Материальная культура Хорезма в античном периоде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Махмудов, У. Б. Материальная культура Хорезма в античном периоде / У. Б. Махмудов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 585-586. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6927/ (дата обращения: 19.12.2024).

Каждое государство развивается на основе материального и духовного наследия своего общества. Такая основа выводит народ на новый этап развития, являясь своеобразным фактором процветания.

В частности, Древний Хорезм со своей высокой культурой, развитым искусством, передовой наукой, мог стоять наряду с такими государствами, как древний Иран, Индия, Греция и Рим [1. c. 5].

Если взглянуть на материальную культуру любого периода Хорезма, то можно увидеть в ней некие своеобразные черты. В частности, античный период условно разделяется на четыре этапа:

1.      Период укрепленных городов;

2.      Кангюйский период;

3.      Кушанский период (II-III в. н. э.);

4.      Афригидский период (III-IV в. н. э.).

1. Период укрепленных городов

В это время культура Хорезма находилась в зависимости от культуры династии Ахеменидов Ирана. Этот период датируется VI-IV вв. до н. э. В данный период в культуре происходит несколько положительных изменений.

В частности, развивалось земледелие, вместе с которым развивались система поливных каналов, ремесленничество и торговля. В этот период, в архитектуре Хорезма мы можем наблюдать города, окруженные стенами, в которых зафиксированы жилища. Находки, относящиеся к этому периоду нашлись в Кюзеликыре и Базар-кале.

Памятник  Кюзеликыр относится к VI-IV в. до н. э., он расположен на левом берегу Амударьи, на территории древнего Хорезма. Памятник был найден экспедиций под руководством С. П. Толстова в 1938 г. Общая площадь памятника составляет 25 га. Памятник окружён стенами, имеющими бойницы. Центр крепости представляет собой ровную поверхность, культурные следы на которой не найдены. Поэтому С. П. Толстов так описывает крепость: “Крепость, в которой люди живут в стенах”. В результате археологических исследований 70–80 годов ХХ века, на восточной стороне крепости были найдены останки кузнечной мастерской, а в центре крепости были найдены остатки дворца. Площадь дворца составляет 1 га. Во дворце найдено более 20 комнат. На северной стороне крепости было найдено здание, имеющее 3 своеобразных минарета. Кроме этого, здесь была найдена гончарная посуда и культовые сооружения. Археологи эту крепость считают первым городом хорезмийцев [5. c. 99].

2. Кангюйский период

Этот период включает в себя IV-III вв. до н. э. В период культуры Кангюй, в Хорезме стало развиваться ремесленничество.

Начиная с этого периода, в регионе основывались кишлаки с планировкой в виде треугольника, состоящие, в основном, из двух кварталов. Планировка городов повторяла планировку кишлаков. Для этого периода характерны цветные рисунки на посуде, особые разновидности зданий и артефактов. В частности, к культуре этого периода относится посуда больших размеров, с узорами по краям и монеты, сохранившиеся до наших дней.

К периоду Кангюй относятся такие памятники как Жанбас-кала, Топрак-кала, Кой-Крылган-кала, Кичик (Малая) Киз-кала, Кунарли-Кала и Ок-Тепе.

Памятник Топрак-кала был изучен экспедицией под руководством С.П. Толстова в 40–50 годах ХХ века. Общая площадь крепости - 17,5 га (500 х 350). Из центра города проходит большая улица и разделяет город на 2 части. На центральной площади расположены храмы и дворец. Эти памятники украшены разными рисунками и скульптурами. В ходе исследований найдено 138 памятников, рисунков бойцов, оленей и певиц. Также найдено более 60 кушанских монет, относящихся ко времени правления Кадфиза II, Канишки, Хувишки, Васудевы. На передней стороне монет изображён правитель, на другой стороне - “хорезмийский всадник”. Найденная в 1940 г. в Топрак-кале монета с изображением ”неизвестного царя” показывает, что техника чеканки монеты и изобразительное искусство были на высоком уровне. Кроме этого были найдены браслеты, сережки и кольца, сделанные из серебра, золота и меди [4. c. 32].

3.      Кушанский период (II-III в. н. э.).

Беспрерывные бои на международной арене, междоусобные войны привели государство Кангюй к разорению. В результате, в конце I - начале II веков, Хорезм был завоеван Кушанским государством. В этот период в культуре Хорезма мы можем наблюдать переход от общественных домов в стенах, к кишлакам, не окруженным стенами и домам, предназначенным для больших семей. Классовое разделение в обществе стало сильнее. В городах существовали дворцы аристократов и вместе с ними дома для представителей низших сословий. Можно засвидетельствовать тот факт, что искусство того времени было на высоком уровне. Яркими образцами ремесленничества это периода являются керамическая посуда с различными узорами, бронзовые наконечники стрел, кольца и бусы сделанные из стекла. Находки относящиеся к этому периоду были найдены на памятниках Аяз-кала и Топрак-кала II.

