Российский мюзикл в контексте развития на провинциальной сцене | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 22.05.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Зарипов, А. Р. Российский мюзикл в контексте развития на провинциальной сцене / А. Р. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 384-388. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114311/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: мюзикл, отечественный мюзикл, массовое искусство, национальный музыкальный, Легенды Урала.

Массовая культура в истории развития искусства всегда имела колоссальное значение. Явления массовой культуры вбирают в себя самые актуальные тенденции своего времени. В процессе развития некоторые жанры надолго выпали из истории искусства, некоторые совсем канули в Лету. Резкий скачок массовой культуры в начале XX века привёл к тому, что сегодня формально-развлекательная индустрия занимает лидирующие позиции, вытесняя академическое искусство и всячески навязывая свои интересы и правила. При этом они проникают в профессиональную среду, видоизменяются, эволюционируют. Одними из наиболее востребованных являются произведения малой формы, к таким относится и массовая песня. Развитие популярной (эстрадной) песни как в России, так и за рубежом приводит к тому, что исполнение всё больше и больше начинает сопровождаться театральными, зрелищными элементами. Своеобразным итогом эволюции эстрадной песни в России и популярного искусства в целом можно считать появление и развитие жанра эстрадного мюзикла. Его основу составляет музыка, стилистически связанная с музыкальными явлениями массовой культуры.

Мюзикл — это синтетический жанр музыкально-драматического искусства, сложность которого определяется в первую очередь наличием необычайно большого количества выразительных средств. В нем органично сочетается вокал, танец, сценическое движение, драматическое искусство, которые являются равноправными средствами для передачи замысла авторов музыки и либретто. При этом в разных постановках может превалировать вокальная составляющая (классический и современный мюзикл, рок-опера, поп-опера), в других — танцевальная (дэнс-мюзикл), в третьих — драматическая линия (драма-мюзикл).

В России этот жанр только начинает набирать обороты, однако за границей мюзикл прочно вошёл в музыкальную индустрию. Многие проблемы адаптации мюзикла в нашей стране связаны с особенностями отношения зрителей к этому жанру, который они тесно связывают или даже практически идентифицируют с театральным искусством, нежели с коммерческим проектом, каковым он является в зарубежной культуре. Отчасти это связано с восприятием театра как «кафедры, с которой можно много сказать миру добра» (Н. В. Гоголь). Кандидат искусствоведения Валерия Брейтбург так описывает это явление в своей статье: «Кафедральность» российского театра на протяжении значительного исторического временного отрезка была тесно связана с государственной идеологией, где театр играл воспитательную функцию. Поэтому восприятие театра как места для развлечения не приветствовалось» [3].

Действительно, «кафедральность» русского драматического театра и развлекательность, лежащая в основе мюзикла как театрализованного музыкального жанра, музыкального шоу, совмещаются с трудом. Может быть, поэтому жанр предтечи мюзикла — оперетты и редкие образцы мюзикла в России постоянно лихорадило, представления о них, шкала оценок и мнений значительно расходились. Такие примеры не редко обнаруживаются в периодических печатных изданиях XIXи началаXX веков. В своей книге «Разговор о музыке» (1891) А. Г. Рубинштейн писал: «Со времени Второй империи комическая опера, этот милый, весёлый, остроумный, прелестный род был почти стушёван опереткой, нечто вроде юмористической газеты, а lа “Journalpourrire” (газета для смеха), положенной на музыку! — в коей прелестное сделалось распущенным, весёлое — пошлым, остроумное — грязным. Изобретатель этого рода, впрочем, человек не без дарований был Оффенбах. Он имел и имеет до сих пор много последователей (Герве, Лекок, Одран и другие), ибо такая вещь создаёт школу! ».. [11, с. 6].

