В современных социально-экономических и нормативно-правовых условиях функционирования системы здравоохранения существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой подготовки медицинских работников.
Отношения, складывающиеся при оказании медицинских услуг между лечебной организацией (частнопрактикующим врачом) и пациентом являются особо значимыми с правовой точки зрения, поскольку непосредственными объектами медицинского вмешательства являются такие конституционно закрепленные блага, как жизнь, здоровье, личная физическая и психическая неприкосновенность. Конституционные нормы, закрепляющие права граждан в сфере охраны здоровья, получили свое закрепление в законах («О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года, «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года, «О трансплантации органов и/или тканей человека» от 20 июня 2000 года) и ряде других медико-социальных нормативных правовых актах.
Анализ практической деятельности медицинских работников показывает, что знание врачом своих прав и обязанностей, прав пациента, юридических основ взаимоотношений «врач-пациент», оснований юридической ответственности за профессиональные и должностные правонарушения способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения. Следовательно, повышается качество оказания медицинской помощи, предотвращаются конфликты между медицинскими работниками и пациентами, врач оказывается защищенным от уголовного или гражданского преследования.
Анализ должностных обязанностей работников сферы здравоохранения и их практической деятельности также показывает, что медицинский работник должен обладать определенными правовыми знаниями, уметь применять их в профессиональной деятельности.
Так, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников сферы здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н определено: «Врач-специалист … должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения…».
Таким образом, особую актуальность приобретает проблема формирования правовой компетенции как одной из приоритетных компетенций выпускника по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело.
Однако, как показывает практика, у большинства выпускников медицинских институтов нередко отмечаются значительные пробелы в области правовых знаний и умений.
Это позволяет сделать вывод, что существующая профессиональная подготовка будущих медицинских работников в вузе не соответствует потребностям современного общества, у названных специалистов недостаточно сформирована правовая компетенция.
В связи с этим вопрос формирования правовой компетенции у студентов, обучающихся в медицинском институте по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, должен рассматриваться как приоритетный в системе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы здравоохранения.
Правовую компетенцию студента медицинского института мы определяем как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях, отражающее ее способность и готовность применять систему правовых знаний и умений в осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
Для описания процесса формирования правовой компетенции студентов медицинского института мы выбрали структурно-содержательную модель (рис.1).
Методологической основой проектирования структурно-содержательной модели формирования правовой компетенции студентов медицинского института выступили аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы.
Аксиологический подход позволяет выявить правовые ценности студентов медицинского института.
Системный подход делает возможным взаимодействие всех частей структурно-содержательной модели формирования правовой компетенции студентов медицинского института, что, в свою очередь, позволяет максимально стимулировать развитие всех компонентов правовой компетенции в их комплексности и единстве. Принцип системности обеспечивает целостность процесса, способствуя его эффективности, позволяет рассматривать весь процесс формирования правовой компетенции как единую систему с многообразными внутренними преемственными связями.
Деятельностный подход позволяет студентам активно овладевать знаниями и умениями содержательного компонента структурно-содержательной модели.
Компетентностный подход позволяет охарактеризовать правовую компетенцию студентов медицинского института, определить ее структуру и содержание.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает ориентацию всех компонентов структурно-содержательной модели на развитие личности студента.
Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института представлена взаимосвязанными блоками: целевым (характеризующим цели и задачи профессиональной правовой подготовки), содержательным (раскрывающим содержание профессиональной правовой подготовки), организационно-деятельностным (рассматривающим организацию процесса обучения, педагогические условия, формы и методы правового обучения студентов медицинского института), результативно-критериальным (определяющим результаты деятельности по формированию правовой компетенции студентов медицинского института и критерии оценки эффективности такой деятельности). Каждый из этих блоков модели, имея свои функции, специфическое содержание и методические особенности, призван решать определенную часть общей педагогической задачи — формирование правовой компетенции студентов медицинского института.
Целевой блок разработанной структурно-содержательной модели обуславливается модернизацией российского образования и социальным заказом, определяющим цели и задачи правовой подготовки студентов медицинского института.
Основной целью правовой подготовки студентов медицинского института является формирование правовой компетенции.
Задачи мы определяем на основе структуры правовой компетенции студентов медицинского института:
- формирование системы правовых знаний, умений и навыков, способствующих успешной профессиональной деятельности;
- формирование уважения к праву, признания его как ценности;
- формирование правовых умений и навыков правомерного поведения.
Центральным звеном между целью и результатом формирования правовой компетенции студентов медицинского института является содержание образования, отраженное в содержании учебного материала. Данное обстоятельство обуславливает выделение второго системообразующего компонента — содержательного.
Содержательный блок структурно-содержательной модели определяет содержание процесса формирования правовой компетенции студентов медицинского института, представляющего собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения. Содержательный блок включает развитие гуманистических и правовых ценностей, мотивации к получению правовых знаний и их использованию в будущей профессиональной деятельности; усвоение системы правовых знаний; готовность и способность реализовывать полученные правовые знания.
