Занятие на тему выявления способов очистки воды доступными средствами.
Задачи:
Обучающие : Обобщать знания и представления детей о способах очистки воды подручными средствами. Способствовать овладению детьми приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Пополнить словарь детей за счет слов: фильтр, очистка воды.
Развивающие : Поддерживать стремление к познавательно-поисковой деятельности. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы по результатам эксперимента.
Воспитательные : Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызвать радость открытий, полученных при помощи опытов. Воспитывать выдержку, умение работать совместно.
Оборудование : Банка с водой, песок, мелкие веточки, небольшой кусок марли, воронка, сито, бумажные салфетки, вата, поднос с прозрачными стаканчиками, мерная ложка.
Ход НОД
Организационный этап:
Дети на ковре стоят по кругу и произносят приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Педагог:
— Ребята! Сегодня я расскажу вам историю, которая приключилась с путниками в пустыне.
(Дети подходят к столу, на котором стоит банка с водой и поднос с сыпучими веществами)
— Шел в пустыне караван (показать картинку ), путешественники находились уже долго в пути, и у них осталось очень мало воды. И тут случилась беда: начался сильный ураган, пыльная буря ( показать картинку ). И вся вода, которая у них была, стала грязной. ( Педагог в банку с чистой водой мерной ложкой насыпает песок, землю и мелкие веточки ).
Все очень расстроились и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путники нашли вот это: ( Педагог достает из мешка и показывает детям ) марлю, бумажные салфетки, вату, ситечко, воронку, пустые чистые стаканчики. Они очистили воду и утолили жажду.
— Как вы думаете, как им удалось очистить воду?
(Дети высказывают свои предположения)
Этап экспериментальной деятельности :
Педагог : Давайте проверим ваши предположения. Действительно при помощи этих предметов можно очистить воду, но что именно справится лучше всех, мы сейчас узнаем. Я приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы с вами немного поэкспериментируем. Как надо себя вести в лаборатории? Педагог вместе с детьми повторяют правила безопасного поведения: опыты проводить аккуратно, воду из стаканов не пить, в рот ничего не брать и т. д.)
Дети подходят к столу.
Педагог: Ребята, мы с вами разделимся на несколько групп. Первая группа будет очищать воду при помощи ситечка. Берите пустой стакан, сверху ставьте ситечко, а я налью вам грязную воду.
— Смотрите, что происходит?
Дети : Крупный мусор остался на ситечке, а вода все равно мутная и грязная.
Педагог : Как вы думаете, такую воду можно пить?
Дети: Нет, она опасна для здоровья!
Педагог : Правильно, давайте продолжим эксперимент.
(Дети подходят к следующему столу)
Педагог: Давайте возьмем чистые стаканы, сверху поставим воронку и кусок марли, а я налью вам воду, очищенную от крупного мусора из первого эксперимента.
Педагог : Что вы видите, вода очистилась?
Дети : На марле остались крупинки песка и мелкие камешки, вода стала немного прозрачней, но пить ее еще опасно.
Педагог : Действительно, вода не достаточно очищена, нужно продолжить эксперимент, но сначала давайте разомнемся.
Физминутка «Речка»
К речке быстро мы спустились, ( бег на месте)
Наклонились и умылись (наклон вперед)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились! (4 наклона вперед )
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно (разводить руки перед грудью)
Вместе раз — это брасс.
Одной, другой — это кроль. (поочередно вращать руками)
Все как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой, ( шаг на месте)
И отправились домой!
Педагог : Ребята, я приглашаю вас продолжить наш эксперимент. Итак, у нас осталось два предмета: вата и бумажные салфетки. Группа детей берет кусок ваты, вставляет в воронку, а я наливаю воду. Что происходит?
Дети : Вата стала грязной, а вода намного чище.
Педагог : Правильно, вата оказалась хорошим фильтром, она задержала все мелкие частички грязи. Ну и давайте проверим бумажные салфетки, может быть, они тоже окажутся хорошим фильтром.
(Дети проводят эксперимент)
Этап закрепления знаний
Педагог : Итак, как же путникам удалось очистить загрязненную воду?
(Ответы детей)
Педагог : Правильно, при помощи простых предметов можно очистить воду. А как вы думаете такую воду можно употреблять в пищу.
(Ответы детей)
Педагог : Да, ребята, вода хоть и очищена, но пить ее нужно только после кипячения. Потому что в такой воде остались болезнетворные микроорганизмы, а кипячение — простой способ их уничтожения.
— Скажите, пожалуйста, а где мы в жизни пользуемся фильтрами?
Дети: Мы используем фильтры-кувшины, у нас стоят фильтры на кране и т. д.
Педагог: Правильно ребята, в современном мире люди используют фильтры для очистки воды.
— Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились, и я предлагаю вам поиграть в игру «Ручейки, озёра, море»
(Дети под музыку выполняют движения)
Педагог произносит команду:
Капельки — дети бегают в хаотичном порядке,
Ручейки — дети создают цепочку, держась за плечи соседа,
Озёра — дети создают маленькие круги из пяти человек,
Море — дети образуют большой круг.
(Игра проводится 3–4 раза)
Рефлексия
Педагог: Ребята, наша экспериментально-поисковая работа подошла к концу.
— Вам понравилось сегодня проводить опыты по очистке воды?
— Что вы нового узнали? (Высказывания детей)
— Если вам понравилось занятие прикрепите капельку на магнитную доску, если не понравилось, то ничего не прикрепляйте.