В ходе современного процесса глобализации экономики, науки и образования международные контакты стали повседневным явлением. Тем не менее, в процессе кросс культурного сотрудничества деловой человек встречает ряд трудностей, среди которых различие языков не есть единственное. Несхожесть в восприятии окружающего мира носителями разных культур является причиной непонимания и иногда конфликта.
Следовательно, возникает необходимость формирования у будущих специалистов коммуникативных способностей и потребности во взаимном сотрудничестве, стремления к установлению и продолжению наиболее продуктивных и эффективных взаимоотношений.
При этом современный специалист, «совмещая в своей профессиональной деятельности две компетенции — профессиональную и языковую, получает лингво-профессиональную компетентность, благодаря которой он может посредством компьютеризации и глобальной сети Internet оперативно знакомиться с новейшими достижениями в своей профессиональной области» [1].
Социально-экономические и культурные преобразования в России существенно влияют на расширение функций иностранного языка (ИЯ) как учебного предмета. Расширение международного сотрудничества, необходимость установления новых деловых контактов и эффективного поддержания уже имеющихся, требуют от специалистов, инженеров, менеджеров и ученых технических специальностей активного владения, по крайней мере, одним иностранным языком как средством общения [2].
Поэтому обеспечить осознанную деятельность студентов по изучению иностранного языка и создать действенную мотивацию к изучению данного предмета — важнейшая задача высшей школы.
Профиль потребностей в овладении и использовании неродного языка изменяется в сторону вариативности, многофункциональности и поликультурности. Всё это меняет акцент и в области обучения иностранным языком: от понятия «изучить иностранный язык» на всю жизнь к понятию «быть способным и готовым» изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни.
Можно сказать, эффективное овладение иностранным языком как средством, обеспечивающим потребности социально — культурной деятельности, предполагает, прежде всего, умение самостоятельно, «через всю жизнь», работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою коммуникативную и информационную культуру. Следовательно, и в области обучения иностранным языком осуществляется переход к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную учебную деятельность обучаемого. А это определяет перспективные направления языкового образования [3].
К сожалению, объём обязательной дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе составляет лишь 340 академических часов. Следовательно, в данных условиях должны использоваться именно те учебные методы и технологии, применение которых позволит самым рациональным образом использовать аудиторные учебные часы и время, отведенное на самостоятельную работу студентов [2].
Новым инновационным технологическим средством обучения, выполняющим эту задачу, является языковой портфель (портфолио), направленный на личностно-ориентированное обучение.
Языковой портфель (портфолио), как новый пилотный проект, используется сейчас во многих странах мира при обучении иностранным языкам, включая Россию. Языковой портфолио (Language Portfolio) — это набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений студента. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения ИЯ и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс.
В основу языкового портфеля России положен «Европейский языковой портфель». Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998–2000 годах. Он был запущен в пилотирование по всей Европе во время проведения Общеевропейского года языков (2001) как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычности [4].
Совет Европы, исходя из целей организации, интересуется обучением на протяжении всей жизни в контексте «обучения демократии». Таким образом, он сосредоточил свои усилия, в том числе и на формировании навыков в сфере коммуникации и знания нескольких языков (например, Языковой портфолио).
Портфолио как инструмент мотивации молодых людей к изучению иностранных языков, а также введение языкового обучения на всех этапах школьного, профессионального и непрерывного образования, помимо официальных мер, предпринимаемых правительственными структурами Европейского союза, служат важными средствами для развития мобильности [5].
В Европейском языковом портфолио («European Language Portfolio») отмечается, что по мере изменения геополитической ситуации европейское общество становится все более интерактивным, а европейцы в значительной степени более мобильными. Они путешествуют с целью пополнения и расширения своего профессионального, образовательного и личностного опыта. Тем же, кто мало путешествует или не путешествует совсем, помогают современные информационные технологии, которые преодолевают языковые барьеры, становясь нормой жизни. Молодое поколение должно готовиться к тому, чтобы извлекать пользу из такого рода деятельности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, умений и навыков. Во всех материалах этого документа внимание акцентировано на самостоятельной работе по изучению ИЯ, а в ряду самых важных качеств человека на первом месте называются способность к самоорганизации, высокое самосознание, сочетание независимости мышления и действий с социальной ответственностью.
Российский языковой портфель включает общеевропейские компетенции владения ИЯ, которые внесены в Европейский языковой портфолио. Его задачей является обучение студентов умению изучать язык по принципу автономии в течение всей жизни, объективно оценивать свой уровень владения языковыми навыками и презентовать себя любому лицу или организации (будущему работодателю или учреждению, где будет продолжено образование и т. п.).
Использование языкового портфеля отражает общую тенденцию переноса акцента в языковом образовании с понятия «обучение языку» на понятие «овладение языком и культурой», т. е. на непосредственно самостоятельную учебную деятельность учащегося.
Основная цель ведения портфолио — это развитие навыков рефлексии по поводу проделанной работы обучаемых, т. е. это формирование способности обучаемого к самостоятельной оценке своего уровня владения языком в сопоставлении с европейскими нормами.
