Калининградская область на сегодняшний день является привлекательным с туристической точки зрения регионом. В 2011 году Калининградскую область посетило 450 тысяч туристов, из которых 394,5 тысячи составили граждане России и 55,5 тысяч — иностранцы [1]. Анализ динамики потока туристов в Калининградскую область за последнее десятилетие позволил сделать прогноз на основе аналитического выравнивания по тренду на ближайшие годы (рис. 1).
Рис 1. Количество туристов, посещающих Калининградскую область, тыс. человек [1]
После значительно спада туристического потока на 25 % (на 130 тысяч человек) в 2009 году, наблюдается рост и к 2014 году количество туристов превысит показатель докризисного уровня и составит от 556 до 651 тыс. человек (с вероятностью 99 % и учетом погрешности положении линии тренда).
Однако уже сейчас загруженность гостиниц региона составляет 85 %, что означает, что Калининградская область нуждается в развитии гостиничной сферы за счет строительства современных отелей с большим номерным фондом, которые бы отвечали требованиям международных стандартов и отвечали бы современным мировым тенденциям.
Примером такой гостиницы может стать хостел.
Международная ассоциация хостелов (International Youth Hostel Federation) дает следующее определению данному типу размещения. Хостел — это место, где можно уютно переночевать в дружественном окружении и по приемлемой цене.
Традиционно считается, что основными потребителями услуг хостелов являются студенты и молодежь. Однако последние исследования показывают, что тенденция спроса сместилась в сторону более старшей клиентуры (Рис.2). [2]
Рис.2. Распределение возрастных сегментов посетителей хостелов.
Наибольшим сегментом, которому принадлежит более 50 % от общего спроса, является сегмент людей в возрасте от 25до 34 лет. Отчасти это можно объяснить появлением так называемых «flashpacker’ов», или бывших «рюкзачников», которые теперь старше и имеют средства на размещение в других местах, но предпочитают атмосферу хостелов и возможность общения, которую предоставляют хостелы своим посетителям. Таким образом, многолетний миф о том, что хостелы предназначены только для молодых людей быстро уходит в прошлое. В сегменте хостелов теперь нельзя игнорировать другие целевые рынки, которые ежегодно растут. Хостелы во всем мире становятся более удобными для всех возрастных категорий — исчезают возрастные ограничения, маркетинг направлен в сторону более разнообразной клиентуры. Кроме того, целевая аудитория хостелов расширяется за счет деловых и семейных путешественников [2], [3].
Рис. 3. Типы туристов, останавливающихся в хостелах Европы [2]
Так же за последнее десятилетие изменилась цель путешествия у людей, останавливающихся в хостелах. Если раньше это были «рюкзачники», то теперь это пары — им принадлежит 30 % от общего числа посетителей европейских хостелов (Рис. 3).
Современную хостел-услугу характеризуют:
· Просторные общественные комнаты с расслабляющей атмосферой, позволяющие отдельным путешественникам и группам встретиться и общаться. Регулярные мероприятия, бары и социальные медиа создают новые способы социального взаимодействия.
· Наличие отдельных номеров с собственной ванной комнатой.
· Расположение здания хостела в центре города, недалеко от остановок общественного транспорта и главных достопримечательностей.
Таким образом, хостел представляет собой современный и модный продукт, который остается доступным для молодежного сегмента, в то время как наличие отдельных комнат позволяет удовлетворить спрос со стороны пар и гостей менее чувствительных к цене (например, представители бизнеса), а также со стороны flashpacker’ов, которые могут принимать участие в развлекательных мероприятиях и в общении внутри хостела.
Хостел, как гостиничный объект, имеет достаточно определенную целевую аудиторию, что способствует созданию тесно связанных сообществ. Самое крупное из них — International Youth Hostel Federation. Данное сообщество предъявляет жесткие требования к функционированию, оснащению хостелов, а также к работе с гостями. Все это дает возможность гостям хостела, аккредитованного в IYHF, не только получить по членской карточке скидку в 5–10 %, но и быть уверенными в качестве предоставляемых услуг. Существуют и другие международные и национальные сообщества, как Hostels of Europe, Hostelling Russia и другие.
Ежегодно в мире услугами более чем 4500 хостелов пользуется 31 миллион путешественников. Средняя цена за проживание в хостеле по всему миру составляет около 10$, самые низкие цены зафиксированы в Индии, самые высокие в Великобритании и Японии.
По данным исследования компании CBRE Hotels EMEA, на европейском рынке хостелов наиболее развитым является Лондон, где располагается приблизительно 136 хостелов (около 17600 мест), по сравнению с 111 (около 17600 мест) в Берлине и 56 в Амстердаме (6600 мест).
В Париже располагается около 40 хостелов (5700 мест) [3].
В России наибольшее количество хостелов сосредоточено в Москве (70 хостелов на 2,5 тысячи мест), Санкт- Петербурге (70 хостелов) и Иркутской области (на побережье озера Байкал). В Калининграде же их всего два: «Стиляги» и «Амигос» (27 мест). Их сравнительная характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика хостелов «Амигос» и «Стиляги»
Показатель |
Амигос |
Стиляги |
Год открытия |
2011 |
2012 |
Количество мест |
20 |
7 |
Ценовой диапазон, руб |
500–1500 |
500–1500 |
Членство в сообществе хостелов |
нет |
нет |
Оба хостела сравнительно недавно на рынке гостиничных услуг и только начинают занимать определенную нишу. На сегодняшний день мощность коечного фонда хостелов составляет: М= 27*365=9855 койко- мест круглогодичного использования, а средняя продолжительность отдыха туристов в Калининграде составляет 2,5 дня. Таким образом, максимальное количество человек способное разместиться в хостелах г.Калининграда на сегодняшний день составляет 3942 человека в год.
Можно сделать вывод, что в Европе преобладают хостелы с большим номерным фондом (более 100), в то время как в России это небольшие гостиницы с вместимостью 10–30 человек. Очевидно, что с малым номерным фондом российские хостелы не могут предоставлять услуги различным целевым аудиториям, предоставлять под общие комнаты помещенья большой площадью, организовывать мероприятия и встречи.
Таким образом, при строительстве хостелов в Калининградской области, необходимо учесть тенденции международного рынка и учитывать потребности разных целевых сегментов. Это позволит сделать хостелы региона более современными и конкурентоспособными.
Литература:
1. Стратегия социально- экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу [http://www.i-kaliningrad.ru/?page_id=455]
2. Bourget K., «Trendy hostels emerge as budget busters» [Электронный источник]: http://www.hotelnewsnow.com/Articles.aspx/9325/Trendy-hostels-emerge-as-budget-busters (дата обращения: 16.03.2013)
3. Worsley N., CBRE Hotels EMEA «The Hitchhiker’s Guide to Hostels» [Электронный источник]: http://www.breakingtravelnews.com/focus/article/the-hitchhikers-guide-to-hostels/ (дата обращения: 17.03.2013)