Таможенная система — это совокупность методов и приемов в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых в рамках таможенной политики. Таможенно-тарифное регулирование является неотъемлемой частью таможенно-тарифной системы и представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике [9].
Необходимость четкой правовой регламентации таможенно-тарифного регулирования объясняется следующим: Во-первых, таможенное регулирование прямо или косвенно воздействует на сферу предпринимательства, частно-экономических интересов, влияя на корректировку направлений внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов. Помимо этого, оно требует нормирования «внешняя» направленность таможенно-тарифной политики, создающая для государства обязательства международно-правового характера. [1].
Тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Существует ряд законодательных документов, являющихся законодательной базой таможенно-тарифной системы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др. Ранее отношения в таможенной системе регулировались Таможенным кодексом РФ, который утратил силу с 29 декабря 2010 г. С помощью вышепредставленных документов регламентируется порядок уплаты таможенных пошлин, определение курсовых разниц, определяется построение самой таможенно-тарифной системы и правила перемещения товара заграницу. Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. [2].
По своей природе таможенные пошлины выполняют три основные функции:
- фискальную (относится и к импортным, и к экспортным пошлинам) в связи с тем, что они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
- протекционистскую (относится к импортным пошлинам), так как с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
- балансировочную (относится к экспортным пошлинам), поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Согласно ст. 19 ФЗ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимания таможенных платежей. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.
Традиционно различают два типа таможенных тарифов — простой и сложный. Простой тариф — это такой тариф, при котором для каждого товара устанавливается ставка таможенной пошлины, применимая вне зависимости от страны происхождения товара. Сложный тариф характеризуется тем, что каждому товару соответствует две и более ставок таможенных пошлин. Сложные тарифы в свою очередь делятся на автономные, конвенционные, автономно-конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения. Конвенционные ставки определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры (например, ГАТТ или соглашения о таможенном союзе). Автономно-конвенционные ставки объединяют две вышеуказанные ставки, посредством чего в рамках договоров может указываться возможность отступления от предусмотренной в нем ставки на конкретные товары при определенных условиях. Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются в торговле с развивающимися странами. Цель таких пошлин — поддержать экономическое развитие страны за счет расширения их экспорта.
По характеру таможенные пошлины можно подразделить на антидемпинговые, компенсационные, сезонные и карательные. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материальною ущерба отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Компенсационные пошлины устанавливаются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Сезонные пошлины — пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера. Срок действия таких пошлин не превышает нескольких месяцев в году. Карательные пошлины применяются значительно реже, они устанавливаются для товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении государства дискриминацию, принимающих недружественные акты и т. п. [3, с. 204–212].
По объекту взимания таможенных пошлин традиционно проводят деление на экспортные (вывозные), импортные (ввозные). Экспортные (вывозные) пошлины вводятся на экспортные товары при их вывозе за пределы таможенной территории государства. Целью их введения, прежде всего, выступает стремление сократить экспорт национальной продукции, а также пополнение государственного бюджета. Импортные (ввозные) — это такие пошлины, которые устанавливаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения па внутреннем рынке страны. Они применяются для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, а также выполняют фискальную функцию. Реже всего применяются транзитные пошлины, используемые как средство торговой войны. Они вводятся на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. При ввозе товаров таможенные платежи подлежат уплате не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ [10]. При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ. За несоблюдение данных условий начисляются пени и штрафы. Допускается и досрочная уплата таможенных платежей.
Существует также разделение таможенных пошлин в зависимости от способа их взимания на адвалорные, специальные и комбинированные. Адвалорные пошлины — это пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % таможенной стоимости). Применение данного вида взыскания характеризуется субъективной оценкой, что в свою очередь может привести к злоупотреблению. Прежде всего, использование субъективной оценки связано с наличием разнообразных факторов, которые влияют на колебание цены (обменный курс, процентная ставка и др.). В связи с этим установление адвалорных пошлин видится не совсем целесообразным. Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие. Специальные пошлины — это обязательный взнос, который начисляется в твердо установленной форме за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г). Они вводятся обычно на стандартизированные товары и имеют преимущество в простоте применения и исключении возможности для злоупотреблений. По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары. Поэтому при возрастании импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Однако во время падения импортных цен данный вид тарифа увеличивает уровень защиты национальных производителей. Комбинированные — это специфическая форма взимания пошлины, которая сочетает оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 г). [4].
