Программное содержание: закрепить знания детей о временах года, частях суток, днях недели, перелетных и зимующих птицах; формировать умение определять место звука в слове; совершенствовать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >, =; составлять описательный рассказ по картине; развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением; воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: обозначения для каждой станции (картинки), изображения зимующих и перелетных птиц, клей, изображение скворечника и неба с пальмами, сундучок с угощением, картинки кораблики с изображение предметов, ручейки (сделанные и бумаги), слоговые домики, проектор, карточки с неравенствами, маркеры для каждого ребенка, магнитофон.
Ход занятия
Воспитатель:
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей — улыбнитесь. Посмотрите друг на друга — улыбнитесь. Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня . Сегодня у нас необычное занятие . Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила для вас. Вы готовы? Тогда удачи!
Воспитатель: Мы с вами пойдем по станциям, на каждой станции вам нужно будет выполнить задание. А подсказывать нам дорогу будет вот эта карта (воспитатель показывает детям карту), на которой обозначены все станции. Прежде чем отправится в путь, давайте с вами немного разомнемся. Я буду проговаривать высказывание, если оно верное — хлопайте в ладоши, если не верное, топайте ногами.
Дидактическая игра «Верно — неверно»
В неделе — 8 дней. (неверно)
Соседи понедельника — воскресенье и вторник (верно)
Цветок, растущий из-под снега — подснежник (верно)
Март, апрель, май — зимние месяцы (неверно)
Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают — перелетные (верно)
Седьмой день недели — воскресенье (верно)
На одной руке — 4 пальца (неверно)
Соседи зимы — осень, весна (верно)
Соседи времени суток утро — день, ночь (верно)
Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились. Давайте отправляться в путь. Смотрим нашу карту. И какую первую станцию мы с вами видим?
Дети: На первой станции нарисованы птички.
Станция «Зимующие и перелетные птицы» [3]
Воспитатель: Правильно, ребята. И первая наша станция «Перелетные и зимующие птицы». Давайте с вами вспомним, каких птиц мы называем перелетными?
Дети: Перелетные птицы — это те птицы, которые осенью улетают в теплые края.
Воспитатель: Правильно. А каких птиц мы называем — зимующие?
Дети: Это те птицы, которые остаются зимовать.
Воспитатель: Назовите мне зимующих птиц.
Дети: воробьи, вороны, голуби, дятел, снегирь, синица, сова, сорока, клест.
Воспитатель: Давайте вспомним перелетных птиц.
Дети: ласточка, грач, цапля, кукушка, утки, скворец, дрозд, соловей.
Воспитатель: На этой станции вам ребята нужно расселить птиц по домикам. Выберите картинку, на которой изображена птица, определяете зимующая или перелетная птица. Зимующую птицу приклеиваете на картинку, где изображен скворечник, а перелетную туда, где изображено небо и пальмы и аргументировать свой ответ. Отвечаем полным предложением.
Дети выполняют задание, проверяем.
Воспитатель: Молодцы. Все с этим заданием справились. Отправляемся дальше. И следующая наша станция «Где живет буква».
Станция «Где живет буква»
Воспитатель: Апрежде чем приступить к выполнению этого задания, давайте разомнем язычки и проговорим чистоговорки. [1]
Жу-жу-жу, молока дадим ежу.
Ко-ко-ко, кошка любит молоко.
Цо-цо-цо, снесла курица яйцо.
Ву-ву-ву, васильков букет нарву.
Ва-ва-ва, в саду выросла трава.
Жа-жа-жа, испугались мы моржа.
Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь.
Воспитатель: Молодцы! Ребята на этой станции нам нужно определить место звука в слове. Перед вами кораблики с изображением предметов. Вам нужно выбрать кораблик и определить, где находится звук «Ш» в словах: шмель, марш, машина, шуба, шайба, Маша, гребешок, порошок, лягушонок, карандаш, гуляш. Если звук находится в начале слова, то кораблик вы отправляете плавать по первому ручейку, если в середине слова, то по второму, а если в конце слова, то по последнему ручейку.
Дети выполняют задание, проверяем.
Воспитатель: Это задание тоже все выполнили верно. Переходим к следующему заданию. Ребята, посмотрите на карту, какая станция нас ждет дальше?
Дети: Слова и домики.
Воспитатель: Следующая наша станция «Слоговые домики»
Станция «Слоговые домики»
Воспитатель: Ребята выберите себе по карточке, и распределите слова по слоговым домикам. (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок). Проверяем. Молодцы!
Физминутка («Логоритмика» Железновых) [2]
Воспитатель: Смотрим в карту, следующая станция «Решайка».
Станция «Решайка» [4]
Воспитатель: На этой станции нужно решить неравенство. Перед вами на столах лежат маркеры и карточки с заданиями, подойдите к столу возьмите карточку и решите неравенство.
Воспитатель: Все неравенства решили верно. Переходим к следующей станции. Ребята это последняя станция.
Станция «Составь рассказ» [1]
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. На этой станции нужно составить описательный рассказ по картине. Рассказ будем составлять по цепочке, а тот кто сидит последним должен повторить, то что сказали дети ранее.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что дальше изображено на карте?
Дети: Сундучок с сокровищами.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите вокруг, может вы видите сундук с сокровищами!
Дети оглядывают группу и находят сундучок с угощением.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Справились со всеми заданиями и нашли сюрприз, который я вам обещала в начале занятия. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что для вас было сложно? Что совсем легко?
Проводится рефлексия. Ребята прощаются с гостями.
Литература:
1. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2007. — 64 с.
2. Диск «Песни-игры» Железновой.
3. Развивающие занятия с детьми 5–6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А. — 3-е изд., испр.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.- 752с.
4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.: ВАКО, 2007.- 208с.