Изменение таможенных пошлин в период вступления во Всемирную торговую организацию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колмыкова, Е. С. Изменение таможенных пошлин в период вступления во Всемирную торговую организацию / Е. С. Колмыкова, В. В. Акашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6893/ (дата обращения: 16.11.2024).

Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) 22 августа 2012 года, став 156 членом этой организации. Закончился многолетний переговорный процесс, длящийся в течение 17 лет, но начался переходный период, который продлится по многим товарам в течение нескольких лет. Вступление в ВТО однозначно скажется на всех секторах экономики, будут отменены некоторые преференции российским производителям.

Что касается доступа иностранных товаров на российский рынок, то здесь достигнуты договоренности о единовременном снижении России ввозных таможенных пошлин более чем по трети тарифных позиций. Не позднее трех лет после даты присоединения должно быть произведено снижение ставок по четверти тарифных позиций. В отношении последних определены начальные и конечные уровни «связывания» таможенных пошлин, то есть уровни, выше которых нельзя будет устанавливать пошлины на конкретные товары сразу после присоединения и после окончания трехлетнего периода. На наиболее чувствительные для России товары продолжительность переходных периодов установлена в семь лет (легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения) и восемь лет (свиное мясо).

По информации Минэкономразвития РФ, по товар в целом начальный уровень «связывания» средневзвешенной ставки пошлин определен в 11.85 % конечный уровень — в 7.15 %. Россия взяла на себя обязательства уменьшить средневзвешенный уровень тарифной защиты по сельскохозяйственным товарам с 15.2 % до 11.3 %, по промышленности — с 11.3 % до 6.4 %.

Средний уровень пошлин по отдельным товарным группам представлен в таблице 1.

Таблица 1

Снижение импортных пошлин по отдельным товарным группам

Товарные группы

Действующий уровень, %

Сниженный уровень, %

Молочные продукты

19,8

14,9

Зерновые

15,1

10,0

Масличные, жиры, масла

9,0

7,1

Химическая продукция

6,5

5,2

Автомобили

15,5

12,0

Электрооборудование

8,4

6,2

Древесина и бумага

13,4

8,0

Сахар (специфическая пошлина)

243 евро/т

223 евро/т

По многим позициям прописаны графики снижения пошлин в Едином таможенном тарифе Таможенного союза с 23.08.12. Рассмотрим подробнее изменение таможенных тарифов по нескольким секторам экономики.

Наибольшие изменения тарифов произошли для продуктов питания и других потребительских товаров, причем в части продовольствия сильнее всего они затронут мясную и молочную группы, а также некоторые виды овощей и фруктов. При импорте в нашу страну мяса будет действовать, как и прежде, режим тарифного квотирования, который сохранится полностью в отношении говядины, но ужесточится по мясу птицы и свинины. Предполагается, что квота на импорт свинины будет отменена с 1 января 2020 года, а квоты по говядине и птице будут действовать до тех пор, пока Россия не решит их отменить. [1]

Продовольственные товары, где произошли наибольшие изменения таможенных тарифов, представлены в таблице 2

Таблица 2

Изменение таможенных ставок по продовольственным товарам

Товар

Новая ставка, %

Старая ставка, %

Свинина свежая, охлажденная или замороженная

0

15

Свинина свежая, охлажденная или замороженная, вне квоты

65

75

Готовые мясные изделия

20

25

Также в соответствии с соглашением по ВТО предусматривается и постепенное снижение пошлин на большую часть текстильной продукции, включая одежду. Данная информация представлена в таблице 3

Таблица 3

Изменение таможенных ставок по текстильной продукции

Товар

Новая ставка, %

Старая ставка, %

Пальто, полупальто, плащи, куртки

10, но не менее 3 евро за 1 кг.

10, но не менее 5 евро за 1кг.

Костюмы, комплекты, пиджаки

10, но не менее 2.5 евро за 1 кг

10, но не менее 4 евро за 1 кг.

Свитеры, пуловеры

10, но не менее 2 евро за 1 кг

10, но не менее 3 евро за 1 кг.

При рассмотрении автомобилестроения можно отметить, что по пессимистическому прогнозу Министерства экономического развития, после вступления России в ВТО производство легковых автомобилей может снизиться более чем на 50 %. По приблизительным оценкам, снижение пошлин на ввоз новых импортных грузовиков и автобусов к 2015 году вызовет сокращение производства грузовиков на 18 %, а автобусов на 32 % от текущего уровня, если государство не введет протекционистские меры. Впрочем, на это есть переходный период, в течение которого будут постепенно снижаться пошлины — до 2016–2018 годов. По легковым автомобилям сразу после вступления в ВТО будут отменены заградительные ввозные пошлины, введенные в период глобального кризиса (30 % на новые машины и 35 % на поддержанные). Начальный уровень снижения для тех и других установлен в 25 %, который не будет меняться в течение трех лет для новых автомобилей и пяти лет для машин возрастом 3- 7 лет. После таможенные пошлины на новые авто за четыре года будут равномерно снижены до 15 %, а на поддержанные — до 20 % в течение двух лет. На автомобили старше семи лет специфическая пошлина останется неизменной — 2.5–5.8 евро за 1 куб. см двигателя.

