В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению дошкольников с подвигом чувашского народа при строительстве Сурского и Казанского оборонительного рубежей с использованием лэпбука.
Ключевые слова: лэпбук, оборонительный рубеж, патриотизм.
В МБОДУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары ведется работа по ознакомлению дошкольников с подвигом чувашского народа при строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Используемый в нашей работе лэпбук «Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей» — это продукт исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Наш лэпбук используется с целью создания условий для воспитания патриотизма и активной гражданской позиции дошкольников, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе изучения подвига участников Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Лэпбук «Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей» состоит из таких тематических разделов:
- Сурский и казанский рубежи обороны. Здесь представлена информация о том, сколько дней велись работы на строительстве оборонительных рубежей, сколько людей было задействовано, карта Сурского и Казанского оборонительных рубежей на территории Чувашии (рис. 1).
Рис. 1
- По местам трудовой славы. В этом разделе собраны фотографии из архива и исторические факты о строительстве рубежей. (Рис. 2)
Рис. 2
- История в цифрах. Статистические данные в цифрах по истории строительства Сурского и Казанского рубежей расположились в этом разделе.
- Памятники подвигу. Здесь собраны фотографии памятников строителям оборонительных рубежей. (Рис. 3)
Рис. 3
- Ковали победу в тылу. В этом разделе представлены фотографии и краткая биография участников строительства Сурского и Казанского оборонительного рубежей. (Рис. 4)
Рис. 4
- Николаева Евгения Евграфовна — одна из участниц строительства рубежей. Во внутреннем развороте лэпбука расположены фото и краткая биография Николаевой Е. Е., фотографии ее юбилейных медалей. (Рис. 5)
Рис. 5
Лэпбук — это новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Такая форма подачи материала помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Ребенок в любое время может рассматривать лэпбук, вспоминая и повторяя тему. При изготовлении лэпбука дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию. Он очень удобен для занятий с детьми в подгруппах, так как дает возможность одновременно занять несколько детей.
При работе с лэпбуком «Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей» дети выполняют такие задания, как «Составь рассказ по картине», «Назови памятники строителям оборонительных рубежей», дидактическая игра «Расскажи об участнике строительства оборонительных рубежей» и т. д. (Рис. 6)
Рис. 6
В перспективе материал лэпбука может заменяться, добавляться, интегрироваться. Данное методическое пособие знакомит дошкольников с подвигом строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей, повышает познавательный интерес к изучению этой серьезной темы, воспитывает патриотические чувства.