Первичная оценка потенциального новшества в структуре жизненного цикла научно-технических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Назаревич, С. А. Первичная оценка потенциального новшества в структуре жизненного цикла научно-технических исследований / С. А. Назаревич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6889/ (дата обращения: 19.12.2024).

В связи с возрастающей актуальностью инноваций в производственной среде отечественных предприятий и наполнения рынка труда молодыми специалистами, четко обозначилась проблема, адекватной оценки потенциала результата интеллектуального труда исследователя или рабочей группы, действия которых направлены на необходимые преобразования. В модели жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований представлены четыре этапа, в которых происходит преобразование научно-технического знания в новшество:

-          сбор данных, структурирование проблемной области, генерация и поиск возможных решений;

-          проведение научно-исследовательских работ, разработка рацпредложений, техническое творчество;

-          получение и анализ результатов научно-технических исследований, классификация;

-          экспансия реализованной продукции, дифференциация продукции.

Первой стадией жизненного цикла является выявление и анализ проблемной области на предмет оценки сложности и масштабности проблемы. Осуществляется исследование и анализ актуальности проблемы, оценка научного и технического потенциала исследований, анализ основных заинтересованных сторон. В результате первой стадии разрабатывается техническое задание, которое должно четко определять дальнейшие движение в направлении развития процесса решения. Второй стадией является генерация идей, поиск решений, или лучших практик для исследуемой проблемы. Посредством обзора многих информационных ресурсов можно получить достаточно обширную базу с готовыми решениями, учитывая специфичность каждого предприятия. Третья стадия в рамках научно-технических исследований зависит от выбора вида деятельности [1]: инновационной, научной, или инженерно-производственной направленности.

Для каждого из видов деятельности характерны определенные процессы, в результате которых происходит преобразование различных ресурсов в новшество. На рисунке 1 представлена схема проведения процесса управления процедурой оценки результатов научно-технических исследований (НТИ), где описаны основные процессы характерные для инновационной, научной и инженерно-производственной деятельности. Третья стадия для инженерно-производственной деятельности начинается с формирования и разработки рацпредложения, на основании данных предыдущего процесса генерации базы идей и решений. В случае успешного создания инженерно-технического решения, объект рацпредложения становится новшеством, которое проходит процесс соответствия требованиям, заложенным на этапе формирования технического задания для рацпредложения. Для инновационной деятельности характерны обоюдные пути, как для инженерно-технической, так и для научной деятельности, но следует отметить, что для получения базовой инновации необходимым является присутствие результатов фундаментальных научных исследований. Научная деятельность также начинается с выбора направления и генерации базы идей и решений, в случае если выбранное направление признается перспективным, происходит процесс принятия решения об инициализации научно-исследовательских работ (НИР) в этой области. В процессе протекания НИР формируется «новация» — новое знание, метод или принцип полученные в результате проведения НИР. После проведения НИР оценивается результативность исследований, в случае достижения целей работы, результаты НИР принимают форму новшества с определенным научным потенциалом. Новшество проходит оценку соответствия требованиям технического задания, после чего переходит в следующую стадию.

Рис. 1 Модель жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований

В заключение первого этапа, возможно, провести оценку научного и технического уровня разработки. При этом основная цель оценки — определение инвестиционной привлекательности и осуществимости проекта (исследования), а также выявление сущности потенциального новшества и соответствие свойств сущности потребностям заинтересованных сторон. Оценка дается на основе анализа научно-технического содержания проекта, квалификации управленческого потенциала авторского коллектива и рыночного спроса на продукт проекта. Первичная оценка потенциала устанавливает рейтинг для каждого проекта. Рейтинг проекта рассчитывается по формуле [2]:

, где  — общий рейтинг проекта.

Таблица 1

Коэффициенты, формирующие рейтинг проекта (исследования)

 — коэффициент, учитывающий научно-техническую ценность проекта

1

четкость изложения замысла, бизнес — идеи

четкое — 1,

не совсем четко — 0,5

нечеткое — 0

2

четкость определения цели и методов реализации

четко — 1,

не совсем четко — 0,5

нечетко — 0

3

техническая обоснованность и осуществимость

реально — 1,

возможно — 0,5

нереально — 0

4

технический уровень

современный с запасом на перспективу — 2,

современный — 1,

ниже современного — 0

5

научный задел

имеется существенный научный задел для решения сформулированной в проекте проблемы — 2,

имеются публикации по теме проекта — 1,

научно-методическая проработка проблемы отсутствует — 0

6

новизна

проблема впервые сформулирована — 2,

предложен оригинальный подход к решению проблемы — 1,

сформулированные проблемы известны — 0

 — коэффициент, определяющий потенциал авторского коллектива и реальность выполнения проекта в срок

