Данная статья посвящена проблеме формирования спортивного коллектива на основе психолого-педагогических рекомендаций и упражнений.
Ключевые слова:спортивный коллектив, юные волейболисты, программа.
Проблема групп и коллективов, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос, как психологии, так и педагогики. Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т. п. общности [1]. В целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена коллектива и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Как известно, спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии и при участии других людей. Спортивная команда также представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определёнными взаимоотношениями [1].
Отличие спортивного коллектива от других групп занимающихся в том, что коллективы обладают общими признаками (совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения). Также наиболее важными признаками коллектива являются ценностно-ориентационное единство, общественно полезные результаты деятельности, цели и задачи, опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности, высокая способность к самоуправлению и самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности и психологического климата [4].
Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается, прежде всего, в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований. Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, формирования благоприятной «психологической атмосферы» спортивных команд [4].
Следуя из всего вышесказанного можно сделать вывод,цель любого тренера, работающего с командой — создать спортивный коллектив, который отличается слаженностью и согласованностью действий, когда спортсмены понимают друг друга с полуслова, могут найти совместными усилиями оптимальное решение в самых сложных ситуациях, что является проблемой данного исследования.
Для решения данной проблемы мы разработали программу, использовавшаяся в экспериментальной группе, программа включала в себя:
1. Комплекс игр, используемых в учебно-тренировочном процессе.
2. Методические рекомендации для тренера.
3. Методические рекомендации для спортсменов.
Комплекс игр был разделён на 3 блока:
I. Подготовительный этап (подготовительная игра).
Цель этапа — подготовить учеников к их совместной деятельности в игре, наблюдая за общением детей в коллективе, выявить лидеров и пассивных участников, определить эмоциональный фон в целом.
На данном этапе проводятся игры, которые способствуют внутригрупповой сплоченности, позволяет тренеру не только поучаствовать в ней, но и, прежде всего, узнать о личных интересах каждого ребенка, выявить лидеров формирующегося коллектива, а также детей, способных быть гибкими, умеющими уступать и подчиняться.
I. Основной этап (комплекс игр и упражнений, направленный на сплочение и коллективизм группы).
Цель этапа — организовать коллективную спортивную деятельность внутри группы. К концу данного этапа, ребята сами уже выбирают игры и упражнения, идет уже практически самостоятельная деятельность.
На данном этапе, который по временному промежутку самый значительный, можно проводить по две, а то и по три игры или упражнения, если это позволительно по времени.
II. Заключительный этап (итоговые упражнения и игры). Этот этап является самым сложным и одновременно важным этапом.
Цель этапа — с помощью наблюдений, выявить, как изменился климат в коллективе группе, как ведут себя лидеры, какие взаимоотношения сложились у ребят.
Здесь на каждом занятии учебно-тренировочного процесса следует проводить по одному упражнению или игре.
Помимо использования комплекса игр и упражнений, описанных выше, тренеру необходимо использовать следующие методические рекомендации:
- создавать для игроков ситуации руководства и лидерства (руководить разминкой и упражнениями, действуя, как тренер);
- давать игрокам возможность в тренировках и на играх принимать собственные решения о выбираемой стратегии и тактике (какую подать подачу, какую сыграть комбинацию, какие использовать расстановки);
- позволять игрокам принимать решения в критические, решающие моменты, когда результат затрагивает интересы тренеров, каждого игрока и команды.
Следующие рекомендации были направлены тренеру для удовлетворения потребности игроков в самоуправлении:
- сделать взаимодействие игроков частью каждой тренировки (упражнения в парах, разминка и конец тренировки с растягиванием с партнером, ситуации, когда каждый игрок становится тренером другого);
- давать команде возможность после каждой тренировки поговорить, обсудить в неофициальной и свободной обстановке все вопросы ее жизни;
- обеспечить возможности для социального общения после игры;
- проводить дружеские вечеринки команды;
- поощрять взаимопомощь игроков, общие решения житейских проблем;
- напоминать игрокам, что каждый из них — ценный член команды;
- игроки, мотивированные на успех, славу и признание;
- внедрять упражнения, близкие к игре с интересными стимулами;
- спрашивать участников об их ощущениях в ходе тренировок.
Спорт дает людям редкую возможность принимать решения относительно того, что они собираются делать в ситуациях с не угрожающими им последствиями. В результате этого существует много способов, которыми тренер может помочь в мотивации самоуправления игроков: дать возможность самим планировать тренировку, виды движений и технических приемов, оценивать свой индивидуальный прогресс, устанавливать и согласовывать цели. Всё это даёт возможность игрокам принимать их собственные решения и создаёт повышенную ответственность и увеличивает мотивацию.
