Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 3408 раз

Библиографическое описание:

Насонов, В. В. Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области) / В. В. Насонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 363-367. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6830/ (дата обращения: 19.12.2024).

В 21 веке проблемы эксклавности регионов многих стран, в период мировой глобализации, масштабной интенсификации производства, расширения сфер экономического и политического влияния, стали объектом исследования многих ученых. Само понятие экславности стало играть немаловажную роль для экономических процессов многих стран и недооценивать этот фактор с точки зрения развития и поддержки бизнеса для каждого отдельного государства крайне недопустимо.

Одним из ярких примеров влияния фактора эксклавности на развитие предпринимательской деятельности в регионе, стала экономика Калининградской области. После распада СССР Калининградская область оказалась изолированной от основной территории России границами независимых государств и стала эксклавом России с 1991 года. Исходя из возникших обстоятельств, регион стал ощущать глубокий спад в социально-экономическом развитии. Разрыв традиционных, сложившихся за несколько десятилетий экономических связей, а также возникшая к тому времени правовая неопределенность, сильно повлияли на экономические отношения в регионе. Фактически перед областью встала важная задача построение экономики в совершено новых геополитических условиях.

Возникшее тяжелое экономическое положение в регионе сначала не привлекло надлежащего внимания федеральных органов власти. К тому же сначала не возникало острых проблем транзита пассажиров и грузов через территории бывших союзных республик, ставших независимыми государствами де-юре, но сохранившими часть прежних, характерных для единой страны, экономических взаимоотношений де-факто.

В самой Калининградской области ее эксклавность также не была сразу осознана региональными властями. Она рассматривалась как предпосылка ускоренного развития региона путем вхождения его в европейское экономическое пространство и использования западного опыта для развития рыночных отношений. С этой целью предполагалось использовать апробированный во многих странах механизм свободной экономической зоны, способный, как ожидалось, привлечь иностранные инвестиции и передовые технологии для модернизации региональной экономики. Одним из выходов из столь критического положения стало принятие нескольких нормативных актов, определивших регион сначала как свободную, а в последствии особую экономическую зону.

В настоящий момент одним из главных факторов, оказывающих прямое влияние на развитие региональной экономики, является уникальное географическое расположение региона, определяющее его эксклавность по отношению к остальной территории Российской Федерации и анклавность по отношению к иностранным государствам, что в свою очередь как положительно, так и отрицательно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в области.

По причине уникальности своего места нахождения Калининградская область имеет существенные предпосылки для развития регионального малого и среднего бизнеса. В первую очередь это обусловлено близостью потенциальных участников рыночных отношений в странах ближнего зарубежья, а именно в странах Балтики, в Белоруссии, а также остальных странах Евросоюза. Развитие и укрепления дружеских связей, установление тесных экономических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья даёт мощный толчок для интеграции региона в международную экономику и определит для него место в международном разделении труда.

Используя мощный потенциал портового терминала, Калининградская область при рациональном подходе и правильном ведении торговой политики в состоянии позиционировать себя на рынке транспортных услуг по транспортировке крупных и средне тоннажных грузов и составить достойную конкуренцию странам Балтии.

Имея колоссальные запасы янтаря, богатые месторождения нефти, наличие торфа, минеральной воды Калининградская область имеет все потенциальные возможности для развития собственного промышленного производства, сохранённая и пригодная промышленная инфраструктура, доставшаяся «в наследство» от Советского Союза является достойным заделом для развития многих отраслей региональной экономики в условиях инвестиционного голода, наблюдающегося в настоящее время. Наличие прекрасного морского прибрежного ландшафта, заповедных мест, памятников истории и культуры делают Калининградскую область привлекательным местом для организации и осуществления туристко-реакреационной хозяйственной деятельности.

Но в тоже время в силу эксклавности региона имеется ряд негативных факторов, сказывающихся на развитии экономики в целом и в частности на развитие малого и среднего предпринимательства.

Взращенный на льготных налоговых преференциях инкубатор, в лице экономики Калининградской области, ощутил на себе неоднократно негативное влияние нескольких произошедших событий.

Удар, вызванный мировым финансово-экономическим кризисом 2008–2009 годов, серьёзно отразился на экономике Калининградской области. В связи с большой удаленностью от остальной части России и большой зависимостью от финансовой поддержки федеральных властей, экономика региона очутилась на грани выживания. «Оголтелая» приватизация государственного и муниципального имущества, не обоснованная экономическая политика со стороны государственных и муниципальных властей, экономические шоки оказали негативное влияние на экономику региона.

