В связи с возрастающей актуальностью инноваций в производственной среде отечественных предприятий и наполнения рынка труда молодыми специалистами, четко обозначилась проблема, адекватной оценки потенциала результата интеллектуального труда исследователя или рабочей группы, действия которых направлены на необходимые преобразования. В модели жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований представлены четыре этапа, в которых происходит преобразование научно-технического знания в новшество:
- сбор данных, структурирование проблемной области, генерация и поиск возможных решений;
- проведение научно-исследовательских работ, разработка рацпредложений, техническое творчество;
- получение и анализ результатов научно-технических исследований, классификация;
- экспансия реализованной продукции, дифференциация продукции.
Первой стадией жизненного цикла является выявление и анализ проблемной области на предмет оценки сложности и масштабности проблемы. Осуществляется исследование и анализ актуальности проблемы, оценка научного и технического потенциала исследований, анализ основных заинтересованных сторон. В результате первой стадии разрабатывается техническое задание, которое должно четко определять дальнейшие движение в направлении развития процесса решения. Второй стадией является генерация идей, поиск решений, или лучших практик для исследуемой проблемы. Посредством обзора многих информационных ресурсов можно получить достаточно обширную базу с готовыми решениями, учитывая специфичность каждого предприятия. Третья стадия в рамках научно-технических исследований зависит от выбора вида деятельности [1]: инновационной, научной, или инженерно-производственной направленности.
Для каждого из видов деятельности характерны определенные процессы, в результате которых происходит преобразование различных ресурсов в новшество. На рисунке 1 представлена схема проведения процесса управления процедурой оценки результатов научно-технических исследований (НТИ), где описаны основные процессы характерные для инновационной, научной и инженерно-производственной деятельности. Третья стадия для инженерно-производственной деятельности начинается с формирования и разработки рацпредложения, на основании данных предыдущего процесса генерации базы идей и решений. В случае успешного создания инженерно-технического решения, объект рацпредложения становится новшеством, которое проходит процесс соответствия требованиям, заложенным на этапе формирования технического задания для рацпредложения. Для инновационной деятельности характерны обоюдные пути, как для инженерно-технической, так и для научной деятельности, но следует отметить, что для получения базовой инновации необходимым является присутствие результатов фундаментальных научных исследований. Научная деятельность также начинается с выбора направления и генерации базы идей и решений, в случае если выбранное направление признается перспективным, происходит процесс принятия решения об инициализации научно-исследовательских работ (НИР) в этой области. В процессе протекания НИР формируется «новация» — новое знание, метод или принцип полученные в результате проведения НИР. После проведения НИР оценивается результативность исследований, в случае достижения целей работы, результаты НИР принимают форму новшества с определенным научным потенциалом. Новшество проходит оценку соответствия требованиям технического задания, после чего переходит в следующую стадию.
Рис. 1 Модель жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований
В заключение первого этапа, возможно, провести оценку научного и технического уровня разработки. При этом основная цель оценки — определение инвестиционной привлекательности и осуществимости проекта (исследования), а также выявление сущности потенциального новшества и соответствие свойств сущности потребностям заинтересованных сторон. Оценка дается на основе анализа научно-технического содержания проекта, квалификации управленческого потенциала авторского коллектива и рыночного спроса на продукт проекта. Первичная оценка потенциала устанавливает рейтинг для каждого проекта. Рейтинг проекта рассчитывается по формуле [2]:
, где — общий рейтинг проекта.