Не нравилась оперетта и П. И. Чайковскому. В рецензии на оперу А. Тома «Гамлет», опубликованной 16 декабря 1872 года в газете «Русские ведомости», он замечает: «...а хор придворных и пажей без сопровождения оркестра, хотя и написан с явным намерением произвести своею пикантною, a la Оффенбах, ритмичностью громкий эффект, отличается необычайною пошлостью и с успехом мог бы обретаться в какой-нибудь “Синей Бороде” или “Прекрасной Елене”» [11, с. 7].

Совсем другого мнения о подобных постановках, которые довелось видеть в 1907 году в Дрездене, был композитор С. В. Рахманинов: «Надо правду сказать: хорошо пишут сейчас, но ещё лучше писали раньше. А то я ещё видел оперетку “DielustigeWitwe” («Весёлая вдова». — Г. Я.). Хоть и сейчас написано, но тоже гениально. Я хохотал как дурак. Великолепная вещь» [11, с. 10].

Западный коммерческий музыкальный театр — это, проект, который основан на однойстационарной постановке, идущей ежедневно в течение длительного срока, иногда, при успешных кассовых продажах, — несколько лет. Такой принципы работы связаны, прежде всего, с дорогостоящими декорациями и костюмами, техническими условиями, созданными специально для конкретной постановки, а также с отдельным набором труппы специально для каждого проекта.

В России большинство театров репертуарные, и постановщики мюзиклов были вынуждены учитывать это обстоятельство, которое весьма затрудняло продвижение этого жанра. Не имея отдельных собственных помещений, мюзиклы в России ставят на сценах репертуарных драматических и музыкальных театров, а также театров эстрады. Однако в последние десятилетия имеются попытки сделать постановку, которая шла бы ежедневно на протяжении нескольких лет на одной площадке — это, например, мюзикл А. Иващенко и Г. Васильева «Норд-Ост» (2001), для которого в Москве было специально реконструировано целое здание. Проект оказался вполне успешным. Но трагические события 2002 года нарушили все планы создателей. Таким образом, мы видим, что жанр мюзикла имеет, с одной стороны, определённое развитие сугубо музыкально-театральной специфики, с другой — функционирование мюзиклов тесно связано с внешними постановочными процессами, которые непосредственным образом влияют на создание конкретного спектакля, а также на развитие самого жанра мюзикла в целом.

В нашей стране жанр мюзикла имеет свою собственную историю развития, свои индивидуальные особенности. Массовая культура, существовавшая в советский период, наряду с традициями и художественными влияниями русского драматического театра, сформировала нынешний облик российского мюзикла. Советская и российская эстрадная музыка, в чём-то глубоко самобытная по своей сути, в чём-то вторичная по способам её реализации, формам воплощения, также оказала значительное влияние на формирование рассматриваемого жанра.

Современный отечественный мюзикл по-своему синтезирует в сценическом пространстве самые разные направления и стили музыкально-театральной деятельности. Отличается особой спецификой и само бытование мюзиклов на территории российских репертуарных театров, что заслуживает отдельного внимания. Если столичные музыкальные проекты в своей основе тяготеют к западным аналогам, то музыкальное искусство «глубинки» развивается в тесном диалоге с традиционной культурой данного региона. В сложившихся условиях всевозрастающего интереса к эстрадному мюзиклу, весьма интересным представляется рассмотрение этого жанра на национальной сцене. Живо отзываясь на общемировые тенденции и перенимая опыт зарубежных создателей и постановщиков мюзиклов, отечественные авторы, преобразовывают заимствованные формы в соответствии с новыми условиями и художественными потребностями российской слушательской среды, что имеет колоссальные результаты.

В 2018 году коллектив стерлитамакской филармонии (входит в состав государственного театрально-концертного объединения) осуществил постановку мюзикла «Легенды Урала». Это один из первых опытов в этом жанре в Республике Башкортостан. Авторами проекта выступили: автор сценария — заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, драматург Сарвар Сурина, режиссер — заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Лира Файзуллина, композитор — заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Урал Идельбаев, балетмейстер-постановщик — заслуженная артистка и заслуженный деятель искусств Республики БашкортостанРамизаМухаметшина, художник — Лилия Сулейманова, художник по костюмам — заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Наталья Степанова, видеограф — Винер Салихов.