Третьим компонентом, входящим в структурно-содержательную модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института, является организационно-деятельностный. Данный блок модели включает организационную деятельность и методическое обеспечение профессиональной правовой подготовки студентов медицинского института. Необходимость выделения данного блока диктуется тем, что отбор форм и методов воздействия, определение педагогических условий, способствующих успешному формированию правовой компетенции, позволяет моделировать профессиональную деятельность, направлять учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов на наиболее полную реализацию поставленных целей и задач процесса обучения, направленного, в свою очередь, на формирование правовой компетенции. Данный блок представлен в модели формами и методами правового образования студентов в рамках учебно-профессиональной деятельности, деятельности в период практики и научной деятельности.
В организационно-деятельностном блоке разработанной модели представлены формы и методы формирования правовой компетенции студентов медицинского института в обозначенных выше видах учебной деятельности (деловая игра, кейс-метод, анализ казусов, дискуссия, метод мозгового штурма, метод «ПОПС-формулы» и др.).
Среди педагогических условий, способствующих эффективной реализации структурно-содержательной модели формирования правовой компетенции студентов медицинского института, выделяем следующие: совершенствование организации учебного процесса, обеспечивающего возможность последовательного усвоения правовых знаний, формирования правовой мотивации и становления позитивного правового опыта в рамках учебно-профессиональной и научной деятельности при активном использовании методов интерактивного обучения, а также в рамках учебной практики; совершенствование программно-дидактического обеспечения учебного процесса путем внедрения спецкурса «Юридические основы деятельности врача» и усиления профессионально-правовой направленности дисциплины «Правоведение».
Четвертый компонент — результативно-критериальный, который отражает эффективность процесса формирования правовой компетенции студентов медицинского института, характеризует достигнутые результаты правового обучения в соответствии с поставленными целями. Данный блок включает критерии, уровни, показатели сформированности компонентов правовой компетенции студентов медицинского института.
В качестве критериев сформированности правовой компетенции студентов медицинского института мы выделяем следующие:
1. Степень сформированности ценностных установок и мотивации правомерного поведения. Под этим критерием мы понимаем проявляемое уважение к правовым ценностям, осознанное, мотивированное участие в учебной и социально-активной правовой деятельности. Показатели: признание значимости правовых ценностей в обществе, выраженность учебных, профессиональных и познавательных мотивов к получению правовых знаний и их применению в будущей профессиональной медицинской деятельности; потребность повышать уровень своей правовой компетенции.
2. Степень правовой информированности. Под этим критерием мы понимаем владение системой правовых знаний. Показатели: знание основ теории государства и права, Конституции РФ, основных нормативно-правовых актов РФ, знание нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, знание прав и обязанностей медицинских работников, прав пациентов и основных юридических механизмов их обеспечения в современном здравоохранении; владение правовой терминологией.
3. Степень сформированности умений и навыков правомерного поведения. Под данным критерием мы подразумеваем владение правовыми знаниями и способностью их применять в практической деятельности. Показатели: умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение полученной правовой информации; умение осуществлять анализ нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека; умение применять полученные правовые знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; умение использовать юридические механизмы защиты прав и законных интересов как медицинских работников, так и пациентов; умение принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной медицинской деятельности; умение дать юридическую оценку случаям ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям медицинского персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики.
Уровни сформированности правовой компетенции студентов медицинского института в содержательном отношении представлены следующим образом.
Низкий уровень характеризуется несформированностью ценностно-мотивационного компонента правовой компетенции, поверхностными правовыми знаниями, то есть минимальным или недостаточным пониманием правовой информации, юридической терминологии, отсутствием умения анализировать правовую информацию. У студентов отсутствует положительная мотивация и стремление к правовому обучению.
Средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой компетенции, при этом студенты проявляют интерес лишь к обязательной правовой информации, правовые знания поверхностные, недостаточно четкие, в основном приближающиеся к предусмотренным учебниками. Правовой словарь ограничен, студенты употребляют минимальное количество юридических терминов. Данный уровень характеризуется сформированностью некоторых правовых умений, которые не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера.
Высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов правовой компетенции. Студенты проявляют многосторонний устойчивый интерес к правовой информации. Объем правовых знаний значительно выходит за пределы программы, знания глубоки и базируются на законах и иных нормативно-правовых актах. Данный уровень характеризуется потребностью в повышении правовых знаний и умений. Правовой словарь достаточно богат. Студенты грамотно решают правовые задачи, оценивают проблемную ситуацию с позиции законодательства.
Таким образом, разработанная модель представляет собой описательный аналог процесса формирования правовой компетенции студентов медицинского института. Каждый из компонентов модели имеет специфическое содержание и методические особенности, а также решает определенную часть общей педагогической задачи — формирование правовой компетенции студентов медицинского института.
Рис. 1. Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института