем прочнее будут ее позиции в будущем, благодаря лояльности аудитории.
Ряд инструментов можно отнести к категории “маркетинг без бюджета”, реализация которых практически не требует денежных средств, однако подразумевает кропотливую работу, следовательно — затраченные человеко-часы. Например, малый-бизнес на первых этапах может создавать качественный контент (тексты, фото, видео) для ресурса самостоятельно, зарекомендовав себя специалистом в определенной нише и привлекая, таким образом, посетителей. Именно по этой причине многие небольшие фирмы начинают свой старт в интернете — издержки на маркетинг минимальны.
Так или иначе, маркетинговая стратегия должна быть четко спланирована, в первую очередь, исходя из бюджета. При отсутствии штатного маркетолога (или такого отдела), необходимо большую часть работ отдать на аутсорс: инструменты для продвижения различны, требуются знания и опыт их использования. К тому же, при недостаточной квалификации, можно нанести ущерб имиджу компании. Например, при использовании недобросовестных методов продвижения ресурса, поисковые системы могут понизить его в выдаче и даже заблокировать, что повлечет за собой сильное падение трафика (посетителей) и, соответственно, прибыли.
Место продаж (Place) — точка продаж, то есть сайт. Для покупателя данный пункт является наиболее значимым, так как даже при наличии низких цен, он не задержится долго на некачественном ресурсе. Решение «остаться на сайте и посмотреть подробнее» принимается пользователем в течение 7–10 секунд, поэтому важную роль здесь играют следующие факторы:
- скорость загрузки сайта;
- графический дизайн;
- удобная навигация, интерфейс — юзабилити сайта.
Важно гарантировать быструю доставку товара, поддерживать оплату через разнообразные платежные системы, работать с клиентами до, во время и после продажи.
Весь онлайн-бизнес в интернете должен быть клиентоориентированным и нацелен на построение долгосрочных отношений, в противном случае, фирма не задержится долго на рынке. Под этим обычно понимают:
- наличие call-центра и бесплатной горячей линии для решения возникающих вопросов;
- наличие гарантий по обмену, возврату товара;
- создание бесплатного контента с полезной информацией;
- формирование персональной подборки товаров, исходя из информации, собранной на основе прежних посещений сайта;
- персонализированные электронные почтовые рассылки со скидочными купонами.
Только благодаря комплексному и профессиональному подходу, можно говорить о реализации успешной маркетинговой стратегии в интернете.
Литература:
1. Топ-100 российских интернет-магазинов [Электронный ресурс] / Секрет Фирмы. — [2012]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1924502
2. Популяция интернета [Электронный ресурс] / Интернетно. — [2013]. — Режим доступа: http://internetno.net/category/analitika/mirovaya_populyaciya_interneta_udvoilas_za_poslednie_5_let/
3. How Big Is E-commerce Industry [Электронный ресурс] / Invesp. — [2012]. — Режим доступа: http://www.invesp.com/blog/ecommerce/how-big-is-ecommerce-industry.html