Поэтому нами также были предложены методические рекомендации для спортсменов:
- Выполнять условия и задачи.
- Находить выходы из ситуаций.
- Принимать собственные решения, как в критических ситуациях, так и в условиях соревнований, когда результат затрагивает как игроков, так и самого тренера и команды в целом.
Гипотеза нашего исследованиясостояла в том, что внедрение разработанной программы в группу волейболистов начальной подготовки позволит более эффективно и быстрее сформировать спортивный коллектив, что поможет в дальнейшем управлять группой и повысит продуктивность в тренировочном процессе.
Опытно-экспериментальной базой исследованияявлялась СОШ № 23 г.о. Тольятти.
В эксперименте приняли участие 30 волейболистов, без разрядов. Все спортсмены были разделены на две группы, контрольную (15 человек) и экспериментальную (15 человек). Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной программы проходило с 2001 — по 2013 год, в ходе чего были получены следующие результаты исследования.
Тест «Атмосфера в группе» [3] позволил нам определить микроклимат в группе, который определяет самочувствие каждой личности, её удовлетворённости группой и комфортности нахождения в ней: 1) показатели дружелюбности увеличились на 0,6 балла; 2) согласованности на 2,2 балла; 3) взаимопонимание на 2,7 балла; 4) сотрудничество на 2,7 балла; 5) взаимоуважение на 3,2 балла; 6) заинтересованность на 2,4 балла; 7) продуктивность на 1,2 балла; 8) самоотдача на 0,4 балла; 9) профессионализм на 0,1 балла; 10) целеустремленность на 3,7 балла.
При этом показатели в КГ были достоверно ниже и находились в пределах 3–5 баллов (рис.1).
Прирост результатов произошел и по измерению социально-трудовой активности (тест Ю. П. Платонова) [2], который использовался с целью выявления оценок группы, которые способствуют формированию благоприятных условий в спортивном коллективе, как для всего коллектива, так и для личности в целом:
— по шкале коллективности прирост в экспериментальной группе равен 30,5 %, в КГ — 3,8 %. Данная шкала позволяет нам определить способность группы к совместному достижению результата деятельности, к созданию отношений взаимопомощи и поддержки;
- по шкале интегративности прирост в ЭГ — 24,6 %, в КГ уменьшился на 0,6 %, шкала интегративности раскрывает способы, применяемые в группе для создания общности, единства целей и интересов, внутригрупповых норм и традиций;
- по шкале организованности прирост показателей в ЭГ равен 33,1 %, а в КГ — 3,6 %, что свидетельствует об уровне самоорганизации группы, степени исполнительности, дисциплины, и требовательности как к себе, так и к другим.
Рис.1. Динамика показателей по тесту «Атмосфера в группе»
При этом необходимо отметить, что повышение социометрического статуса спортсменов имеет наибольшую ценность, так как, увеличение показателя социометрического статуса спортсмена характеризует более высокую эффективность учебно-тренировочного процесса и в определенной степени может рассматриваться как параметр его высокой и эффективной работоспособности.
По результатам референтометрии нами была составлена социограмма, которая показала, что неформальная структура взаимоотношений в ЭГ имеет тенденцию к улучшению по мере проведения эксперимента. В то время как неблагоприятные внутригрупповые отношения можно наблюдать в коллективе волейболистов КГ (рис.2).
Исходя из чего можно заключить, что в динамике социально-психологических позиций волейболистов в экспериментальной команде ЭГ произошло достоверное (Р<0,05) повышения показателей социометрического статуса и социальной экспансивности спортсменов и на уровне среднестатистических значений.
Рис. 2. Динамика уровня сплоченности исследуемых групп
Следовательно, гипотеза о том, что внедрение разработанной программы в группу волейболистов начальной подготовки позволит более эффективно и быстрее сформировать спортивный коллектив, что поможет в дальнейшем управлять группой и повысит продуктивность в тренировочном процессе, подтвердилась.
Таким образом, на основе проведённых исследований было установлено, что в экспериментальной группе наблюдались улучшения в развитии сплоченности и коллективизма по средствам специально направленных игр и упражнений, как в учебном процессе, так и во всех видах их деятельности.
Литература:
1. Амплеева, В. В. Психология общения в спорте: учебно-методическое пособие / В. В. Амплеева, Д. И. Сурнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Тольятти: ПВГУС, 2012. — 132 с.
2. Платонов, Ю. П. Основы этнической психологии: Учебное пособие/ Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2003. — 452 с.
3. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
4. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте/ Ю. Л. Ханин. — М.: ФиС, 1980. — 208 с.