Аяз-кала была построена в горной системе Султан Увайс в  Элликкалинском районе, на высоте 60 м. Размеры памятника - 182 х 152 м, планировка подквадратная. Памятник с 3 сторон защищён обрывами. Объект окружен двурядными стенами, сохранённая высота которых варьируется от 5 до 10 м. Толщина внешней стены - 2–4 м, внутренней стены -  2,1 м. Между внешней и внутренней стенами была 2.5- метровая лестница.

Ворота находятся на южной стороне, укреплены «предвратным лабиринтом», высота - 5–8 м, выход из внешних стен на боковую сторону - 37 м, поворот на восточную сторону - 27 м. Вход в лабиринт на восточной стороне, шириной 4 м. По внешним стенам построены полукруглые бойницы. Их число 35. В лабиринте для защиты ворот также построены 3 бойницы.

Расстояние между башнями на стенах различно. Между башнями на восточной и западной стороне стены оно составляет 13,8 м, на северной стороне - 11,5, на южной - 9–15 м. Башни в виде “хвоста ласточки” расположены на четырёх углах стены, расстояние, на которое башни выходят из стен в бок, составляет 1,50 см, выхода и последней части - 3,5 м, длина общего выхода башен из стен - 6–8 м, выход башен в бок из стен 8–10 м, ширина 6–8 м. Для башен использованы квадратные кирпичи. На кирпичных стенах в шахматном порядке расположены бойницы, шириной 13–20 см, высота части входа 0,48 см, выхода - 2,9–3,5 м, расстояние между бойницами - 1,5 м. Здесь были найдены кувшины, браслеты, статуэтки античного периода, бронзовые наконечники стрел скифского типа, пиалообразные сосуды красного цвета и др. Украшения и хозяйственные предметы доказывают, что цветная и черная металлургия была в то время на высоком уровне [3. c. 174].

4. Афригидский период (III-IV в. н. э.).

В этот период культура античного Хорезма пришла в упадок. Хорезм устал от непрерывных междоусобных войн и от боев за независимость с иностранными завоевателями. Пришли в упадок народное хозяйство, ремесленничество и торговля. Города в этот период сохранили свой прежний вид, но они были пустыми. Причиной этого является вышеуказанный глубокий экономический кризис. Начиная с этого периода, аристократы начали строить дворцы, окружённые стенами. В изготовлении керамической посуды отражается влияние афригидов. Место изящных сосудов заняли грубые изделия, причиной чего послужил вышеуказанный ремесленнический кризис. Начиная с этого периода, по информации археологов, античный период постепенно угасает. Памятники, относящиеся к этому периоду - это Якке-парсан и Кичик (Малая) Кават-кала.

Якке-парсан расположен в земледельческой долине Бургуткалы, имеет в плане подквадратные очертания, его размеры - 74 х 34 м. Ворота с двух сторон защищены башнями. Высота оборонительной стены и бойницы 5–8 м, стена имеет фундамент. В центре памятника исследованы дома, состоящие из 5–6 комнат. В истории объекта выделяется 2 строительных периода. Во время первого, были построены стены из пахсы. Во время второго, пропиточная стена была наполнена пахсой, в результате чего вновь появляется открытая стена. Грандиозный донжон в центре состоит из 8 комнат, его стена построена из пахсы [2. c. 5].

Литература:

1.      Машарипов О. Хорезмнома (Древний Хорезм) I том, Ургенч, 2005, — 272с

2.      Неразик Е. Е. Раскопки Якке-Парсана. M., «Нaукa», 1963.

3.      Тереножкин А. И. Aрхелогические разведки в Хорезме. M.,«Наукa», 1940.

4.      Толстов С. П. Древний Хорезм. М., “Наука” 1948, — 352c.

5.      Эгамбердиева Н. Археология. Ташкент, 2011–172c

Основные термины (генерируются автоматически): стен, II-III, III-IV, VI-IV, античный период, высокий уровень, памятник, хорезм, внутренняя стена, Кушанский период.


Похожие статьи

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней Азии в эпоху бронзы

Из истории экономических отношений Хорезма в Античной эпохе

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Тюрко-иранские племенные формирования и их влияние на этническую историю Волжской Булгарии

Древние корни ранней государственности Хорезма

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Историография каменной индустрии хвалынской культуры

Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)

Значение Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в деле изучения истории Парфии

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур (к проблеме происхождения цедмарской культуры)

Похожие статьи

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней Азии в эпоху бронзы

Из истории экономических отношений Хорезма в Античной эпохе

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Тюрко-иранские племенные формирования и их влияние на этническую историю Волжской Булгарии

Древние корни ранней государственности Хорезма

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Историография каменной индустрии хвалынской культуры

Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)

Значение Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в деле изучения истории Парфии

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур (к проблеме происхождения цедмарской культуры)

Задать вопрос