7

достаточность квалификации и опыта участников проекта

достаточно — 1,

недостаточно — 0

8

полнота состава команды

соответствует задачам проекта — 1,

не соответствует задачам проекта — 0

9

реализуемость проекта силами авторского коллектива

участники проекта в состоянии

выполнить заявленную работу — 1,

эксперт сомневается в возможности авторов выполнить заявленную работу — 0

 — коэффициент оценки стартовой ситуации

10

наличие необходимых производственных площадей

имеется — 1, не имеется — 0

11

наличие начального финансирования

имеется — 1, не имеется — 0

12

наличие необходимых контрагентов

имеется — 1, не имеется — 0

 — коэффициент, характеризующий рыночные перспективы проекта

13

наличие платежеспособного спроса на продукт

имеется — 1, отсутствует — 0

14

конкуренты, дублирование рынка

имеются — 1,

отсутствуют — 0

15

перспектива развития выбранного сектора

имеется — 1,

отсутствует — 0

Таблица 2

Рейтинг проекта

Рейтинг

Шкала оценки

4 — исследование (проект) не имеет перспективы

5 — проект требует доработки

10 — проект содержит перспективную идею

12 — достаточная полезность проекта

18 — заявка на выдающийся результат

Таким образом, при формировании рейтинга проекта, возможно, использовать приведенную в таблице 2 шкалу оценки. На основании установленных коэффициентов проводится первичная оценка потенциала и формирование рейтинга проекта, в рамках первых этапов жизненного цикла. В результате первичной оценки потенциала проекта (исследования) можно сделать вывод об актуальности и перспективности проекта, а также о степени проработанности направления, в котором происходит исследование. Следующей стадией при условии достаточной полезности проекта, является выявление сущности результатов различных видов деятельности. На этой стадии происходит анализ и оценка потенциала новшества на предмет достаточности его внутренних свойств, для соотношения к определенной форме. На основании результатов оценки, на этой стадии, осуществляется классификация результатов научно-технических исследований, тем самым завершается фаза системного проектирования в рамках модели жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований.

Результатом фазы системного проектирования проекта является готовый прототип, опытный образец или уникальные технические изделия, с соответствующей конструкторской документацией. Таким образом, целью фазы системного проектирования является формирование образцов новой техники и технологии, для передачи в серийное или мелкосерийное производство. Посредством производства небольших партий новой продукции и последующего пробного выдвижение на рынок, исследуется рыночный потенциал новшества. От того, как повлияет рынок, на появление нового товара, зависит дальнейшая маркетинговая стратегия предприятия и инструментарий для достижения желаемых целей. На заключительной стадии фазы системного проектирования создается коммерческое предложение или бизнес-план проекта. Основная задачей является поиск финансовых источников для реализации проекта и представления проекта (исследования) в привлекательном виде для инвестиций. В результате прохождения объекта по этапам жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований, для фаз цикла характерны специфические проблемы, как технического, организационного, так и финансово-экономического характера. Процесс решения, которых можно упростить с помощью представленного инструментария для определенных фаз жизненного цикла. Для решения задач и выявления проблемной области применительно к фазе системного проектирования используются:

-          методы структурной и иерархической декомпозиций;

-          методы построения композиционных структурных моделей;

-          методы решения задач на структурных моделях;

-          методы предпроектного анализа;

-          методы календарного планирования;

-          методы функционально-стоимостного анализа;

-          методы управления качеством;

-          методы управления риском;

-          методы технического анализа и проектирования.

Для фазы реализации проекта:

-          методы оперативного планирования работ, времени, ресурсов, стоимости;

-          методы мониторинга проекта;

-          актуализация планов, прогноз развития проекта и регулирование;

-          методы контроля затрат;

-          методы управления запасами;

-          методы управления изменениями;

-          методы проектного анализа на стадии реализации проекта;

-          методы анализа эффективности проекта [2];

Таким образом, в результате применения представленных подходов к формированию рейтинга проекта, на основании оценки ключевых коэффициентов, учитывающих сущность проекта или исследования, представляется возможным оценить потенциал генеральной идеи, оформленной в виде разработанного новшества, в котором учтены: научно-техническая ценность, потенциал авторского коллектива, и потребительские свойства, характеризующие рыночные перспективы проекта. Что позволяет эффективно производить многоступенчатый отбор при выборе перспективных проектов и оценить их полезность на ранних стадиях жизненного цикла.

Литература:

1.                  Назаревич С. А. Интегральный показатель результатов научно-технических исследований. Вопросы радиоэлектроники. 2013.

2.                  И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин / Управление инновационными проектами/ Под. ред. И. Л. Туккеля. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): авторский коллектив, жизненный цикл, жизненный цикл формирования результатов, метод управления, системное проектирование, проблемная область, Рейтинг проекта, техническое задание, формирование рейтинга проекта, инженерно-производственная деятельность.


Похожие статьи

Специфика и опыт внедрения интегральной организации инновационного процесса

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее развития

Роль менеджмента в формировании технологической среды информационной системы предприятия

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Региональный анализ преимуществ и современных тенденций развития микробизнеса как определяющего фактора социально-экономического роста субъекта РФ

Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как фактор развития современной организации

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Сущность и необходимость управленческого мониторинга регионов на современном этапе развития России

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Похожие статьи

Специфика и опыт внедрения интегральной организации инновационного процесса

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее развития

Роль менеджмента в формировании технологической среды информационной системы предприятия

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Региональный анализ преимуществ и современных тенденций развития микробизнеса как определяющего фактора социально-экономического роста субъекта РФ

Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как фактор развития современной организации

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Сущность и необходимость управленческого мониторинга регионов на современном этапе развития России

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Задать вопрос