22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол от 16.12.2011года «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г»., ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г». С этого дня Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации, что сформировало для Калининградской области состояние некоторой неопределенности в развитии экономических отношений в новых условиях. Принятые на себя Российской Федерацией обязательства по приведению регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с принципами ВТО фактически отменяют де-факто в Калининградской области дальнейшее существование в ней режима таможенных льгот, что являлось ранее для развития малого и среднего бизнеса «спасительной соломинкой».

Одной из главных причин, которая существенно влияет на развитие региональной экономики, является большая территориальная оторванность Калининградской области от основной части страны. В тоже время регион находится на периферии от стран ЕС. Исходя из географического понятия эту проблему можно назвать проблемой двойной периферийности. В настоящее время непосредственные соседи Калининградской области, тоже испытывают экономические трудности, что сказывается на внешнем товарообороте региона и на экономику в целом.

Еще в 1990-х годах регион пережил тяжелейший экономический кризис, в ходе которого промышленное производство упало на 70 % (в среднем по России — на 50 %). Экономические шоки 1998 года, 2008–2009 годов сильно ударили по экономике области, что еще раз подтверждает влияние географического фактора в случае изменения экономической и политической среды, в которой живет регион. Входя в состав Российской Федерации, область поддерживает крепкие экономические связи с остальной частью России. Эти связи стали еще крепче в 2000-х годах благодаря росту импортозамещения, а также государственным и частным российским инвестициям в регион, но этого является недостаточным для создания благоприятной экономической среды в регионе.

Следующая причина, сказывающаяся на развитии экономики региона, это большие транспортные издержки при перемещении товаров между регионом и остальной частью Российской Федерации. Удаленность региона от «большого материка» составляет более 900 километров, что влечет большой расход моторесурса, а также дополнительные издержки на таможенное оформление и делают поставки товаров экономически не рентабельными, что ведет к потере конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Немаловажной причиной, связанной с эксклавностью региона, является разрыв традиционных экономических связей с остальной частью Российской Федерации и странами зарубежья, установленных до распада СССР. Обособленное положение Калининградской области по отношению к основной части суверенной России обусловило значительные трудности функционирования хозяйства области, при этом многие внутренние проблемы перешли в ранг международных. Оказались разорванными традиционные связи со странами Балтии, между предприятиями и другими участниками экономических отношений. Специализация и четкое позиционирование в международном и отечественном разделении труда региона стали существенной проблемой, связанной с вступлением России в ВТО.

Важным фактором, сказывающимся на региональной экономике, а в частности на развитии и поддержке малого и среднего бизнеса в Калининградской области, является прямая зависимость области от преференций, предоставленных в рамках федеральной экономической политики. Исследуя хронологию нормативно-правового регулирования экономических отношений в регионе за период начала «эксклавности» региона до наших дней, можно выявить недостаточную эффективность правовового механизма развития и поддержки предпринимательства, а иногда и не последовательность, не своевременность федеральных властей внедрения механизма регулирования экономики области в связи со складывающимися политическими и социально-экономическими условиями.

Исследуя динамику разрешения возникших экономических проблем Калининградской области можно подчеркнуть, что одним из первых шагов стала разработка идеи свободной экономической зоны (СЭЗ), которая стала рассматриваться как стратегическое направление развития региона. Основная идея концепции заключалась в получении всей областью режима СЭЗ с таможенными льготами, то есть с отменой всех видов сборов, льготами по налогообложению совместных и иностранных предприятий, свободным вывозом прибыли для иностранных инвесторов, централизованным финансированием или налоговым кредитом для развития зональной инфраструктуры.

Многие трудности и проблемы СЭЗ, получившее название “Янтарь”, были обусловлены не только несовершенством ее замысла и претворения в действительность, а также игнорированием различными федеральными ведомствами. В рамках начавшихся в январе 1992 г. экономических реформ вообще не предусматривалось каких-либо льгот для территорий, объявленных ранее СЭЗ. Для того, чтобы ранее предоставленный области налоговый и таможенный режимы начали хоть как-то работать потребовалось дополнительная разработка нормативно-правовых актов со стороны федеральных властей.

Уже в то время, несмотря на казалось бы, поступательное движение в претворении в жизнь концепции СЭЗ некоторые экономисты, политики намечали определённый итог развития действий. В то время А. Городилов так оценивал обстановку: «С созданием особой зоны на территории области у России в целом появляется возможность создание испытательного полигона для апробирования рыночных нововведений. Благодаря этому, зона «Янтарь» сможет помочь определению эффективности использования: форм взаимоотношений региональных органов власти с бизнесом; инструментария административно-правового регулирования новых рыночных отношений; приватизации и последующей деятельности предприятий, перешедших в частное владение; новых рыночных институтов в условиях сегодняшней России; экспортных ниш за рубежом в условиях острой конкуренции» [2].

