Ключевые слова: образовательное поле, образовательное пространство, образовательная среда, развивающая среда, культуротворческая среда, образовательная метасистема.
Школьное образование как система функционирует в определенной, специфической среде — образовательном пространстве. С позиций системного подхода, образовательное пространство представляет собой совокупность определенным образом взаимосвязанных образовательных систем. Оно может быть большего или меньшего объема, различных форм организации: в этом проявляются такие свойства образовательного пространства, как концентричность и полицентричность его. С одной стороны, все образовательные системы как бы вкладываются одна в другую, образуя общее образовательное пространство. С другой, любая образовательная система может составить тот центр, относительно которого организуются другие образовательные метасистемы, составив свое подпространство. Совокупность подпространств образует общее образовательное пространство. Находясь в образовательном пространстве, образовательные системы зависят от него, поэтому образовательное пространство является специфическим условием и фактором существования и развития образовательных систем.
В связи с этим исследователи все большее внимание уделяют изучению образовательной среды и ее влиянию на процесс формирования и развития личности. Современные исследования позволяют выделить такие понятия как образовательное поле, образовательное пространство, образовательная среда, развивающая среда, культуротворческая среда и др.
По мнению специалистов, под образовательной средой (или средой образования) понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Развивающая среда рассматривается как особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, основанное на взаимообусловленном и взаимодополняемом деятельностном общении всех участников образовательного процесса. Однако, по мнению специалистов, не каждая образовательная среда может именовать себя развивающей. Г. П. Андреева, Л. П. Буева, В. С. Лелнев, Ю. С. Мануйлов, Л. Н. Седова, В. И. Ясвин и другие специалисты интегративным критерием качества развивающей образовательной среды считают способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.
Образовательная среда призвана решить проблему образования детей и подростков через создание таких сред, которые позволяют ребенку развиваться на основе единства теоретических знаний и практических умений посредством распространения личностно-жизненного опыта; конструирование новых образовательно-воспитательных сред, способных обеспечить личностный мотив, развитие способностей и дарований ребенка [8,с.87].
Одним из ключевых аспектов нравственного воспитания выступает создание гуманизирующей среды развития. На основе характеристик гуманизирующей среды развития, представленных в трудах С. Т. Шацкого, Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. Н. Сороко-Росинского, В. А. Сухомлинского, А. С. Белкина, М. П. Щетинина, К. В. Гавриловец, Н. А. Козыревой, С. А. Лебедева и др., выделяются ее сущностные качества. Это гуманистический характер в системе отношений «ученик-учащийся», «ученик-учитель», «ученик-родители»; эмоционально положительное самочувствие в жизнедеятельности учебного заведения, обеспеченное возможностью самореализации личности; динамичность развития социальных умений и экзистенциальных способностей, нравственного самоотношения.
В. И. Козел выявлены следующие функции гуманизирующей среды развития: удовлетворение потребности безопасности и защиты, признания и уважения у субъектов стратегии самоподавления; переживание значимости и ценности своей личности на нравственной основе у субъектов стратегии доминирования; обогащение опыта построения нравственных отношений с родителями; коррекция отрицательных особенностей характеров учащихся.
Анализ педагогической литературы позволяет выявить общие педагогические условия, способствующие воспитанию нравственно и духовно здоровой личности. Под условием понимаем отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние (явление, процесс) возникают, существуют и развиваются.
К ним прежде всего относятся:
1. Систематическое проявление высокого уровня духовности, нравственности и культуры самого учителя.
2. Высокий уровень духовности, нравственности и культуры в семье, в школе, в среде друзей и лиц ближайшего окружения.
3. Встречи, беседы, дискуссии по духовно-нравственным проблемам с философами, писателями, художниками, учеными, религиозными деятелями, просто с духовно богатыми людьми.
4. Приобщение учащихся к различным видам созидательной творческой деятельности как в учебной, так и внеурочной деятельности;
5. Создание, поддержание атмосферы высокой духовности, нравственности как между учителем и учеником, так и в среде самих учащихся.
6. Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой.
7. Внимательное, уважительное, бережное отношение к лицам другой веры, религии, культуры.
8. Изучение истории, культуры, особенно национальной.
9. Формирование представлений о гармонии мира, взаимосвязи духовного и материального, гуманитарного и естественнонаучного знания.
10. Обсуждение вопросов, которые затрагивают проблемы мироздания, мироведения, глобальной экологии, освоения человеком земли и космоса.
11. Совместные путешествия, экскурсии в музеи, посещение различных выставок с последующим их обсуждением.
12. Чтение и обсуждение классической и современной литературы.
13. Педагогическая поддержка детских, юношеских творческих коллективов, движений.
14. Участие в народных праздниках, поддержка и развитие народных традиций.
15. Организация различных выставок детского и юношеского творчества, конкурсов, олимпиад, соревнований.
16. Индивидуальные и коллективные творческие работы учащихся, их обсуждение, взаиморецензирование.
17. Поощрение и поддержка философского осмысления, обсуждения с учащимися достижений современной и прошлых цивилизаций, науки, культуры, религиозных обрядов, традиций.
18. Педагогическое стимулирование и развитие у учащихся ценностей и ценностных ориентации, которые обусловлены понятиями «свобода», «творчество», «интеллигентность», «культура», «вера — надежда — любовь», «духовно-нравственная личность» и др.
19. Постепенное расширение и углубление духовных потребностей и интересов учащихся.
20. Создание педагогических условий для перехода образования в самообразование, воспитания в самовоспитание, развития в саморазвитие [1,с.372].
Что же касается иностранного языка, то к условиям эффективности формирования опыта нравственного поведения школьников в образовательной среде следует отнести:
- направленность учителя на формирование нравственных мотивов и установок у детей;
- опору на передовой опыт нравственного воспитания;
- многообразие методического обеспечения в формировании нравственного опыта школьников в учебном процессе: подбор наглядного материала, жизненных ситуаций с нравственным содержанием, проведение практикумов по этической культуре, творческое использование воспитательного потенциала своего предмета (иностранного языка);
- своевременное разрешение противоречий между нравственными ценностями общественного сознания и негативными действиями микросреды через организацию индивидуальной, групповой и коллективной форм работы детского и родительского коллективов.
Таким образом, целостность формирования опыта нравственного поведения школьников определяет:
- просвещение, которое организуется на уроке;
- интерактивная деятельность на уроке;
- взаимоотношения;
- коллективные и групповые задания;
- включение ребенка во все виды деятельности;
- рефлексия и др. [2,с.61].
Работу учителя в направлении нравственного воспитания можно представить в схеме приемов работы [2,с.68–69]:
Иностранный язык в школе является неотъемлемым компонентом образовательной среды и всего процесса обучения. Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознание своей собственной культуры и ознакомление с ней представителей других языковых сообществ. Одной из целей обучения иностранному языку является воспитательная цель, которая предполагает воспитание гуманистического мировоззрения, уважения к представителям других культур, патриотизма; формирование системы ценностных ориентаций, нравственных и эстетических взглядов; воспитание культуры общения, чувств, поведения, потребности в самовоспитании [4].
Одним из составляющих компонентов процесса обучения как иностранному языку, так и другим предметам в школе является нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование эстетической и этической культуры, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры. Актуальность вопроса нравственного воспитания вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование личности, способной выжить в сложных социально-экономических условиях и найти свою нишу в рыночных отношениях, не потеряв человеческого достоинства. Для этого необходимо решить проблему преодоления противоречий между одобряемой прогрессивным общественным сознанием системой национальных и общечеловеческих ценностей и реальными нравами микросреды, в которой протекает формирование первоначального жизненного опыта школьников. Необходимо не только приобщить детей к системе гуманистических ценностей, выработать у них нравственно-эстетические идеалы, приучить к правильной оценке своих действий, обучить правильному выбору в сложных жизненных ситуациях, но и поднять нравственно-психологическую культуру родителей. Индивидуальный нравственный опыт рассматривается как мотивационно-потребностная и операционная готовность личности к самоорганизации своего поведения на основе выработанных общественным сознанием нравственных принципов и ценностей. Они выступают мотивационным ядром для нравственной деятельности, в процессе которой человек, реализуя различные виды долга, вырабатывает в себе определенные жизненные установки, личностные качества, характеризующие ее как личность.
