В статье рассматривается деятельность Ассамблеи народа Казахстана в области межэтнической и межкультурной коммуникации, раскрывается значение и значимость диалога культур в современном обществе, определяются факторы и условия для достижения национального единства.
Ключевые слова: Ассамблея народа Казахстана, диалог культур, толерантность, единство, консолидация, этнокультурное объединение, воскресная школа, межэтническое взаимодействие, эмпатия, межкультурная коммуникация, диалогизм.
Современные исследования показывают, что диалог культур как форма толерантных, мирных взаимоотношений, принятая между представителями различных этносов, языковых групп, культурных сообществ является наиболее перспективной в выборе человеческих ориентиров. Именно в осуществлении процесса межкультурной коммуникации в форме полноценного диалога культур многие ученые и общественные деятели видят выход из сложившейся обстановки межэтнической и межконфессиональной напряженности в отдельных регионах планеты. Понятие диалога в контексте межэтнического взаимодействия все чаще включается в тематику научных диспутов, форумов и конференций; словосочетания «диалог культур», «диалог цивилизаций» выдвигаются в качестве темы научных трудов и творческих изысканий в сфере образования: «На наших глазах происходит смена общекультурной, мировоззренческой парадигмы — «концептуальная революция», связанная с выходом за пределы традиционного и модернистского мышления и с утверждением принципа диалогизма» [1, с.87]. Принцип диалогизма предполагает развитое чувство эмпатии у каждого члена общества, толерантности в человеческих отношениях. М. Бахтин говорит о диалогичной сущности самой природы человека, задавая необходимым условием человеческого существования — диалогическую интеракцию человека с себе подобным [2, с.84]. Противопоставляя известное изречение римского философа-стоика Сенеки о сущности человеческого бытия «Vivere est militare» — «Жить — значит бороться» мировоззренческой позиции Бахтина «Быть — значит общаться», становится возможным проследить эволюцию философской мысли в русле антропоцентризма, начиная со времени философского поиска древнегреческих и римских мыслителей до философов нашего времени. Если в эпоху античности, где так же центром мироздания воспринимался человек и его духовная целостность, преобладал принцип приоритета совершенствования отдельной личности, то на данный момент виток развития человеческого общества предполагает осознание того, что духовное совершенствование человека посредством межличностного взаимодействия в форме постоянного, непрекращающегося во времени и пространстве диалога — единственный путь достижения гармонии и согласия в мире.
В свою очередь, главой Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым неоднократно подчеркивается значимость синтеза духовного наследия различных культур в борьбе с последствиями глобального экономического кризиса: «Новое мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Именно они должны стать главными механизмами посткризисного переустройства мира. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества» [3].
В ракурсе становления полиязычного, поликонфессионального Казахстана был основан институт гармонизации межэтнических взаимоотношений — Ассамблея народа Казахстана. Создание условий для диалога, взаимодействия институтов гражданского общества и государственных институтов, толерантность народа позволили сформировать в республике уникальную модель общенационального согласия: «Казахстан смог конструктивно преобразовать этническое и религиозное многообразие из вызова государственному строительству в его стратегическое преимущество» [4, с. 72].
С созданием своеобразного института гармонизации межэтнических отношений — Ассамблеи народа Казахстана — в условиях напряженной атмосферы постсоветского Казахстана был заложен фундамент для мирного сосуществования представителей различных этносов и религий [5, с. 203]. Идея создания Ассамблеи народа Казахстана была выдвинута президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым в 1992 г. на форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине независимости Республики. Ассамблея народа Казахстана образована Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 г. № 2066 «Об образовании Ассамблеи народа Казахстана». На этапе становления независимого Казахстана основной задачей Ассамблеи является консолидация казахстанского общества. В 2010 году была принята «Доктрина национального единства Казахстана», в которой ставится новая цель народа Казахстана — достижение национального единства путем признания всеобщей системы ценностей.
С целью ускорить процесс сплочения народа Казахстана в единую нацию в средних и высших учебных заведениях Казахстана активно внедряются технологии развития межличностного диалога, ведущего к межэтническому, межкультурному взаимодействию, а также дисциплины, в фокусе которых находятся культурная идентификация личности, этническое сознание и самосознание, этические принципы диалога культур. Представители этнокультурных объединений Казахстана проводят тренинги, лекции, семинары и конференции с целью привития молодому поколению принципов межкультурного диалога.
В некоторых исследованиях проглядывается необходимость создания определенных условий, при которых учащийся получил бы возможность осознать границы между собственной культурой и культурой представителей других этносов. Так, П. В. Сысоев выделяет культурное самоопределение в качестве одного из финальных компонентов социокультурной компетенции, считая, что обучающиеся должны научиться и быть способны:
- Осознавать себя в качестве поликультурных субъектов — представителей одновременно нескольких культурных групп (этническая, социальная, территориальная, религиозная, гендерная и т. д.);
- Видеть культурные сходства между представителями различных культурных групп стран соизучаемых языков с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределы политических границ стран иностранного языка,
- Понимать, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;
- Видеть поликультурность современных культурных сообществ и воспринимать культурное разнообразие как норму сосуществования культур в поликультурных сообществах;
- Осознавать свое место, роль и значимость в глобальных общечеловеческих процессах;
- Инициировать и принимать участие в действиях по элиминации или минимизации культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма [6, с.120].