К сожалению, поступательное динамичное развитие СЭЗ «Янтарь» было прервано на неопределённый период Указом Президента России № 244 от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента России в части предоставления таможенных льгот» [3].

Режим СЭЗ «Янтарь» в условиях экономических трудностей, связанных с распадом СССР и становлением в стране и в регионе рыночной экономики, лишь частично оправдал возлагаемые на него надежды. Он не предотвратил деиндустриализацию хозяйства области, вызванную разрывом внешних экономических связей ставшего эксклавным региона.

Калининградская область с ее относительно небольшим населением столкнулась с проблемой недостаточной насыщенности внутреннего рынка, что стало препятствовать развитию региональной экономики. Вследствие высоких транспортных издержек и требующих времени таможенных процедур при пересечении границы региону достаточно трудно продвигаться на общероссийский рынок. На внешние рынки препятствовали многочисленные тарифные и нетарифные барьеры, невысокое качество продукции или ее несоответствие зарубежным стандартам. В итоге способом преодоления неблагоприятных условий, как уже указывалось выше, стало придание Калининградской области статуса Особой (ОЭЗ) экономической зоны.

С принятием федерального закона от 22.01.1996г. N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»(ОЭЗ) была учреждена особая экономическая зона в Калининградской области в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, — военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В свою очередь названный закон включал коммерческие организации любого профиля предпринимательской деятельности (производственного, строительного, торгово-посреднического и других) с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций, а также физические лица — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

ОЭЗ в 1990-е гг., по сути, превратилась в механизм выживания экономики региона в изменившихся условиях. Таможенные льготы в определенной степени компенсировали предприятиям и населению региона растущие затраты на транзит грузов и пассажиров через территории зарубежных стран в транспортном сообщении области с основной частью страны.

С принятием федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» произошла некоторая «усеченность» для потенциальных, то есть зарегистрированных участников экономических отношений, в частности индивидуальных предпринимателей. Это стало существенным фактором, повлиявшим на развитие экономики в целом. Одни из многочисленных участников экономического оборота были лишены возможности стать резидентами особой экономической зоны и получить установленные законом налоговые преференции.

В тоже время не стали резидентами юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, а также финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, что также снизило потенциальную возможность для многих участников рыночных отношений получить установленные законом льготы.

В связи с тем, что регион находится между Россией и странами Евросоюза, он стал уязвим в контексте расширения ЕС и динамики европейско-российских отношений. Экономическое развитие области зависит от динамики российской интеграции в мировую экономику. Калининградская область, фактически ставшая полноправным участником мировых экономических отношений в силу своей уязвимости по ряду факторов, перечисленных выше, в настоящее время имеет малый процент конкурентоспособности на внешнем торговом рынке. Указанный в ныне действующем законе срок функционирования особой экономической зоны до 1 апреля 2031 года, не является экономически обоснованным в связи со сложившимися экономическими условиями на внешнем рынке.

Эксклавность Калининградской области продолжает усиливаться с расширением ЕС и НАТО на восток. Проблемы связей области с основной частью России серьезно осложнили в 2002 году отношения между Российской Федерацией и Евросоюзом. После вступления 1 мая 2004 года в ЕС Польши и Литвы область стала анклавом расширившегося Европейского союза. Из-за имевшихся разногласий России и ЕС так и не удалось достичь к тому моменту договоренностей о калининградском грузовом транзите. В итоге процедура оформления грузов на границе стала более сложной и дорогой. Проблемы грузового транзита между Калининградской областью и основной частью России окончательно не решены до сих пор.

Калининградская область оказалась внутри шенгенского пространства, имеющие свои особенности построения деловых отношений в экономике. Создавшие это пространство страны Европейского союза жестко придерживаются установленных правил во взаимоотношениях с внешним миром, и с учетом этого пред регионом стоит немаловажная задача построения трансграничного сотрудничества с соседними странами.

Эксклавность Калининградской области с точки зрения возможностей ее сообщения с основной частью России и другими государствами усилилась за счет существенных изменений внешне-экономической и политической обстановки. Область превратилась из юридического в фактический эксклав, значительно усложнилось поддержание связей региона с основной территорией России.

В связи с этим можно подчеркнуть, что в настоящий момент возникли существенные проблемы для развития экономики региона и в частности мелкого и среднего предпринимательства, которые требуют адекватной реакции со стороны федеральных и региональных властей.

