Развитие внимания средствами компьютерных симуляторов у школьников младшего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 1555 раз

Библиографическое описание:

Алборова, К. А. Развитие внимания средствами компьютерных симуляторов у школьников младшего возраста / К. А. Алборова, А. Л. Штуккерт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 614-617. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6833/ (дата обращения: 17.10.2024).

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Авторы анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к компьютерным играм жанра симуляторы, с помощью которых формируется основной познавательный процесс внимание и уровень компьютерной зависимости.

Ключевые слова: компьютерные игры, спортивные симуляторы, познавательный процесс, развитие внимания, компьютерная зависимость.

Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Основным познавательным процессом является внимание. В настоящий время дети с раннего возраста начинают осваивать компьютер, в основном они предпочитают играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день растет число детей, у которых снизился их интеллектуальный уровень, рассеянное внимание, отсутствие интереса к учебе. Все это обуславливает необходимость разработки практических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Значимыми в этом плане являются труды многих ученых Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. М. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Б. В. Эльконин и другие. Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания младших школьников. Это и определило цель нашего исследования.

Проблема изучения развития внимания в настоящее время стоит остро. И прежде всего, связана с высокой динамикой жизни современного социума. К тому же, обращает на себя внимание забота об охране здоровья обучающихся в школе, создании для них благоприятных условий для учебы и занятий спортом.

Цель исследования: Изучить особенности влияния компьютерных симуляторов на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Компьютерные симуляторы — вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Существуют разные виды симуляторов, но в данной исследовательской работе мы используем отдельный вид симуляторов — спортивный. В спортивных симуляторах используются имитация соревнований и тренировок по легкой атлетике, выступление спортсмена на соревнованиях по прыжкам с шестом, в прыжках в высоту, бег с препятствиями, многоборье, метания ядра и другие виды легкой атлетики. В начале эксперимента была проведена батарея тестов по развитию внимания, в котором принимали участие школьники возрасте 9–10 лет(выборка- 40 респондентов).

В первой группе, 20 респондентов играли в компьютерные симуляторы, в течение месяца 3 раза в неделю по 30 минут (работа проводилась дистанционно, а с помощью скайпа, контролировалось времянахождение за игрой), контрольная группа не участвовала в формирующем эксперименте (20 респондентов). Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова (p ≤ 0,05), в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в процентах)

Рассматривая и анализируя уровень переключаемости внимания на двух этапах исследования, мы можем утверждать, что на втором этапе, после эксперимента, повысился уровень переключаемости внимания у 78,5 % исследуемых детей, таким образом увеличился на 33,5 % по сравнению с 1 этапом. Затем была проведена диагностика уровня концентрации внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования. Для этих целей нами была использована методика корректурной пробы Бурдона (p ≤ 0,05). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рисунки 2 и 3).

Рис. 2. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых на первом этапе эксперимента (в процентах)

Рис. 3. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых на втором этапе эксперимента (в процентах)

Анализ данных уровня концентрации внимания на двух этапах показывает, уровень концентрации внимания на 1 этапе исследования составляет в среднем 22 %, а на 2 этапе уровень концентрации внимания повысился и в среднем составляет 24 %. Кроме диагностики концентрации внимания, методика корректурной пробы Бурдона позволила определить также и устойчивость внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования (p ≤ 0,05), которые представлены в диаграмме (рисунки 4 и 5).

Рис. 4. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых на первом этапе исследования (в процентах)

Рис. 5. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых на втором этапе исследования (в процентах)

На 1 этапе исследования были получены данные об устойчивости внимания, что в среднем составило 60 %, а на 2 этапе — уровень устойчивости внимания повысился и в среднем составляет 68 %, что указывает на эффективность применения комплекса компьютерных симуляторов на развитие внимания.

Рис. 6. Данные, по определению компьютерной зависимости у школьников до и после формирующего эксперимента.

По заключению тестирования уровень компьютерной зависимости, оказалось что только 30 % опрошенных имеют высокий уровень зависимости, 30 % опрошенных имеют средний уровень зависимости и 40 % имеют низкий уровень зависимости, следовательно по сравнению с первым этапом исследования уровень компьютерной зависимости почти не изменился. Следовательно можно сделать вывод, что формирующий эксперимент не влияет на повышение уровня компьютерной зависимости.

По результатам констатирующего и формирующего экспериментов заключению эксперимента, мы можем сделать выводы:

В нашем исследовании было выявлено, что в категории игры — спортивные симуляторы, задача игрока — акцентировать свое внимание на результате, при этом нужно правильно выполнить техническое действие и набрать определенную скорость, чтобы успешно перейти в следующий тур.

В ходе формирующего эксперимента получены данные о том, что изменения в развитии внимания произошли под влиянием спортивных симуляторов у школьников младшего возраста. Анализ данных показал, что в экспериментальной группе 2 этапа исследования переключаемость внимания возросла в 1,5 раза. Уровень концентрации внимания после второго этапа у экспериментальной группы повысился в среднем на 2 %. Уровень устойчивости внимания также повысился в среднем на 8 %.

Рекомендации учителям физкультуры, тренерам и родителям:

Рекомендуется использовать в образовательном процессе спортивные симуляторы для развития внимания. Для младших школьников установлено ограничение по времени в пол часа 3 раза в неделю. Целесообразнее включать спортивные симуляторы в тренировочный процесс к своему виду спорта, чтобы мысленно прорабатывать технику движений. Контроль за выполнением заданий контролировать через интернет. Как только достигается определенный уровень развития внимания, можно прекращать играть в спортивные симуляторы, или перейти на другой вид компьютерных симуляторов (к примеру- автосимуляторы).

Литература:

1.    Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. — Москва: Изд-во Московского Университета, 1984. — 101 с.

2.    Добрынин, Н. Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии / Н. Ф. Добрынин. — Москва: Издательство Московского университета, 1973. — № 3 — С. 121–128.

3.    Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров — Москва: Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991.- № 3.- С. 27–39.

4.    Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин. — Москва: Психологический журнал, 1999, том 20, № 1, С. 86–102.

5.    Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание / А. Г. Шмелев. — Москва: Наука, 1990. С. 95.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, развитие внимания, формирующий эксперимент, этап, симулятор, внимание, младший школьный возраст, уровень концентрации внимания, легкая атлетика, основной познавательный процесс.


Ключевые слова

познавательный процесс, компьютерные игры, спортивные симуляторы, развитие внимания, компьютерная зависимость., компьютерная зависимость

Похожие статьи

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков

В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...

Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В работе приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Похожие статьи

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков

В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...

Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В работе приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Задать вопрос