Нельзя забывать и то, что для закрепления первых позитивных результатов обязательно нужно дать ребенку свободу выбора, отметить положительные моменты в поведении и отношении ученика, поощрить словом и с пониманием относиться ко всем переживанием ученика по поводу его нравственного выбора и самоопределения [3].
Исходя из всего выше изложенного, можно представить структуру опыта нравственного поведения школьника следующим образом:
- знания: историко-культурные ценности, этические, эстетические и духовные ценности;
- умения: принимать решения в ситуациях морального выбора, разрешать конфликтные ситуации, анализировать нравственные поступки и ситуации, прогнозировать результаты поведения;
- навыки и привычки: культура поведения в быту, забота о других, поведение в обществе, позитивное взаимодействие;
- качества личности: самостоятельность мышления в сфере морали, рефлексивность, ценностная направленность мышления, эмпатия, импрессия, чувство возвышенного и должного [2,с.93].
Для реализации нравственной направленности обучения учитель может использовать такие приемы:
- представление ситуации с нравственным содержанием;
- личный пример учителя;
- целостное интуитивное ее восприятие;
- чувственная индивидуальная ее оценка;
- логический анализ индивидуальных суждений-оценок, соотнесение своей оценки с другими;
- самоанализ;
- адекватная похвала;
- практическое закрепление норм в поведенческом акте [5,6,7].
Таким образом, иностранный язык является одним из компонентов образовательной среды, более того, иностранный язык (английский) также можно считаться компонентом и развивающей образовательной среды. Однако только при соблюдении определенных педагогических условий и использовании особых приемов, можно считать иностранный язык тем предметом, который сформирует, актуализирует и разовьет положительные нравственные качества; позволит учащимся легко и непринужденно обсуждать общественные нормы поведения; в игровой форме попробовать проявить те качества, которые ранее не могли проявить в жизни, осознанно и целенаправленно формировать положительный опыт проявления нравственности в целом.
Воспитательный потенциал иностранного языка (английского) позволяет сформировать определенные ценности:
- нравственные ценности: гражданственность, свобода, патриотизм, трудолюбие, миролюбие, инициативность, коллективизм, законопослушание, равенство, самодисциплинированность, товарищество, ответственность;
- моральные ценности: интеллигентность, достоинство, чувство долга, самоотверженность, справедливость, чувство чести, искренность, самопознание, честь;
- душевные ценности: человеколюбие, сострадание, сорадование, жалость, общительность, уважение, доброжелательность, бескорыстие, милосердие, чуткость, смирение;
- духовные ценности: порядочность, красота, вера, справедливость, солидарность, истина, идеал, любовь, совесть, доброта, миролюбие, самоанализ.
Литература:
1. Андреев, В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 272 с.
2. Духовно — нравственное воспитание / составитель С. А. Титова. — Минск: Красико — Принт, 2006. — 125с.: 20см. — (Деятельность классного руководителя).
3. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. Пособие/ Е. А. Маслыко [и др.]; под ред. Л. С. Мельника. — 8-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 2003. — 522 с.
4. Панова, И. И. Английский язык: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения/ И. И. Панова. — Мн.: Выш. шк., 2001. — 350 с.:ил.
5. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. — Москва: Изд–во МГУ, 1981. — 184 с.
6. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание подростков / Л. И. Рувинский. — М: Изд–во МГУ, 1977. — 94 с.
7. Царик, И. А. Нравственно-правовое воспитание подростков / И. А. Царик. — Минск: НИО,2000. — 120 с.
8. Человек среди людей/ сост. Ю. А. Лежнева, Ю. В. Мелешко. — Минск: Красико — Принт, 2006. — 120с.