Данный мюзикл должен был стать визитной карточкой стерлитамакской филармонии, для этого автор идеи (художественный руководитель филармонии) Лира Файзуллина и сценарист мюзикла Сарвар Сурина обратились к старинным преданиям и легендам южного Урала и в качестве основы выбрали историю возникновения Шиханов — четырёх гор, окружавших Стерлитамак. Музыковед Гузель Яруллина определила жанр этого действа как «спектакль-легенда, спектакль-сказка» [12, с. 14]. Славный потомок Урал-батыра — Идель-батыр (заслуженный артист Республики Башкортостан Гафуан Фазуллин) выдаёт замуж свою дочь, красавицу Агидель (Гузалия Татлыбаева). Её избранник — сын хана великих степей, джигит Турахан (Ильдар Абдрашитов). Но на пути к их счастью встаёт див Ашак (Фаниль Тугунгужин), влюбившийся в прекрасную девушку и решивший её похитить. В тёмных делах ему помогают шаманка (заслуженная артистка Республики Башкортостан Гульназ Идрисова) и её сын, Див-охранник (Альберт Кильмаков). А за лирических героев выступает дуэт персонажей-символов — Беркута Турахана (Рузиль Сайфутдинов) и Лебедя Хумай (Регина Атаякова). По мере развития этой истории перед зрителем разворачивается не только развязка любовного треугольника, но и легенда возникновения реки Агидель и четырёх башкирских шиханов — Торатау, Юрактау, Куштау, Шахтау. Пять картин сказочного повествования прослаиваются репликами рассказчика — Сэсэна (заслуженный артист Республики Башкортостан Ришат Хамитов), придавая музыкально-поэтической истории характер эпического сказания. Премьера мюзикла была весьма символичной, состоялась она 12 декабря 2018 года в день подписания указа о сохранении шиханов и создании геопарка «Торатау».

Мюзикл выполняет роль своеобразного буфера между театром драматическими музыкальным. В данной постановке в силу того, что она осуществлялась в стенах концертной организации на первый план вышла музыкальная составляющая. Надо отметить, что композитор мюзикла Урал Идельбаев, за плечами которого солидный опыт написания театральной и киномузыки, прекрасно справился с поставленной задачей и смог создать достойное музыкальное драматическое действие. Если в процессе создания заграничного продукта, сначала подбирается сюжет и музыкальная составляющая, то в данном случае мюзикл «Легенды Урала» создавался для определённого коллектива и определённого состава главных героев. Урал Мирасович провёл большую подготовительную работу и изучил вокальные особенности каждого исполнителя, в итоге ему удалось создать точные образы, а артисты филармонии смогли в полной мере воплотить все замыслы авторов и максимально передать чувства героев. Одна за другой ритмичные мелодии сменяются то тревожным набатом, то волнующей темой любви, заставляя зрителей сопереживать главным героям. Если сценические костюмы не имели яркого национального оттенка, а создавали единый рисунок, то музыкальные инструменты — курай, кубыз, кыл — кубыз, думбыра, ятаган — с лихвой восполнили этот пробел, насыщая музыкальную палитру произведения. Благодаря тонкой работе Урала Идельбаева в мюзикле все до мельчайших деталей сливается воедино, достигнув того неожиданного единства, той блистательной кульминации совершенства, которая захватывает слушателей своим головокружительным великолепием. Посредством разных жанров башкирской народной песни — кубаир, мунажат, озон-кюй, кыска-кюй, баит, прочувствовав и прожив каждую написанную ноту, композитор с легкостью донёс слушателю историю возникновения величественных шиханов и реки Агидель. Как отметил композитор: «важно было передать в музыке драматургию развития сюжета, смену картин, образов, чтобы полуторачасовой спектакль превратился в захватывающее, динамичное действо».

