Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Успех в предпринимательской деятельности достигается знаниями, практикой, необходимыми материальными средствами и психологическими качествами личности.
В большинстве стран мира, предпринимательство служит мощным двигателем экономического и социального развития. Предпринимательство выполняет управленческую, организационную, рыночную функции. Посредством предпринимательства реализуются нововведения в торговле, информационных технологиях и других отраслях.
Предпринимательство способствует формированию среднего класса как главного гаранта стабильности и эффективности экономики страны [2, с. 140–144].
Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование и анализ мотивации современного предпринимателя в частности и предпринимательской деятельности в целом.
Сущность предпринимательской деятельности проявляется в ее основной функции — это создание экономических благ, позволяющих удовлетворить различные потребности людей и общества в целом.
Для развития предпринимательства необходима стабильность государственной социальной и экономической политики, льготный налоговый режим, усовершенствованная инфраструктура поддержки предпринимательства, наличие гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей, эффективной системы защиты интеллектуальной собственности. Предприниматели должны иметь возможность свободно выходить на внешний рынок. Также для развития предпринимательства немаловажно создать доступную кредитную систему, предоставить возможность приобретать средства производства, сырье и необходимые комплектующие изделия.
На мой взгляд, важно понять, что движет собственниками, когда они принимают решение начать новый проект. От того на сколько будет высокой мотивация предпринимателя, зависит успех всей его деятельности.
Под мотивом подразумевается, совокупность побуждений людей к тем или иным действиям. Мотив предпринимательской деятельности направлен на удовлетворение общественных потребностей, побудительным мотивом которой, выступает личный интерес.
В предпринимательской деятельности присутствует взаимодействие двух аспектов. Первый аспект — материально-мотивационный, он связан с рыночной оценкой деятельности, размерами вознаграждения в форме дохода или прибыли. Второй аспект — общеэкономический, связанный с реализацией индивидуальных способностей, возможностями полноценного воплощения потребности в самостоятельную, инициативную деятельность.
Определяющая мотивация, с которой выходит предприниматель на рынок — это мотивация доходности, вопрос рентабельности и достижение цели. В большинстве случаев проект запускается с целью повышения эффективности. Предприниматель смотрит, сможет ли он обеспечить снижение затрат, начать выпуск более качественной продукции, вывести на рынок продукт с новыми свойствами, но с меньшей себестоимостью. То есть инвестпроект рассматривается, как возможность сэкономить, и уже за счет этого обеспечить рост. Стремление предпринимателя повысить эффективность — правильное и разумное.
Выраженный в доходе материальный интерес, является побудительным мотивом предпринимательской деятельности. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, психологическим стимулом, а также оценкой его успеха. Это свидетельствует о том, что, не проявляясь внешне, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.
Цель заработать денег может быть ведущим мотивом предпринимателя, но не единственным.
Личность предпринимателя отличается своей сложностью и многогранностью. Предприниматель — это человек, который, тем или иным образом, пытается изменить условия, по которым живет остальное общество, этим он отличается от других. Предпринимателя характеризует умение быстро находить подходящее для данной ситуации действие и определить его темп, реализовать гибкую модель поведения при достижении цели, отыскать плодотворные идеи и нужную информацию. Именно нестандартный подход приносит результат.
Предпринимательская деятельность позволяет раскрыть свою уникальность, обрести свободу. Если делать то, что делают все, невозможно достигнуть значимого результата. Делать что-то иначе, думать, воздействовать, формировать свой мир — это сильнейшие стимулы, позволяющие предпринимателю преодолевать высокие стрессовые нагрузки и добиться успеха. Именно высокая эмоциональная вовлеченность, формирует стойкий интерес к предпринимательской деятельности. Это одно из условий успешной деятельности предпринимателя.
Предпринимательская деятельность, неразрывно связана с риском. Постоянно меняющиеся правила, связанные с неопределенностью ситуаций, предполагают принятия нестандартных решений — это также является мотивом деятельности предпринимателя.
Нередко, деятельность предпринимателя проистекает из любимого дела. Например, человек, увлеченный своим хобби, изначально не задумывается о предпринимательстве. Но складываются обстоятельства, что другие люди становятся заинтересованными в услугах или продуктах деятельности, увлеченного человека, и постепенно любимое дело преобразовывается в предпринимательскую деятельность. Мотивом предпринимательской деятельности, является интерес к любимому делу, с которым предприниматель делится с другими людьми. Он стремиться пожертвовать тем, что имеет сейчас, ради того, чем может овладеть в будущем. Данный пример мотивации наиболее значимый, так как это жизнь предпринимателя.
В структуру мотивации всегда входит набор целей, практика планирования может повысить мотивацию. Предпринимательство — это организация, которая должна понимать, что она будет делать завтра, какими ресурсами будет обладать. Цель предпринимательской деятельности непосредственно зависит от потребности и является ее прямым следствием. Цель выбирается субъективно на основе конкретного знания предпринимателя, является средством оценки будущего результата. Выбранная цель конкретизируется в комплексе задач [3, с.27]. Знать цель, к которой стремишься — это рассудительность, уберегающая предпринимателя от ненужных разочарований. Мотивацию предпринимателя усиливает обсуждение целей, особенно долгосрочных. Если планирование бизнеса проходит с близкими людьми, то это помогает скоординировать цели, учесть негативные последствия. Достижение цели формирует уважение к себе, повышает самооценку, но главное структурирует жизнь, вносит в нее элемент стабильности.
При исследовании и анализе мотивации современного предпринимателя был отмечен тот факт, что предприниматели, ориентированные на успех, предпочитают умеренный риск, который оправдывает их ожидания. Он взвешивает риск и предпринимает действия, чтобы его уменьшить или контролировать результаты. Чем выше мотивация предпринимателя к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску.
Необходимо отметить, что развернутая мотивация предпринимательской деятельности может быть лишь при условии развитой конкурентной среды. Все это позволяет сделать вывод, что для успешной реализации предпринимательства нужны благоприятные социально-экономические условия. На этой основе более полно раскрывается потенциал, появляются возможности проявления способностей к предпринимательской деятельности, воплощение в ней целей и потребностей, реализации личного интереса. И наоборот, неразвитость рыночной организации сковывает возможности и искажает направленность предпринимательской деятельности.
Предприниматель постоянно должен себя мотивировать. Отслеживать логическую цепочку: потребности-мотивы-стимулы-результаты, с целью оперативного внесения в нее необходимых коррективов. Для этого иногда необходимо задаваться такими вопросами как:
- зачем я занимаюсь предпринимательской деятельностью?
- что, или кто меня мотивирует?
- могу ли я быть более счастливым, в случае занятия другой деятельностью?
- почему мне важно сохранять верность собственному делу?
- что заставляет меня вкладывать личные сбережения, рисковать, нервничать и суетиться, тратить свое время?
Литература:
1. А. Н. Асаул, Е. А. Владимирский, Д. А. Гордеев, Е. Г. Гужва, А. А. Петров, Р. А. Фалтинский Р. А., Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства.- СПб.: АНО ИПЭВ, 2008.
2. Нагорнов В. И., Есаулов В. Н., Соловенко И. С. Мотивация предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. — 2011. — № 7 Вып. 1 (187). — c. 140–144. — http://www.creativeconomy.ru/articles/13029/
3. Смирнов В. П. Предпринимательская деятельность с позиции методологии: направления разработки методологии предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. — 2010. — № 11 (1). С. 27.