Эксклавность фактически усиливает зависимость Калининградской области от соседей, их законов и принципов ведения торговых отношений, правил и регламентов стран Евросоюза. Что касается введенного режима особой экономической зоны в Калининградской области, можно однозначно констатировать факт, что благодаря этому режиму в регионе была создана новая, импортозамещающая экономика, ориентированная, прежде всего, на поставки продукции в другие регионы России.

В свою очередь, влияние эксклавности на развитие региональной экономики получило еще более значимый оттенок в свете происходящих политических и экономических событий. Эксклавность является главным фактором, прямо воздействующий на зависимость экономического положения региона от внешней экономической среды.

Для того, чтобы существенно изменить экономическую ситуацию в регионе, необходимо переработать правовые основания ведения экономической деятельности Калининградской области по причине её «жесткой» экславности. Для этого необходимо со стороны федеральных властей направить все усилия и четко спозиционировать экономику региона в международном разделении труда. Сопутствующим фактором в этом вопросе будем своевременная интеграция экономики России и Калининградской области в условиях вступления России в ВТО.

Для регионального бизнеса встали задачи выживаемости и поддержания конкурентоспособности в период продолжающего экономического и финансового кризиса, а также пересмотр своих потенциальных возможностей не только на отечественном, но и на мировом рынке.

Усиление глобализации, международная борьба за рынки сырья и сбыта, стали важнейшими факторами, влияющими на создание и порядок ведения предпринимательской деятельности в регионе, а также необходимости нового подхода со стороны федеральных и региональных властей в поддержке и развитии малого и среднего бизнеса в Калининградской области.

Созданная правовая конструкция в свете упомянутых законов является в настоящий момент явно недостаточной для развития бизнеса в регионе. Инвестиционный голод в Калининградской области еще раз показывает нам низкую заинтересованность как отечественных, так и иностранных инвесторов в привлечении инвестиций в регион.

Выходом из сложившейся ситуации могут стать тщательно продуманные и экономические обоснованные инвестиционные проекты со стороны государственных и местных властей, в получении прибыли от реализации которых могут быть заинтересованы потенциальные инвесторы, что быстрее определит участие области в общероссийском и международном разделении труда. Достичь экономической безопасности региона, преодоления периферийности, формирования позитивного имиджа области можно путем правильной продуманной инвестиционной политики. В свою очередь, это не исключает поддержки малого и среднего бизнеса.

Правильное встраивание региональной экономики в интересах России в процессы глобализации представляется единственной возможностью обеспечить условия устойчивого и динамичного развития региона. Более тесное сотрудничество региона с транснациональными корпорациями будет сопутствовать развитию бизнеса в Калининградской области, созданию рабочих мест, повышению благосостояния населения.

В период масштабной глобализации необходима плотная интеграция региональной экономики с транснациональными, негосударственными организациями и другими участниками рынка. Для этого уже недостаточно таможенных и налоговых льгот, необходима качественная перестройка региональной экономики на основе повышения производительности труда и капитала, использования новых источников роста, нового «портфеля ресурсов», на которые может опереться область.

Географическое соседство Калининградской области со странами Евросоюза обусловливает ее большую по сравнению с другими регионами России приспособленность к требованиям мирового рынка. Именно в Калининградской области могут быть созданы производства, способные с вступлением России во Всемирную торговую организацию с успехом работать на внешний рынок. Чтобы достичь поставленных целей и преодолеть недостатки, вызванные эксклавностью региона, федеральный Центр должен определиться, какую роль может играть Калининградская область с ее своеобразным географическим положением и в международных связях, и в экономическом развитии страны. И это является одной из главных задач преодоления негативных факторов эксклавности с целью развития регионального предпринимательства в настоящее время.

Литература:

1.         Большой экономический словарь/Под ред. А. Н. Азрилияна.-7-е изд., доп.-М.Институт новой экономики,2011;

2.         А.Городилов. «Особенности особой экономической зоны». Калининградская правда. 2 ноября 1995 г.

3.         Российская газета. 1.02.1996 г.;

4.         Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ»Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», СПС «Консультант-плюс»;

5.         Федеральный закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ»Об Особой экономической зоне в Калининградской области», СПС «Консультант-плюс»;

6.         Постановление Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 г. N 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу». СПС «Консультант-плюс»

7.         Постановление Правительства Калининградской области от 13.02.2007 N 57 «О целевой Программе Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009–2013 годы». СПС «Консультант-плюс».

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, Российская Федерация, региональная экономика, Россия, регион, особая экономическая зона, отношение, время, Всемирная торговая организация, развитие малого.


Похожие статьи

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Внешняя торговля регионов и пути ее совершенствования (на примере Белгородской и Курской областей)

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Похожие статьи

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Внешняя торговля регионов и пути ее совершенствования (на примере Белгородской и Курской областей)

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Задать вопрос