В статье раскрыта сущность деятельности специалистов системы социальной защиты семьи и детей по созданию в семье благоприятных условий для воспитания и развития детей, подчеркнуто значение укрепления семьи как основной ячейки государства и гражданского общества. В статье также определены задачи и формы работы социальных работников, охарактеризованы основные меры, реализуемые в Республике Узбекистан для создания прочной семьи и решения проблемных вопросов в семейном воспитании.
Ключевые слова: семейное воспитание, семейные ценности, права ребенка, социальная защита, обязанности родителей, духовное воспитание, специалист системы социальной защиты, психологическая поддержка, ситуация.
В своем произведении «Гармоничное поколение — основа прогресса Узбекистана» Ислам Каримов подчеркнул значение воспитания ребенка в семье, высказал суждение о долге родителей перед детьми: «С первых дней своего рождения ребенок живет в семье. Здесь он впитывает семейные ценности, традиции, привычки. А главное, через обстановку в семье дети воспринимают и чувствуют требования общества.
Узбекская семья не потеряла свой исторически сложившийся облик даже в годы политического давления. Великий писатель Абдулла Кодири устами одного из своих героев сказал: «Из этого дома никто не ушел недовольным», и в этих словах заключена большая жизненная философия нашего народа» [1].
Это не пустые слова. Долг родителей перед детьми «довести их до ума», вывести на достойную дорогу. Если вы спросите у наших почтенных аксакалов, как они понимают родительский долг, мудрецы ответят кратко: дать хорошее имя, передать в руки хорошего учителя, дать образование, обучить ремеслу (профессии), женить и обеспечить жильем.
Сегодня создаются благоприятные условия для возвращения и развития этих прекрасных традиций. Безусловно, стремление к построению государства с великим будущим накладывает большие задачи и ответственность на родителей [1]. Благополучие семьи, её защита является одной из главных задач социальной политики государства.
Права семьи и детей зафиксированы в документах международных организаций (Конвенция ООН «О правах ребенка»), а также в законодательных актах Республики Узбекистан. В Конституции Республики Узбекистан (статья 63) отмечено: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».
В семейном Кодексе Республики Узбекистан отдельно выделены основные права ребенка: право жить в семье и получать воспитание, право общаться с родителями и другими родственниками, право на собственную защиту, право носить имя, фамилию и отчество.
В стране реализуются меры по укреплению семьи, обеспечению социально-экономического благополучия и социальной защиты многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, где родители или дети с инвалидностью.
В научной, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание вопросам семейного воспитания. В частности, в нашей республике внимание ученых-педагогов направлено на изучение взглядов мыслителей, наших предков на проблему семьи и семейного воспитания в разные исторические эпохи. В современных исследованиях мы находим ссылки на исламские источники, где освещены положения о формировании здорового мировоззрения детей, их психическом воспитании.
В исламе изложена мысль о том, что ребенка нужно воспитывать ещё в грудном возрасте, ибо через молоко матери он получает и биологическую и духовную пищу. Для физического и психического развития младенца кроме материнского молока нет другой пищи. Благодаря молоку матери формируются и развиваются скелет, все органы ребенка и его душа.
Учение ислама, признает, что дети в руках родителей — это величайшая ценность, поэтому они должны дать ему прекрасное воспитание, обучить достойному поведению, объяснить опасность плохих поступков.
Великий мыслитель Абдулла Авлони в своих педагогических произведениях обобщил нравственные взгляды и принципы. По его мнению, большое значение в формировании нравственных качеств детей имеют социальная среда, семейные условия, окружающие ребенка люди, межличностные отношения.
Особо он отмечал роль семьи в формировании нравственных качеств ребенка. «Человек подобен драгоценному камню, утверждал он. — Если он получил хорошее воспитание, избегает дурных поступков, обладает прекрасными манерами, то каждый, кто находится рядом с ним, испытывает счастье». Ученый подчеркивал прежде всего роль семьи в воспитании ребёнка: «… воспитание начинается с момента рождения ребенка» [2].
В приведенных высказываниях и многих положениях исламской религии воспитание детей родителями считается их основной и неотъемлемой обязанностью, и об этом родители не вправе забывать ни на минуту.
