Одним из необходимых показателей уровня цивилизации человеческого общества выступает уровень защищенности прав и законных интересов несовершеннолетних, нормальное психофизическое и морально-нравственное развитие которых является необходимой предпосылкой прогресса социума.
Значение насилия над детьми как социального явления велико. Оно оказывает негативное влияние не только на психическое и физическое здоровье ребенка, его развитие, но также во многом предопределяет жизнь будущих поколений. Когда дети вырастут, станут взрослыми и станут воспитывать собственных детей, их поведение во многом будет определяться их детским семейным опытом. Исследования психологов дают основание считать, что в основе жестокого обращения с детьми лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение. Сложный путь, которым агрессия передается потомству, полностью не изучен. Важную роль в этой передаче играют механизмы психологической защиты, позволяющие потерпевшему справиться с перенесенной психической травмой.
Очевидно, что в результате совершения преступлений против несовершеннолетних страдает общество в целом, поскольку преступления против несовершеннолетних представляют собой общественно опасные посягательства, которые непосредственно нарушают общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание несовершеннолетних.
Следует отметить, что в юридической литературе немало внимания уделяется насилию в семье, физическому и сексуальному насилию среди опекунов, принуждению к занятию проституцией, насилию над детьми находящимися в детских учреждениях, в том числе и государственных. Достаточно разработанными являются и вопросы предупреждения преступления против несовершеннолетних. Тема профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних всегда была и останется одним из приоритетных направлений деятельности всех правоохранительных органов, ведь дети — это самая незащищенная категория населения, которые не могут не только противостоять насилию, но и в силу своего возраста не всегда осознают те противоправные действия, которые совершают в отношении них взрослые.
Существует ряд подходов к пониманию преступного насилия. Именно это понятие может выступать основой для формулирования понятия насильственных преступлений против несовершеннолетних. Насилие, применяемое одной стороной (личностью, социальной и политической группами, институтами и учреждениями, партиями и движениями и т. д.), вызывает адекватное противодействие другой стороны, которое приобретает более ожесточенный и упорный характер. В научной литературе можно встретить различные определения насилия. Насилие — это «узурпация свободной воли, такое отношение между людьми, в ходе которого одни силой, внешним принуждением навязывают свою волю другим» [1]. Насилие — «применение физической силы к кому-либо; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие; опора на силу, действие с помощью силы» [2]. Насилие — это «физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)» [3]. Насилие — это «нанесение любого ущерба (физического, морального, психологического, идеологического и др.), или любые формы принуждения в отношении других индивидов и групп» [4]. По мнению А. А. Гусейнова понятие насилие несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку и включает в себя все формы физического и психологического подавления [5]. Не случайно предлагаемое Н. Иванцовой определение выглядит следующим образом: «Насилие — это противоправное, умышленное, физическое и психическое воздействие, направленное на другого человека против или помимо сознания и воли, причинившее ему существенные вред либо создавшее опасность причинения такого вреда» [6].
Однако по уголовному законодательству признаком насилия является лишь физическое воздействие. Гаухман Л. Д. исследуя насилие определяет его, на наш взгляд, так же слишком узко включая в него лишь насилие физическое и угрозу применения такого насилия.
Р. Д. Шарапов в своей монографии исходит из двух базовых признаков насилия: неволя и принуждение, исключая из признаков незаконность, тем самым сужая понятие насилия. Он утверждает, что «Истинный смысл насилия состоит в том, что им обозначали и обозначают некое действие одного, совершаемое в отношении другого вопреки его воле» [7]. Также Шарапов Р. Д. указывает что «насилие в уголовном праве — это преступное посягательство на личную безопасность человека в виде умышленного неправомерного причинения физического или психического вреда потерпевшему вопреки его воле путем энергетического (физического) или информационного (психического) воздействия на организм человека” [8].
