В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учителей в компьютерную среду. Компьютерные технологии призваны стать не развлекательным дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Современное российское образование переживает период модернизации, связанный с развитием компьютерных технологий, способствующих созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое сообщество, повышению качества и конкурентноспособности отечественного образования. В связи с этим был принят ряд основополагающих документов: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступит в силу с 1 сентября 2013 года).
В современной науке имеется ряд работ, посвященных рассмотрению различных аспектов компьютеризации развития образования: социально-философского (Б. С. Гершунский, К. К. Колин, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул, Ф. Н. Цырдя и др.), психологического (В. В. Рубцов, O. K. Тихомиров и др.), педагогического (В. В. Давыдов, Е. Н. Машбиц и др.) и методического (А. И. Бочкин, Т. П. Воронина, СВ. Дейнеко, Л. Х. Зайнутдинова и др.); вопросам формирования компьютерной грамотности различных специалистов (А. П. Ершов, В. А. Каймин, В. М. Монахов, А. А. Кузнецов, В. М. Оксман, С.И. Шварцбурд, С. А. Христачевский и др.).
Простое увеличение количества компьютеров в школах не есть гарантия хороших результатов по основным образовательным дисциплинам. К этим результатам следует относиться как к индикатору, показывающему, что страна движется в правильном направлении, и вместе с основными факторами — статусом школьного образования, подготовкой учителей, созданием творческой атмосферы в школе, нельзя забывать и про современные технологии.
В Министерстве образования и науки РФ сообщили, что более 240 тыс. компьютеров закуплено в школы в рамках проекта модернизации общего образования в регионах в 2012 г. «Более 1 млн. 655 тыс. единиц нового оборудования, в том числе компьютерного (более 240 тыс. единиц), учебно-лабораторного (около 395 тыс. единиц), учебно-производственного около 215 тыс. единиц и иного было закуплено в 2012 г. в рамках реализации проекта», — отметили в министерстве. При этом всего новым оборудованием обеспечено более 7,67 млн. школьников. Из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования в 2012 г. было выделено 60 млрд. руб., а софинансирование со стороны бюджетов регионов составило более 11 млрд. руб. [6].
В системе образования города Владимира решается главная стратегическая задача — обеспечивается равный доступ школьников к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья [1] Система образования города включает 150 образовательных учреждений: 44 общеобразовательных, 2 интерната, 1 вечернюю общеобразовательную школу, городской межшкольный учебный комбинат № 2, которые осуществляют общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся. Образовательный процесс в текущем учебном году организован для 27,9 тыс. учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Все общеобразовательные учреждения города подключены к сети Интернет. Количество учащихся на один компьютер уменьшилось с 20 до 16 учащихся. В общеобразовательные учреждения поставлена новая компьютерная техника: 258 компьютеров на сумму 6,2 млн. руб.; 42 интерактивные доски и 42 мультимедийных проектора на общую сумму 3,7 млн. руб.; мобильный класс на сумму 497 тыс. руб. Таким образом, созданы условия для внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс, использования сети Интернет в образовательных целях, внедрения системы регионального электронного мониторингаобразовательных учреждений и федерального электронного мониторинга «Наша новая школа».
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [2].
Важные задачи стоят перед учителем:
- научить старшеклассников видеть в компьютере лишь средство для помощи в учебном процессе;
- показать функции виртуального помощника, объяснить старшеклассникам о скрытых угрозах, которые могут подстерегать их в открытом пространстве Интернета.
- предоставить старшеклассникам «обратную связь» т. е., позволить поделиться им новыми открытиями, знаниями, умениями с педагогом.
Все это поможет учителю и старшеклассникам ощущать себя на «одной волне». И главное тому подтверждение, когда старшеклассник обратится за помощью к учителю, а не компьютеру. Приятное осознание того, что педагог — остается личностью для старшеклассников, а компьютер — техническим устройством, облегчающее нашу повседневную жизнь.
Важной целью образования является формирование образовательно-информационной среды на основе интеграции компьютерных и коммуникационных технологий в образовательный процесс за счет усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения. Новые компьютерные технологии позволяют повысить содержательную емкость и эффективность учебных занятий со старшеклассниками, но при этом они должны обеспечивать формирование таких групп обобщенных информационных умений, которые позволили бы проводить интегрированные уроки по любой дисциплине с применением компьютерных технологий.
Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных компьютерных условиях. Поэтому компьютеризация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ. Владение компьютерными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога. Проблема в том, что большинство педагогов и руководителей образовательных учреждений, осваивая основы пользования персонального компьютера, не до конца осознают стоящие сегодня перед ними задачи. Решением проблемы должно стать осознание педагогами целей, методов, способов, приемов включения компьютерных технологий в учебный процесс, учитывая не только специфику преподаваемого предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.
Компьютерную грамотность учителя как понятие с недавних пор стала предметом особого внимания исследователей. И это вполне оправданно, поскольку проблема формирования компьютерной грамотности человека касается в первую очередь учителя, его собственной культуры в этой области, так как педагог может рассматриваться как своеобразный источник, управляющий, наставник в деле становления компьютерной грамотности поколений.
В рассмотрении сущности компьютерной грамотности педагога, ученые выделяют в качестве основных структурных элементов этого явления когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (информационные технологии), технический (возможности компьютера), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с будущей профессией старшеклассников). Крайне важно учителям знать и постоянно помнить о педагогических критериях, с помощью которых можно оценить свой уровень и уровень поведения и воспитания старшеклассников.
Поведенческий критерий, отражающий совокупность внешних проявлений старшеклассников в процессе мыслительной деятельности. К показателям поведенческого критерия относятся:
1. Поведенческая активность, характеризуемая инициативностью, целеустремленностью, увлеченностью в обучении с применением компьютера;
2. Гибкостью поведения, определяемая способностью изменить поведение в ответ на воздействие внешней ситуации;
3. Коммуникабельность, характеризуемая любознательностью, открытостью, легкостью в процессе общения, опосредованность общения и возможность анонимного ведения диалога с неограниченной и невидимой аудиторией
Эстетический критерий, отражающий совокупность внешних, прекрасных, ярко окрашенных проявлений старшеклассников в процессе учебного процесса. Его составили следующие показатели:
1. Воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
2. Неограниченный доступ к электронным ресурсам библиотек и сокровищницам мирового искусства.
3. Формирование интереса и развитие чувства красоты форм, цвета, музыкального сопровождения.
Нравственный критерий, характеризуется разнообразием форм межличностных взаимоотношений, содержанием обучающего материала, огромным влиянием мультимедийного оформления материала. Его составили следующие показатели:
1. Бесконтрольное увлечения компьютерными играми, в том числе агрессивными.
2. Необходимость формирования самоответственности старшеклассника за свой уровень образования развития компьютеризации и поведения в новых условиях работы.
3. Борьба с аутизацией (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета).
Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные педагогические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно новые методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения старшеклассником новых типов информации. Эффект появления так называемых «компьютерных подростков», т. е. оторванных от жизни и не способных к полноценному общению молодых людей, уже обозначился. Необходимо постоянно иметь в виду, что компьютер может не только помогать в обучении, но и деформировать личность.
В связи с этим, эффективность компьютеризации образования старшеклассников остается актуальной проблемой специальной педагогики, как науки, так и практики.
Литература:
1. Администрация города Владимира. Постановление от 9 сентября 2011 г. N 2297. Об утверждении ведомственной программы «Развитие муниципальной системы образования города Владимира на 2013–2015 годы»
2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 572 с.
3. Заславская О. Ю. Информационные технологии на основе использования интернет сервисов нового поколения // Управление школой. — 2011. — № 15 (342) — С.15–26.
4. Заславская О. Ю. Информационные системы управления образовательным процессом // Управление школой. — 2011. — № 14 (341) — С.34–43.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 476 c.
6. ИТАР-ТАСС. Модернизации общего образования в регионах в 2012 г. — Минобрнауки/
7. Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность?; Владивосток: Дальневосточный университет, 2010- 260 c.
8. Некрасова, Заряна; Некрасова, Нина Дети Индиго. Без опасности: Школьные годы; София, 2012. — 192 c.
9. Некрасова, Заряна; Некрасова, Нина Дети Индиго. Без опасности: Школьные годы; София, 2012. — 192 c.
10. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. — М.: Школа — Пресс, 1994.
11. Тамберг, Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей, воспитателей и учителей; СПб: Михаил Сизов, 2010. — 320 c.