Таким образом, снижение пошлин облегчит ввоз в страну новых машин иностранного производства, но отечественные автомобилестроительные предприятия получат пять лет для того, чтобы повысить свою эффективность.

Также уменьшение таможенных пошлин коснулось практически всей номенклатуры сельскохозяйственных машин с 15 % (старая ставка) до 5–10 % новая ставка. По некоторым видам техники установлены переходные периоды в два — четыре года. Снижение цен на импортную технику повлечет за собой их снижение и на российские машины, рентабельность выпуска которых не очень высока.

При рассмотрении самолетостроения, то принятыми на себя обязательствами предусмотрено серьезное снижение в течение семи лети пошлин на магистральные авиалайнеры: с 20 до 7.5 % на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты и до 12,5 % — на все остальные воздушные суда. Это позволит снизить цены на ввозимые в Россию самолеты, но в то же время создаст угрозу реализации масштабных авиастроительных проектов отечественных предприятий. [2]

Что касается ставок на нефть и нефтепродукты, то здесь формула определения ставок останется неизменной и сохранится на неопределенный период времени, не коснется изменения ставок и на природный газ.

Будут введены тарифные квоты на древесину — ель и сосну с внутриквотными ставками 13 и 15 % соответственно.

Экспортные пошлины на никель и медь будут снижены в течение четырех лет с 5 до 10 %

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что во всех секторах экономики России произошло и происходит снижение таможенных пошлин, которое по-разному будет влиять на экономику нашей страны, где то в положительную, а где то в отрицательную сторону. Но принятие нашей страной обязательств по снижению тарифных пошлин не означает, что она теряет возможность ограничивать импорт. В соответствии с нормами ВТО любая страна — член организации в случае, если в результате принятия ею на себя обязательств и в силу непредвиденных обстоятельств импорт какого-либо товара возрастает до такой степени, что это причиняет или может причинить серьезный ущерб соответствующей национальной отрасли, имеет право на использование защитных мер. Практика показывает, что в качестве такой меры обычно вводится квота на импорт. Кроме того, члены ВТО по прошествии трех лет после завершения переговоров могут увеличить ставку ввозной пошлины на какой — либо товар. Для этого они обязаны провести переговоры с главным поставщиком данного товара и получить его согласие на такое повышение, предложив ему соответствующую компенсацию по другому товару либо по другому направлению торговли.

В ходе переговоров удалось сохранить право на применение экспортных пошлин, которые приносят около 20 % доходов федеральному бюджету и возвращают государству значительную часть природной ренты. Обязательства России охватывают примерно 700 товарных позиций.

Впереди у государства и бизнеса период адаптации к деятельности, в рамках норм и правил ВТО. Он вряд ли будет беспроблемным. Но переходный период дается присоединяющимся странам как раз для того, чтобы государственный аппарат и предприниматели смогли научится работать в соответствии с принципами открытой и справедливой экономики, присущей многосторонней торговой системой. Для этого в нашей стране есть огромный потенциал, который необходимо развивать и приумножать, чтобы составлять достойную конкуренцию другим странам.

Литература:

1.         Борхунов Н., Родионова О. ВТО: пошлины и цены внутреннего рынка России на сельхозпродукцию // АПК: экономика, управление, 2012, № 8, с. 18–25.

2.         Оболенский В. Россия и ВТО: обязательства, возможности, риски // Справочник экономиста, 2012, № 11, с. 59–68.

3.         Оболенский В. Россия в Таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 12, с. 22–30.

4.         Единый таможенный тариф, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшим органам Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18

5.         Министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main+

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, товар, пошлина, евро, переходный период, ставок, старая ставка, снижение пошлин, специфическая пошлина, текстильная продукция.


Похожие статьи

Унификация принципов таможенного права странами участниками Таможенного союза

Виды и организация международной торговли топливно-энергетическими товарами

Техническое регулирование на территории Таможенного союза

Исполнительное право: Таможенная процедура реэкспорта в Таможенном кодексе Таможенного союза

Роль государства в регулировании международной торговли. Импортозамещение

Международное сотрудничество государств в области борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Правовое регулирование международной трудовой миграции

Особенности регулирования изъятий из гражданской юрисдикции дипломатических и консульских представителей

Потенциал развития взаимодействия Туркменистана со Всемирной торговой организацией

Валютный контроль и валютное регулирование в логистической системе экспорта товаров из России

Похожие статьи

Унификация принципов таможенного права странами участниками Таможенного союза

Виды и организация международной торговли топливно-энергетическими товарами

Техническое регулирование на территории Таможенного союза

Исполнительное право: Таможенная процедура реэкспорта в Таможенном кодексе Таможенного союза

Роль государства в регулировании международной торговли. Импортозамещение

Международное сотрудничество государств в области борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Правовое регулирование международной трудовой миграции

Особенности регулирования изъятий из гражданской юрисдикции дипломатических и консульских представителей

Потенциал развития взаимодействия Туркменистана со Всемирной торговой организацией

Валютный контроль и валютное регулирование в логистической системе экспорта товаров из России

Задать вопрос