К числу главных характеристик современного мюзикла, можно отнести, во-первых, единое музыкальное построение, опирающееся на лейтмотивы героев, во-вторых, особенности музыкального раскрытия их эмоциональности. При этом он тяготеет к симфонизму, точнее к расширению и усложнению оркестровки при достаточно непростом музыкальном материале. Что, безусловно, требует от исполнителей профессиональной музыкальной и вокальной подготовки на ряду с высоким уровнем владения актерским мастерством. Все эти параметры с успехом можно обнаружить в работе композитора Урала Идельбаева. Синтез стилей музыки «Легенд Урала» помог ему выделиться на фоне других музыкальных спектаклей нашей республиканской театральной сцены. Как и сто лет назад — новые ритмы, гармонии, музыкальный инструментарий и танцевальная лексика — стали главными элементами, которые обеспечили успех постановки.

Немаловажную роль в мюзикле сыграла хореографическая составляющая проекта. «Обращение к жанру легенды подразумевает определённый пафос и возвышенность. Поэтому одна из целей, которые я ставила, сочиняя пластический рисунок — создание особой одухотворённой атмосферы, чтобы легенда не предстала как бытовая история» вспоминает балетмейстер-постановщик мюзикла Рамиза Мухаметшина. Также она отмечает, что в репетиции с артистами начала с тренингов, где использовала, в том числе, методы Михаила Чехова в работе над психофизическим состоянием артиста. С кем-то приходилось искать походку, с кем-то соответствующий ракурс. Отображение темных сил и вовсе получило исключительно пластическое воплощение, таким образом усиливая хореографическую сторону спектакля и передавая ей функции музыкального действия. Ещё одной сверхзадачей для балетмейстера было стремление максимально стереть грань между номерами вокальными и хореографическими объединив их в единое целое. После премьеры зрители оставляли свои отзывы на страницах филармонии в социальных сетях, где особенно выделяли пластику дивов, которая будто опьяняла, завораживала и увлекала за собой в темноту.

Режиссёр-постановщик мюзикла Лира Файзуллина «ввязываясь» в подобный масштабный проект решала сразу несколько важных проблем. Во-первых, это совершенно новая форма работы для артистов концертной организации, привыкших лишь к камерным жанрам. Нести один образ в течение большого монолитного представления задача не из простых, требующая определённых навыков и умений. Как отмечает художественный руководитель артисты целый год вели подготовительную работу, выходили из «зоны комфорта», осваивали новую пластику, занимались актёрским мастерством, искали новые тембровые возможности своего голоса. Во-вторых, тематика сюжета позволяла раскрыть более глубокие злободневные проблемы человечества — сохранение природных богатств, что является не только проблемой экологической, но и исторической, так как эти географические объекты служат древнейшими артефактами истории края. Такая постановка вопроса призывает зрителя в финале задуматься и определить для себя, сто каждый из нас оставит после себя на этой земле.

В российской практике создания мюзиклов очень часто главенствует «театральный компонент» (особенно если мюзикл ставит режиссёр драматического театра и руководит как продюсер его созданием). В подходе к постановочным решениям «театральная идеология» режиссёра становится приоритетной, порой подавляющей не только коммерческую, но и музыкальную составляющую, что совершенно не соответствует специфике жанра, прежде всего — музыкального. Проекту «Легенды Урала» повезло, его постановщиком стал художественный руководитель филармонии, обладающий квалификацией музыковеда. Это несомненно обеспечило комфортные условия для композитора и всего, что касалось музыкальной составляющей спектакля.

Мюзикл — это часть шоу-бизнеса, жанр эстрадный, в значительной степени опирающийся на популярную музыку, которая стилистически меняется, находясь в соответствии с требованиями времени и спроса. Создатели мюзикла «Легенды Урала» уловили эту одну из важнейших особенностей жанра — его генетическую связь с массовой культурой, своей изначальной демократичностью он призван быть понятным самой разной, в том числе не очень подготовленной и непритязательной аудитории.