Таблица 1
Коэффициенты, формирующие рейтинг проекта (исследования)
— коэффициент, учитывающий научно-техническую ценность проекта |
||
1 |
четкость изложения замысла, бизнес — идеи |
четкое — 1, не совсем четко — 0,5 нечеткое — 0 |
2 |
четкость определения цели и методов реализации |
четко — 1, не совсем четко — 0,5 нечетко — 0 |
3 |
техническая обоснованность и осуществимость |
реально — 1, возможно — 0,5 нереально — 0 |
4 |
технический уровень |
современный с запасом на перспективу — 2, современный — 1, ниже современного — 0 |
5 |
научный задел |
имеется существенный научный задел для решения сформулированной в проекте проблемы — 2, имеются публикации по теме проекта — 1, научно-методическая проработка проблемы отсутствует — 0 |
6 |
новизна |
проблема впервые сформулирована — 2, предложен оригинальный подход к решению проблемы — 1, сформулированные проблемы известны — 0 |
— коэффициент, определяющий потенциал авторского коллектива и реальность выполнения проекта в срок |
||
7 |
достаточность квалификации и опыта участников проекта |
достаточно — 1, недостаточно — 0 |
8 |
полнота состава команды |
соответствует задачам проекта — 1, не соответствует задачам проекта — 0 |
9 |
реализуемость проекта силами авторского коллектива |
участники проекта в состоянии выполнить заявленную работу — 1, эксперт сомневается в возможности авторов выполнить заявленную работу — 0 |
— коэффициент оценки стартовой ситуации |
||
10 |
наличие необходимых производственных площадей |
имеется — 1, не имеется — 0 |
11 |
наличие начального финансирования |
имеется — 1, не имеется — 0 |
12 |
наличие необходимых контрагентов |
имеется — 1, не имеется — 0 |
— коэффициент, характеризующий рыночные перспективы проекта |
||
13 |
наличие платежеспособного спроса на продукт |
имеется — 1, отсутствует — 0 |
14 |
конкуренты, дублирование рынка |
имеются — 1, отсутствуют — 0 |
15 |
перспектива развития выбранного сектора |
имеется — 1, отсутствует — 0 |
Таблица 2
Рейтинг проекта
Рейтинг |
Шкала оценки |
4 — исследование (проект) не имеет перспективы |
|
5 — проект требует доработки |
|
10 — проект содержит перспективную идею |
|
12 — достаточная полезность проекта |
|
18 — заявка на выдающийся результат |
Таким образом, при формировании рейтинга проекта, возможно, использовать приведенную в таблице 2 шкалу оценки. На основании установленных коэффициентов проводится первичная оценка потенциала и формирование рейтинга проекта, в рамках первых этапов жизненного цикла. В результате первичной оценки потенциала проекта (исследования) можно сделать вывод об актуальности и перспективности проекта, а также о степени проработанности направления, в котором происходит исследование. Следующей стадией при условии достаточной полезности проекта, является выявление сущности результатов различных видов деятельности. На этой стадии происходит анализ и оценка потенциала новшества на предмет достаточности его внутренних свойств, для соотношения к определенной форме. На основании результатов оценки, на этой стадии, осуществляется классификация результатов научно-технических исследований, тем самым завершается фаза системного проектирования в рамках модели жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований.
Результатом фазы системного проектирования проекта является готовый прототип, опытный образец или уникальные технические изделия, с соответствующей конструкторской документацией. Таким образом, целью фазы системного проектирования является формирование образцов новой техники и технологии, для передачи в серийное или мелкосерийное производство. Посредством производства небольших партий новой продукции и последующего пробного выдвижение на рынок, исследуется рыночный потенциал новшества. От того, как повлияет рынок, на появление нового товара, зависит дальнейшая маркетинговая стратегия предприятия и инструментарий для достижения желаемых целей. На заключительной стадии фазы системного проектирования создается коммерческое предложение или бизнес-план проекта. Основная задачей является поиск финансовых источников для реализации проекта и представления проекта (исследования) в привлекательном виде для инвестиций. В результате прохождения объекта по этапам жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований, для фаз цикла характерны специфические проблемы, как технического, организационного, так и финансово-экономического характера. Процесс решения, которых можно упростить с помощью представленного инструментария для определенных фаз жизненного цикла. Для решения задач и выявления проблемной области применительно к фазе системного проектирования используются:
- методы структурной и иерархической декомпозиций;
- методы построения композиционных структурных моделей;
- методы решения задач на структурных моделях;
- методы предпроектного анализа;
- методы календарного планирования;
- методы функционально-стоимостного анализа;
- методы управления качеством;
- методы управления риском;
- методы технического анализа и проектирования.
Для фазы реализации проекта:
- методы оперативного планирования работ, времени, ресурсов, стоимости;
- методы мониторинга проекта;
- актуализация планов, прогноз развития проекта и регулирование;
- методы контроля затрат;
- методы управления запасами;
- методы управления изменениями;
- методы проектного анализа на стадии реализации проекта;
- методы анализа эффективности проекта [2];
Таким образом, в результате применения представленных подходов к формированию рейтинга проекта, на основании оценки ключевых коэффициентов, учитывающих сущность проекта или исследования, представляется возможным оценить потенциал генеральной идеи, оформленной в виде разработанного новшества, в котором учтены: научно-техническая ценность, потенциал авторского коллектива, и потребительские свойства, характеризующие рыночные перспективы проекта. Что позволяет эффективно производить многоступенчатый отбор при выборе перспективных проектов и оценить их полезность на ранних стадиях жизненного цикла.
Литература:
1. Назаревич С. А. Интегральный показатель результатов научно-технических исследований. Вопросы радиоэлектроники. 2013.
2. И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин / Управление инновационными проектами/ Под. ред. И. Л. Туккеля. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011.