В сегодняшней сложной социально-психологической обстановке возникает острейшая необходимость пересмотра педагогических позиций в вопросах воспитания. С одной стороны, воспитание личности есть постоянный необходимый элемент деятельности общества и фактор социального развития, а с другой — в условиях социального кризиса воспитание лишено социальных опор и достойного содержания. Воспитателем духовно-творческого человека сегодня призваны стать не только общеобразовательная школа, но и средние специальные учебные заведения (академические лицеи, профессиональные колледжи, интернаты), а также вузы.
Как нам известно, воспитание в широком смысле слова есть совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком смысле слова — это специальная воспитательная деятельность, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания. Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды. Воспитывающая среда в отличие от формирующей — это совокупность окружающих студента обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Учебным заведением должна осуществляться специальная работа по конструированию и развитию воспитывающей среды. Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т. д.). Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.
В Узбекистане такой работой ранее занимались создании при каждом учебном заведении центры «Духовности и просветительства» (Маънавият ва маърифат), которые с недавнего времени реорганизованы в отделения по духовной и идейно-воспитательной работе. Главной задачей отделений является организация и проведение различных мероприятий среди студентов и учащихся, направленных на воспитание всесторонне развитой, духовно богатой личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, своей страной и человечеством.
В Гулистанском государственном университете в деле воспитания студентов большое место занимает студенческое самоуправление, целью которого является развитие внутренней мотивации студентов к самоопределению, саморазвитию, самореализации.
В настоящее время на первый план для студентов выходят проблемы материального благополучия и предстоящего трудоустройства. Это порождает тенденцию формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, работающий при университете отдел маркетинга который проводит опросы, социально-психологические тренинги, организует работу по взаимодействию с общественным движением молодежи «Камолот» и Биржей труда.
В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного, творческого.
Задачами воспитательной деятельности являются:
- создание условий для развития личности и реализации ее творческой активности;
- развитие воспитательной среды и воспитательной системы, а также ее вариаций;
- обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для внедрения современных механизмов воспитания;
- обеспечение системности воспитательной деятельности на этапах планирования, реализации и подведения итогов.
Содержание воспитательного процесса обеспечивает достижение поставленной цели. Можно сказать, что цель и содержание воспитания завязаны в один педагогический узел. Поэтому содержание воспитания основано на базовых нравственных ценностях, включающих честность, справедливость, человечность. Воспитание органично связано с обучением. Поэтому компонентами содержания воспитания являются опыт научно-исследовательской деятельности, эмоционально-ценностное отношение к жизни. Кроме того, большое место в развитии воспитательной работы и повышении ее эффективности занимает формирование гуманистической среды, обеспечивающей создание нравственно-полноценной, интеллигентной личности будущего специалиста.
Содержание образования предполагает осуществление воспитательной деятельности на основе следующих принципов:
1. Принцип гуманистической направленности — гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Принцип научности — методологической основой концепции выступает философия целостности личности, что предполагает не только профессиональное становление будущего специалиста, но и развитие его личностных качеств, формирование у него важнейших компонентов духовной культуры.
3. Принцип преемственности — воспитательная деятельность, осуществляемая на предшествующих уровнях непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей студентов.
4. Принцип целенаправленности — управление развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, профессиональной специфики.
5. Принцип приоритетности — личностный подход, признающий интересы личности студента и выражается в соответствии воспитательной деятельности с интересами общества и государства.
6. Принцип ответственности — компетентное использование педагогическим коллективом обоснованных психолого-педагогических теорией и практикой подходов, методов и приемов.
7. Принцип открытости — связь жизнедеятельности студентов с общественной практикой.
8. Принцип перспективности — воспитательная работа нацелена на достижение результата, значимого как для личности студента, так и для коллектива в целом.
Особое место в разработке концептуальных основ воспитательной системы принадлежит определению основных направлений развития воспитания. Принципы государственной политики в области образования дают возможность образовательному учреждению моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе воспитанников, национальным и региональным культурным традициям. Практикой воспитательной деятельности в филиале определены следующие направления воспитательной деятельности:
1. Патриотическое — задачей высшей и профессиональной школы становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции, исторические вечера — эти и другие активные формы аудиторных и внеаудиторных занятий становятся средством воспитания, пролагая путь к сердцу и душе студента.
