Современные психологи и педагоги считают, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, в первую очередь, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация стимулирует целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, а также их упорядочение для достижения целей. Так, мотивация является пусковым механизмом всякой человеческой деятельности. Формирование мотивации учения изучалось такими педагогами-психологами, как А. К. Марковой [9], В. И. Василовским [3], Г. И. Щукиной [12], Ю. Н. Кулюткиным [8], Е. П. Ильиным [7], Г. С.Сухобской [8].
Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательною программу начального общего образования, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, включают сформированность мотивации к обучению и познанию.
Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ [10, с. 19].
А. Н. Леонтьев считает, что мотивация является ядром личности и имеет функцию направления деятельности [6, с. 38].
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
Сочетание познавательных и социальных мотивов является основой возникновения «внутренней позиции школьника» (по определению Л. И. Божович), т. е. нового отношения ребёнка к среде, переходом в младший школьный возраст. При этом следует отметить, что, по сравнению с 40–80-ми годами XX в., круг учебных мотивов современных школьников сужен из-за отсутствия ряда социальных мотивов учения (мотив долга перед обществом, мотив самосовершенствования, мотив самообразования) и слабой выраженности некоторых социальных мотивов (похвала учителя) [6, с. 8].
Как отмечает исследователь учебной мотивации школьников Е. В. Ильин, мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является одной из главных задач учителя [7, с. 165]. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. А. К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются [9, с. 34]:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя.
Таким образом, понятие мотива занимает особое место в ряду ключевых психологических категорий. Оно выполняет важную объяснительную функцию, являясь вместе с тем одним из наиболее многозначных. Пути становления и особенности мотивации каждого ученика индивидуальны и неповторимы. Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями (возможно, с возвращением на предыдущие уровни) происходит становление индивидуальной мотивации. Необходимо учитывать, что мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными.
В мотивации усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд мотиваций с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Интерес представляют следующие виды:
- коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;
- лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучающегося к познаванию языкового явления;
- страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося [4, с. 42].
Формирования познавательной мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения. К концу обучения в начальной школе необходимо придать мотивации определенную форму — сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.
Актуальность исследования изучения развития познавательной мотивации к изучению китайского языка у младших школьников связано с тем, что на современном этапе развития методики преподавания китайского языка в общеобразовательных школах снижен возрастной порог изучения китайского языка. Так, в некоторых школах г. Читы китайский язык начинают изучать в начальных классах. Безусловно, это связано с геополитическими особенностями расположения Забайкальского края и вызвано необходимостью социально-экономического развития Забайкалья и межкультурным взаимодействием с КНР. В перспективе, изучение китайского языка открывает обширные перспективы не только для жителей Забайкальского края. Поэтому среди всех иностранных языков, изучаемых в России, за последние несколько лет, спрос на китайский показывает наибольший рост.
Сегодня знание иностранного языка, (а в Забайкальском крае китайского языка) становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Отсюда и более пристальное внимание к обучению китайскому языку в школе, как со стороны учащихся, так и со стороны их родителей. Отсюда и повышение ответственности учителя за уровень даваемых знаний.
Литература:
1. Бухаров А. О. Учебная мотивация школьника и ее развития в процессе обучения. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2009–66 с.
2. Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4. — С. 21–34.
3. Василовский В. И. Развитие профессионально-познавательной активности личности. // Инновационные методики обучения изобразительному искусству: сб. науч.тр. — Краснодар: КубГУ, 2007. — С. 22–29.
4. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка // Иностр. языки в школе. — 2001. — № 2. — С.40–44.
5. Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблема мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. — М.: Интер, 2009. — 430 с.
6. Ганн С. В., Константинова Н. И. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7. — С. 38.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
8. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. — Л.: ЛГУ, 1972. — 117 c.
9. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
10. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 154 с.
11. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 2000. — 127 с.
12. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.