Действительно, воспитание детей, формирование у них здорового мировоззрения служит благоденствию семьи, а значит и процветанию государства. Дети требуют много внимания. Чтобы они выросли физически здоровыми, умственно развитыми и служили на благо общества, приносили радость другим людям, родителям надо приложить много усилий и полностью выполнять свои родительские функции.
Но так бывает не всегда. Изменение отношений в семье, когда каждый из родителей считает себя главой семьи, отрицательно сказывается на ребенке. Ребенок остается без внимания родителей. Пока родители выясняют свои отношения, потребности и развитие ребенка их не интересуют.
В наши дни считается необходимым повышать педагого-психологические знания родителей с помощью педагогов, психологов, социальных работников.
Основные формы работы с родителями в данном направлении могут быть следующими:
- изучение условий семейной жизни;
- изучение характера взаимоотношений в семье, в том числе родительско-детские отношения и родительские чувства по отношению к детям;
- изучение семейных проблем, проведение бесед с целью разрешения данных проблем и конфликтов.
В работе специалистов системы социальной защиты семей и детей целесообразно использовать следующие мероприятия:
- проведение разъяснительной работы в семьях: объяснение причин возникновения проблемных ситуаций в семье, возможности их предупреждения, определение путей их преодоления;
- оказание помощи в решении вопросов, связанных с материальными трудностями;
- поддержка в вопросах обучения, развития и сохранении здоровья ребенка;
- оказание родителям, воспитателям информационно-консультативной помощи по социально-экономическим, нормативно-правовым, психолого-педагогическим и другим вопросам;
- реализация профессиограммы социальной работы на основе нормативно-правовых документов по вопросам семьи, своевременное выявление недостатков и решение основных проблем семьи.
В процессе осуществления вышеуказанных мер важно опираться на определенную информацию, а именно:
- знание уровня материального обеспечения семьи, занятости родителей работой и характера системы обучения и воспитания детей в семье, в целях улучшения образовательной системы для родителей и доступа к ней с акцентом на воспитание, развитие и удовлетворение потребностей детей;
- поощрение участия в адаптации семьи в обществе;
- — проведение семинаров-тренингов, «круглых столов» для специалистов органов самоуправления, системы социальной защиты с целью оптимизации практической социальной работы с семьями и детьми. Обеспечение специалистов учебно-методическими материалами, специальными изданиями.
Реализация комплекса мер по социальной защите семей предусматривает активную деятельность не только непосредственно работников социальных служб, но и их сотрудничество и взаимодействие с органами внутренних дел, специалистами по социальной защите всех слоев населения, педагогами, психологами, дефектологами духовно-просветительных, образовательных учреждений для совместного решения социальных проблем семьи.
Исходя из намеченных задач, повышается статус социальных работников и их роль в обеспечении процесса социализации семьи и детей в обществе. Семья представляет собой общественный институт, и дети в ней овладевают социальными знаниями, нравственными умениями и навыками.
Каждая семья имеет присущие ей социальные, экономические, этнические, религиозные, правовые и другие особенности, которые необходимо учитывать, особенности, которые необходимо учитывать, особенно если речь идет о наличии в ней проблемных ситуаций. Для их решения следует выявить сильные стороны каждого члена семьи и совместно с семьей разработать план достойного выхода из сложившегося положения, опираясь именно на сильные, положительные качества членов семьи. То есть в работе социальных работников с семьями и детьми важное значение, наряду с оказанием материальной, информационной, организационной помощи, приобретает повышение знаний, умений и навыков членов семьи по самостоятельному поиску путей выхода из сложных жизненных ситуаций.
Литература:
1. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: “Ўзбекистон”, 1992. С. 20.
2. Семейный Кодекс Республики Узбекистан. 30.04.1998.
3. Каримов И. Баркамол авлод — Ўзбекистон тара??иётининг пойдевори. — Тошкент: Шар?, 1997. — С. 4–5.
4. Ра?имова К. Х.. Болаларни маънавий-ахло?ий тарбиялаш учун ўйинлар// Ў?ув методик ?ўлланма. — Фар?она, — 2006.