Принимая во внимание вышеуказанные задачи, представители этнокультурных объединений г. Караганды активно содействуют преподавателям карагандинских высших учебных заведений в организации мероприятий и занятий, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся. На занятиях, проводимых совместно с представителями различных этносов и конфессий, предпочтение отдается интерактивным методам обучения.
По мнению многих педагогов-реформаторов, интерактивное обучение полностью отвечает задаче современного образования — воспитанию конкурентоспособной, творчески мыслящей, толерантной молодежи. Исследования в области инновационных методов обучения показали, что работа в интерактивном режиме дает наиболее высокие результаты, так как в этом случае учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса обучения [7; 8; 9]. Метод интерактивного обучения наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу, где и учитель, и учащиеся являются субъектами учебного процесса. В ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, вести дискуссию, уважать альтернативное мнение, что позволяет педагогам сфокусировать внимание учащихся на соблюдении этических принципов межличностного и межкультурного диалога. Отсюда возникает необходимость разработки интерактивных занятий, что позволит преподавателям отводить меньше времени на подготовку к занятиям, повысить эффективность изучения особенностей иной культуры, языка, этноса, понимания различий в менталитете, мировоззрении, поведении представителей той или иной национальности.
При планировании занятий, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся, преподаватели отдают предпочтение определенным методам интерактивного взаимодействия. Так, в работе Миловановой Л. А. интерактивные формы взаимодействия подразделяются на два вида: функциональные коммуникативные задания и социальные интерактивные задания [9, 130]. Первая группа заданий включает в себя работу с таблицами, картинками (обнаружение недостающей информации, реконструирование картинок), групповую работу, направленную на решение общих задач. Данный тип заданий направлен на эффективное использование языкового материала для достижения взаимопонимания. Другие формы интерактивного взаимодействия, такие, как «симуляция», имитация и моделирование, ролевая игра, составляют второй блок интерактивных заданий, который является основой для создания разнообразных социальных ситуаций. В этом случае язык, по мнению автора статьи, используется не только как средство общения, но и как форма социального поведения. На занятиях, проводимых совместно с представителями этнокультурных объединений, используются формы, относящиеся ко второму блоку интерактивных заданий. Занятия также проводятся в форме дебатов, круглых столов, дискуссий на темы, охватывающие область межкультурной и межэтнической коммуникации.
Кроме того, Ассамблея народа Казахстана активно содействуют сохранению и развитию культурной самобытности национальных меньшинств. Под эгидой Ассамблеи народа Казахстана функционируют 170 воскресных школ и 100 национальных школ, в том числе единственная в Центрально-Азиатском регионе ассирийская воскресная школа.
Таким образом, становится очевидным, что деятельность Ассамблеи народа Казахстана, направленная на формирование национального единства и распространение идей межкультурного, межэтнического согласия является успешной. Ассамблея и ее структурные подразделения оправдывают свое целевое предназначение посредством активной работы с различными слоями и группами населения Казахстана. Более того, опыт создания и формирования Ассамблеи народа Казахстана активно перенимают и внедряют в систему управления соседствующих государств. Так, по подобию Ассамблеи народов Казахстана были созданы Ассамблея народов Кыргызстана и Ассамблея народов Российской Федерации.
Литература:
1. Культура и цивилизация: учебник для студентов вузов /Т. Х. Габитов, Н. Ж. Байтенова, А. Т. Кулсариева, А. Р. Масалимова, К. А. Затов, А. Д. Курманалиева; сост. Т. Х. Габитов. — Алматы: ?аза? университеті, 2006. — 246 с.
2. Zelenskaya, L. Diological theory of the self and dialogue of cultures //Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2006. — № 2. — С. 83–91.
3. Текст выступления Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на открытии III Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане (1 июля 2009 года).
4. Дьяченко, С. Стабильный вектор национальной политики государства / С. Дьяченко//Мирас. — 2008. — № 4. — С. 69–73.
5. Вишниченко В. Г. Некоторые штрихи к портрету 10 лет спустя//Н. Назарбаев — основатель казахстанской модели сежэтнического и межконфессионального согласия/Под общ. Ред. Ж. А. Алиева. — Алматы: Жетi Жаргы, 2005. С.201–2010.
6. Сысоев, П. В. Когнитивные аспекты овладения культурой// Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2003. — № 4. — С. 110–121.
7. Гилязова А. К. Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. — http://festival.1september.ru/2004–2005.
8. Деви Д. Мышление в обучении//Преподавание и метод конкретных ситуаций/Ред. А. И. Наумов. — М.: Гардарики, 2000. — С. 33–42
9. Милованова Л. А. Технология иноязычного интерактивного взаимодействия. — http://festival.1september.ru/2004–2005