Вполне обоснованным видится утверждение А. Н. Ильюшенко о том, что «всякое насильственное преступление с субъективной стороны характеризуется умышленной формой вины». Л. В. Сердюк акцентирует внимание на то, что следствием насилия может выступать не только какой-либо физический вред здоровью, но и психический вред, а также ограничение свободы волеизъявления или действий [9].
Такие авторы, как А. В. Иващенко и А. И. Марченко, которые указывают, что «в качестве насилия следует рассматривать активную социальную деятельность (поведение), непосредственно направленную против свободного волеизъявления. В отличие от многих других форм проявления человеческой активности только насилие представляет собой поведение, при котором поступки человека, очевидно, нацелены на подавление свободы». Так из понятия насилия авторы необоснованно исключают признак «противоправности». Анализируя научную литературу по данному вопросу и законодательство, следует отметить, что на сегодняшний день существует очень много недоработок, касающихся вопросов содержания понятия насилия, опасного и неопасного для жизни и здоровья, понятия психического насилия; что данные вопросы регулируются на законодательном уровне недостаточно четко.
Однако по уголовному законодательству признаком насилия является лишь физическое воздействие. Физическое насилие в этом случае понимается широко: оно может выразиться как в побоях, не влекущих причинения вреда здоровью подростка, в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также в изнасиловании или насильственных действиях сексуального характера. Гаухман Л. Д. [10].
Для того чтобы полностью раскрыть понятие насилия необходимо учитывать, что выделяют виды насилия: физическое, насилие; сексуальное насилие; эмоциональное, психологическое, психическое насилие; экономическое насилие. В современной литературе рассматриваются также следующие виды насилия: пренебрежение; духовное насилие; информационное насилие; религиозное насилие [11]. Физическое насилие проявляется в нанесение человеку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб его здоровью, нарушают его развитие и лишают жизни. Сексуальное насилие − принуждение человека к сексуальным отношениям средствами физического или психологического воздействия. Сексуальное насилие или совращение в отношении несовершеннолетних − использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Психологическое насилие выражается в унижении, оскорблении, контролировании поведения, изоляции, ограничении круга общения жертвы, шантаже, угрозах причинения насилия. На наш взгляд к психологическому и эмоциональному насилию можно отнести и насилие, которое применяется на глазах у ребенка к другому человеку или животному, например, избиение домашних животных, избиение или унижение сестры, брата.
Психическое насилие выражается в постоянном или периодическом словесном оскорблении несовершеннолетнего, угрозах со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижении его человеческого достоинства, обвинении его в том, в чем он не виноват, демонстрации неприязни к ребенку. Эмоциональное насилие над несовершеннолетним выделяется в качестве разновидности психологического насилия − это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Исходя из изложенного, главной особенностью насильственного воздействия является принудительность, противоправность или незаконность его осуществления. Таким образом, на наш взгляд насилие в отношении несовершеннолетних — это противоправное, умышленное, физическое и психологическое воздействие или угроза применения такого воздействия, нацеленное на подавление человека, против его воли, а также ограничение свободы волеизъявления или действий.
Литература:
1. Гуссейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 32
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 344.
3. Большой юридический словарь. М., 1998. С. 397.
4. Козырев Г. И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2000. № 6. С. 85.
5. Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия- 1994.- № 5.
6. Курносова О,П. понятие насильственных преступлений против несовершеннолетних// “Черные дыры” в Российском законодательстве.-2009-№ 1.-С. 130.
7. Шарапов Р. Д. Физическое насилие в уголовном праве- СПБ. 2001.-С.20
8. Шарапов Р. Д. Насилие в уголовном праве (понятие квалификация, совершенствование механизма уголовно-правового предупреждения): Автореф. дис. докт. юрид. наук.- Екатеренбург, 2006.-С.9.
9. Курносова О,П. понятие насильственных преступлений против несовершеннолетних// “Черные дыры” в Российском законодательстве.-2009-№ 1.-С. 131.
10. Ползуновский вестник № 32006 И. С. Колесников- С.115
11. Добреньков В.И Проблема насилия в отношении подростков в городе Москве — Москва 2011г.-С.29