В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [1]. Под инвестиционной деятельностью понимается, вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [2].
Существует проблема, привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, которая приобрела в настоящее время особое значение. Поэтому важно, чтобы зарубежные инвестиции оказывали положительное влияние на экономику страны и рационально использовать иностранные капиталовложения для способствования развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию регионов и др.
Анализ привлечения в Россию иностранного капитала показывает, что он пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики. Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, доля иностранных инвестиций в итоговом объеме внутренних долгосрочных инвестиций в экономику остается незначительной. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в Российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали, прежде всего, высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России, а также сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия.
Что касается потенциальных возможностей привлечения иностранного капитала на российский рынок, по мнению ведущих экономистов, они достаточно велики. Это объясняется, во-первых, высокой ресурсной обеспеченностью страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов и в этом плане является весьма привлекательной для иностранных инвесторов.
Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.
В Республике Мордовия сформирована благоприятная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в экономику. Одна из форм государственной поддержки для инвесторов Республики Мордовия — это предоставления налоговых льгот: снижение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в республиканский бюджет Республики Мордовия до 13,5 %, а также освобождение от налога на имущество на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет. В 2011 году иностранные инвестиции поступили их 33 стран. Основные страны — инвесторы, осуществляющие значительные вложения — Республика Беларусь, Федеративная Республика Германия, Эстонская Республика и Великобритания. В 2011 года объем иностранных инвестиций составил более 139,0 млн. долларов США, что в 3,1 раза больше соответствующего периода 2010 года.
Один из крупнейших предприятий по производству цемента и парогазовой электростанции в Республике Мордовия является ОАО «Мордовцемент». Данное крупнейшее предприятие зависит от уровня внешнеэкономических отношений, с помощью них предприятие наращивает объем производства, технологический рост, повышает рентабельность, объем реализации продукции, размер налоговых выплат, и, конечно чистую прибыль. Поэтому без крупных инвестиций как муниципальных, государственных и иностранных не обходится.
В целом о степени инвестиционной привлекательности Республики Мордовия можно судить по результатам субнационального исследования «Ведение бизнеса в России-2012» [3], проведенного Международным банком реконструкции и развития (Всемирный банк) совместно с Минэкономразвития России и показывающего развитие предпринимательства на региональном уровне, состояние конкурентной среды, в том числе снижение административных барьеров органами исполнительной власти и муниципальных образований республики. Сравнительный анализ регулирования предпринимательской деятельности был проведен в 30 городах Российской Федерации. Город Саранск впервые принимал участие в проекте и занял второе место в общем рейтинге среди 30 городов — столиц субъектов России. Рейтинг составлен по четырем показателям, включенным в исследование: создание компании, подключение к электросетям, получение разрешений на строительство, регистрация собственности. Особо важно отметить первое место по показателю «подключение к электросетям», наиболее значимым для бизнеса [4].
Россия остро нуждается в финансировании своих инфраструктурных проектов, промышленных зон и даже целых районов больших городов. Путь инвестиционного развития очень важен для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов. Эксперты предсказывают, что ожидается значительный рост прямых иностранных инвестиций в России. К 2015 г. ежегодные притоки превысят 1,3 трлн. долл. К 2050 г. российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз — до 55 630 долл. на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9-го на 7-е место в мире. Такой прогноз сделал инвестиционный банк Goldman Sachs, рекомендовав инвесторам в 2009 г. вкладывать в растущие валютные и фондовые рынки России и стран так называемой BRIС — Бразилии, Индии и Китая. По мнению аналитиков, эти рынки к середине века выйдут на первые позиции в мировой экономике. Но, несмотря на положительную тенденцию притока иностранного капитала в Российскую экономику, сохраняется ряд глобальных проблем, требующих конструктивного решения [5].
России во многом зависит от улучшения инвестиционного климата. Инвестиционный климат предопределяет необходимостью [5]:
- улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);
- развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;
- развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;
- проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;
- введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали [6]:
- высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;
- сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
- неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
- резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня — членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации — их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);
- неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента;
- таможенный режим.
Перечислим основные направлениями федеральной инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России (сформулированные Правительством РФ) [5]:
- совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учётом стратегических интересов РФ;
- стимулирование благоприятной для России отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций;
- активное участие в международном регулировании прямых иностранных инвестиций;
- развитие политики привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы, включая вопросы координации регулирования прямых иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровне.
Подводя вышеизложенное, можно сказать, что иностранный капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики. Несмотря на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов. Иностранные вложения не стимулируют рост промышленного производства и структурные преобразования в экономике. Сохраняется низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов, а также повышается эффективность деятельности иностранного капитала в экономике.
Литература:
1. Федеральный Закон об экспортном контроле № 183-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ursmu.ru/science/vnutrivuzovskaya-sistema-eksportnogo-kontrolya/federalnyj-zakon-ob-eksportnom-kontrole.html
2. Понятие инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://juryev.ru/publikacii/korporativnoe-pravo/169-regulirovanie-investitii
3. Саранск занял второе место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса в России — 2012» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bujet.ru/article/190755.php
4. Инвестиционная деятельность в Республике Мордовия за I полугодие 2012 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://saransk.bezformata.ru/listnews/deyatelnost-v-respublike-mordoviya/6643244/
5. Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2007. — С. 379–388. — 799 с.
6. Экономика иностранных инвестиций: Учеб. пособие / Под ред. Ф. Л. Шарова. — М.: МИЭП, 2007. — 88 с.