Языковое портфолио является не только эффективным средством оценивания языковой компетенции обучаемых, но также выполняет задачи внедрения в практику перспективной образовательной идеологии в области иностранных языков. Среди основных задач необходимо выделить следующие: вооружение обучаемых надежным инструментом для определения своих достижений в овладении ИЯ, дальнейшее совершенствование своих знаний и умений; развитие и поддержка заинтересованности каждого человека в изучении языков на протяжении всей жизни; обеспечение человеку социальной мобильности в рамках единой Европы.
Именно языковой портфолио сегодня — самая известная и распространённая в Европе форма курсового портфолио. Его целью является усиление процессов интеграции в европейских странах. В рамках проекта языкового портфолио подробно разрабатываются все этапы работы и формы оценки языковой компетентности, оценки и самооценки. Ценным является то, что таблица языковых умений, на основе которой затем разрабатываются индивидуальные анкеты для каждого уровня, является продуктом взаимной договорённости всех участников данной программы.
Это делается для того, чтобы сертификат уровня достижений, выдаваемый впоследствии обучаемым, можно было сравнить и представить для всей сети учебных заведений, участвующих в данной работе. Таблица оценивания является, таким образом, стандартом качества, признанным всеми участниками.
Технология «языковой портфель» реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей самостоятельной работы. При преподавании ИЯ в учебном заведении, технологию «языковой портфель» можно рассматривать как инновационную, обще учебную технологию, основанную на развитии способности к самооценке.
Заметим, что технология “языковой портфель”, как указывалось выше, кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному/автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования [6].
В этой связи представляется необходимым помочь обучаемым обеспечить осознанную деятельность по изучению ИЯ, создать оптимальную мотивацию к изучению данного предмета. С этой целью и создается языковой портфель.
Языковой портфель осуществляет поддержку и повышение мотивации на всех этапах обучения и усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, т. е. обеспечивает развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению ИЯ, к дальнейшему самообразованию и с его помощью, к использованию ИЯ в других областях знаний. А это значит, что языковой портфель направлен на формирование интереса обучаемого к познавательной деятельности, т. е. на овладение экзистенциональной компетенцией. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляется важнейшая задача воспитания, определенная в Концепции модернизации образования [7].
Концепция «Языкового портфеля России» «дает возможность расширить рамки учебного (классного) процесса за счёт включения в систему оценки достижений учащихся опыта в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном общении» [8].
Технология ведения языкового портфолио может быть использована как один из основных приёмов работы со студентами, поскольку установка на ведение языкового портфолио предваряет основной этап учёбы по курсу ИЯ, работа эта пронизывает весь учебный процесс и, в конце концов, является свидетельством результативности обучения, одновременно выступая средством контроля на всех этапах. Кроме того, составленное языковое портфолио остаётся у учащихся в будущем, помогая им в учёбе на других курсах и, что ещё более важно, при трудоустройстве [2].
Инновации присутствуют во всех сферах жизнедеятельности человека: политике, экономике, спорте, образовании и т. д., но только научно-технический и промышленный уровень развития государства определяет его мощь и статус в мировом сообществе.
Одним из ключевых направлений государственной инновационной политики должно стать инвестирование в талантливых, технически одаренных детей как эволюционный путь генерации нового поколения высоко профессиональных инженеров, ученых, руководителей всех уровней, способных мыслить государственно, создавать и воплощать в жизнь разработки мировой новизны.
По мере того, как будут формироваться приемная стратегия вузов и кадровая политика предприятий и организаций, направленные на привлечение лучших абитуриентов и лучших молодых специалистов, будет возрастать и значение портфолио выпускников школ.
Бизнес проявляет растущий интерес к студенческим портфолио, которые помогают будущим работодателям оценить готовность выпускников к практической деятельности и профессиональной карьере. Студенты создают портфолио, демонстрирующие их рабочие качества и готовность к выходу на рынок труда.
С целью дальнейшего развития системы международного признания профессиональной квалификации выпускников системы начального профессионального образования разработаны единые рекомендации по разработке и внедрению электронного варианта портфолио — «Европейского портфолио-резюме», действующего на всей территории ЕС.
Можно с уверенностью говорить о том, что портфолио — это реализация стратегии обучения в течение всей жизни, которая является основным направлением и целью развития современных образовательных систем во всем мире и отвечает задачам и потребностям общества, основанного на знаниях.
Литература:
1. Артемьева, О. А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации [Текст] / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 160 с.
2. Сунцова, Е. Н. Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени [Текст] / Е. Н. Сунцова // Молодой ученый. — 2011. — № 1. — с. 232–234.
3. Чувашина, О. Н. Языковой портфолио как средство рефлексивного обучения иноязычной письменной речи. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-yazykovoi-portfolio-kak-sredst
4. Иванова, Н. В. Языковой портфолио как инструмент самооценки и саморазвития ученика. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,visit/link_id,5736/Itemid,118/
5. Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике [Текст] / Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. // Вопросы образования.-2004.-№ 3.-с.201–238; Режим доступа: http://www.trainingvillage.gr
6. Горегляд О. Л. Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00186487_0.html
7. Богомолова, Н. А. Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика. Режим доступа: http://www.oxfordquality.ru/files/files/yazykovoi_portfeldoc_288.doc
8. Гальскова, Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков [Текст] / Гальскова Н. Д. // Иностранные языки в школе, № 5–2000г., с. 7–8.