По размеру взимания таможенные ставки можно подразделить на номинальные, эффективные (реальные), льготные, минимальные, промежуточные, максимальные. Номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт. Эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных па импортные узлы и детали этих товаров. Особое значение следует уделить максимальным тарифным ставкам, от которых государства постепенно отходят, но они еще имеют место быть, что, тем самым, не дает нормально функционировать рыночной экономике. Максимальные ставки, в свою очередь, могут быть: покровительственные — их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Цель установления данного вида тарифов связана с проведением в стране политики протекционизма. Запретительные -обычно на 30 % выше покровительственных. Наступательные — на 30–40 % выше по отношению к запретительным. Их цель — полное исключение импорта этой страны. [5, с. 206–208].
Таким образом, таможенно-тарифное регулирование наделяет государство несколькими преимуществами и защищает её от бесконтрольного ввоза иностранных товаров. Первое преимущество состоит в том, что государство косвенным способом регулирует и ограничивает импорт иностранных товаров — с помощью таможенных пошлин, таможенных тарифов и системы тарифных льгот. Второе же преимущество заключается в следующем: все таможенные платежи, которые уплачиваются в соответствии с нормативами таможенного регулирования, относятся к государственным доходам, следовательно, благодаря таможенно-тарифной системе экономика помогает обеспечивать государственный бюджет страны. Помимо этого таможенно-тарифная система выступает как эффективный инструмент политики протекционизма.
Однако, всем известно, что с недавнего времени — с 22 августа 2012 года, Россия стала официальным 156м представителем всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим изменились тарифные ставки по многим видам продукции для иностранных государств. Общая тенденция изменения ставок ведет к их снижению, что положительно только для потребителя, т. е. снижение тарифных ставок приведет к удешевлению товаров, а также расширению ассортимента.
Если же оценивать возможные последствия от вступления в ВТО, то наиболее адекватным был недавний анализ этих последствий от компании Ernst & Young [8], использовавшей в качестве инструмента исследования прикладную модель общего равновесия российской экономики. Последствия присоединения России к ВТО моделировались на основе изменения тарифов до уровней, определенных условиями вступления в организацию, и улучшения доступа российского экспорта на мировой рынок в ряде секторов экономики.
Ernst & Young делает такой общий вывод: «Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект. Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5 % от уровня агрегированного потребления в стране».
Далее аналитики разбирают плюсы и минусы ВТО для отдельных отраслей.
В масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии (14,45 %, в процентах от уровня базового года), в черной металлургии (3,63 %), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05 %). А вот наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74 %, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35 %) и машиностроение (-2,77 %). [6]
Но следует отметить, что «уровень связывания» импортных пошлин будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций. Самый продолжительный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет).
В последнее время в России вновь пошли скандалы вокруг продуктов с содержанием генно-модифицированных организмов (ГМО). В момент подписания документов на вступление в ВТО эксперты стали заявлять о том, что это широко раскроет двери для ГМО в Россию, и мы не сможем этому противостоять, — заявляет аналитик Марина Грицюк. [7].
Возникают угрозы, что под видом заботы о потребителе, развития внешнеторговой деятельности делает это в ущерб национальным производителям.
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах. В свою очередь, таможенно-тарифное регулирование как особый метод внешнеторговой деятельности государства в связи с вступлением в ВТО было подвергнуто серьезным изменениям. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования. А это обязательно повлечет за собой не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи с чем встает вопрос о целесообразности расставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом.
Литература:
1. Трошкина Т. Н. Таможенно-тарифные инструменты в системе государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // СПС «Консультант Плюс»;
2. Киреев А. П. Международная экономика: в 2 ч.: учеб. пособие для вузов. Ч. I.: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Междунар. отношения, 1997.
3. Киреев А. П. Указ. соч. С. 204–212.
4. Михайлушкин АН., Шимко П. Д. Международная экономика М.: Высшая школа, 2002 // СПС «Консультант Плюс»
5. Киреев А. П. Указ. соч. С. 206–208.
6. Материал статьи КМ.RU. Режим доступа: http://www.km.ru/v-rossii/2012/08/22/otnosheniya-rossii-s-vto/my-vstupili-v-vto-chto-dalshe.
7. Грицюк М. Мутант приходит по-английски // Рос. газ.; Неделя № № 6046 (70). 02.04.2013.
8. Ernst & Young Client Portal. Режим доступа: http://www.ey.com/RU/RU/Home;
9. Федеральный закон ФЗ № 19 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ст. 2, п. 24.
10. Таможенный Кодекс Российской Федерации, ст. 329.