2. Гражданско-правовое — степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.
3. Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств, поведения. А потому остаются и задачи нравственного воспитания:
- осознание требований и норм морали, выработка нравственных убеждений, формирование мировоззрения;
- развитие уважения к старшим, дружбы со сверстниками, заботы и внимания к детям и пожилым людям;
- выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к делу, работе, дисциплинированности;
- формирование таких черт характера, как принципиальность, честность, культуры поведения и др.
4. Валеологическое — приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья — это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, какие социальные факторы могут влиять на здоровье.
5. Работа по адаптации студентов к требованиям, условиям образовательного процесса в учебном заведении.
6. Социальная защита. Студенты, как наиболее чувствительная к переменам группа населения, чутко реагирует на изменения в жизни общества. Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране не создает достаточных гарантий для осуществления молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное, физическое развитие. Особое положение занимают студенты из малообеспеченных и других социально-незащищенных категорий, число которых ежегодно растет. Вследствие этого повышаются темпы социального расслоения в студенческой среде. Опыт показывает, что в решении социальных студенческих проблем отсутствует комплексный подход. Доминирующий ситуативный подход, проявляющийся в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической программой, не дает должного эффекта. На сегодняшний день существует потребность в комплексном подходе к решению социальных проблем студентов, в поиске новых методов работы со студенческими проблемами.
7. Работа с родительским коллективом. Роль семьи в формировании личности является определяющей. Семья физически развивает ребенка, обеспечивает первичную специализацию, помогает стать компетентным человеком, нравственно развивает. В условиях демократизации образования семья выступает как социальный заказчик, как источник целеполагания в программах развития образования в целом и деятельности конкретного педагога. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое, психологическое, социальное обследование семьи для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в воспитательном процессе.
8. Профессиональное самоопределение. Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебно-воспитательного процесса. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Мы исходим из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий — столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая кафедра должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.
Исходя из этого, нужно подчеркнуть, что структура управления воспитательным процессом должна представлять собой динамическую систему, основные элементы которой диалектически связаны между собой.
На современном этапе возникает необходимость наполнять деятельность структур, участвующих в воспитательном процессе, новым содержанием, что позволит обеспечить (по профессору Л. Н. Тихонову) «перерастание процесса воспитания из организационно-административного — в содержательно-координационный, в основе которого будут лежать закономерности психологии, педагогики, объективные законы человеческого общения».
Шаги в этом направлении уже сделаны. В университете создан Центр психологической помощи, введена должность психолога. Это способствует психологизации воспитательного процесса, помогает студентам и преподавателям преодолевать трудности в процессе обучения и воспитания, в межличностном взаимодействии. Создан и функционирует институт кураторов, способствующий социализации студентов. Ежегодно Психологическим центром в университете мониторинг по изучению проблем адаптационного периода студентов первокурсников, исследуются личностные, коммуникативные, организаторские, общекультурные компетенции кураторов. Предполагается изучение личностных и профессиональных качеств педагогов как субъектов воспитательного процесса. Особое место в этой работе уделяется педагогической практике выпускников — будущих специалистов и педагогов. Студенты выпускных курсов проходят педагогическую практику в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах Сырдарьинской области. В педагогической практике большое внимание уделяется и воспитательной работе среди учащихся. Обычно педагогическая практика проводится в апреле-мае месяцах. В эти месяцы проводятся мероприятия, посвященные дню рождения Амира Темура, Дню авиации и космонавтики, Дню здоровья, Дню памяти и почестей (так называется в Узбекистане День Победы). Кроме того, Фонд Форум Узбекистана проводит в апреле ряд мероприятий, таких как фестиваль «Асрлар садоси», марафон «Во имя жизни», информация о которых способствует формированию у учащихся интереса к событиям, происходящим в республике, интерес к активной деятельности.
Воспитание студенческой молодежи — сложный процесс, требующий повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. Поэтому система управления воспитательным процессом, центром которой является студент академической группы, должна быть хорошо отлажена и создавать благоприятные предпосылки для осуществления работы по развитию личностных качеств студентов в соответствии с поставленными целями и задачами.
Литература:
1. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.
2. Воспитательная работа в современном педвузе. — Казань, 1999.
3. Педагогика. — Тошкент, 1996.