Активная музыкальная жизнь на всей территории страны и проявление жанра мюзикла на провинциальных сценах, показывает, что мюзикл в России востребован и его развитие находится в русле мировых тенденций. При сохранении баланса музыкального содержания и сценографии, умелом использовании накопленного разностилевого опыта, российский мюзикл способен внести оригинальную струю в общее мировое течение данного жанра.

Литература:

  1. Алексеева Т. Искусство, которое спасло Вечность // Яикъ.– 2022. — № 51. — С. 9.
  2. Брейтбург К. А. Мюзикл — демократичный жанр // Музыкальная жизнь. 2011. № 5. С. 26–27
  3. Брейтбург В. В. Отечественный эстрадный мюзикл в контексте бытования музыкальных жанров: к постановке проблемы. https://doi.org/10.30853/manuscript.2018–8.23
  4. Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1994. 160 с
  5. Молочковецкая Э. Генератор творческих идей // Рампа. — 2021. — № 10. — С. 18–19.
  6. Молочковецкая Э. Под сенью муз// Рампа. — 2021. — № 9. — С. 22–25.
  7. Мюзикл.ру: офиц. интернет-версия изд. URL:http://musicals.ru
  8. Музыка: энциклопедия / под ред. Г. В. Келдыша. М.: Большая росс. энцикл., 2003 г. С. 368
  9. Монд, Ольга-Лиза. Условия и факторы вершинных достижений исполнителей мюзикла / Ольга-Лиза Монд. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 168–171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/314/
  10. Шулин В. В. Российский мюзикл в контексте развития жанра // Вестник СПбГУКИ. — 2016. — № 2. — С. 140–143.
  11. Ярон Г. М. О любимом жанре. М.: Искусство, 1963. 270 с.
  12. Яруллина Г. Легенды Урала на уфимской сцене // Рампа.– 2019. — № 3. — С. 14–15.
  13. https://bank.nauchniestati.ru/primery/nauchnaya-statya-na-temu-harakteristika-sovremennogo-myuzikla-na-primere-wicked-imwp/
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, Россия, массовая культура, жанр, мюзикл, Агидель, заслуженный деятель искусств Республики, урал, актерское мастерство, драматический театр.


Ключевые слова

мюзикл, отечественный мюзикл, массовое искусство, национальный музыкальный, Легенды Урала

Похожие статьи

Бренд как проблема современного традиционного городского праздника

Время самоидентификации. Ретроспектива «Русского мира» 20-х годов ХХ века

Оперный театр нового поколения: векторы развития оперного жанра в XXI в.

В статье автор исследует современные тенденции (векторы) развития оперного театра в XXI в.; развитие прогрессивной мысли, творческой инициативы режиссеров-постановщиков в создании востребованного и зрелищного оперного представления.

Маяковский — поэт на все времена

В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Будущее мирового искусства в преддверии XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2019 г.)

В статье дан анализ с точки зрения рассуждения, мнения, оценки музыканта-профессионала конкурсных выступлений начинающих исполнителей II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (2018). Для раскрытия полной картины у читателе...

Тропами и взглядами великих: образ Подмосковья сквозь призму далеких лет

«Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры

В данной статье будут рассмотрены примеры из художественной литературы, связанные с таким феноменом русской культуры и литературы, как «Петербургский текст». Информация будет полезна для обучающихся старших классов гуманитарного профиля с целью углуб...

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Образы искомой страны в кинематографе на примере российского фильма «Кома» 2020 г.

Статья исследует теоретико-методологические аспекты формирования и развития новых искомых стран, создания фильмов и их отражения в глобальной информационной среде. Искомая страна — это место, куда стремятся паломники и туристы. Новая мифология истор...

Похожие статьи

Бренд как проблема современного традиционного городского праздника

Время самоидентификации. Ретроспектива «Русского мира» 20-х годов ХХ века

Оперный театр нового поколения: векторы развития оперного жанра в XXI в.

В статье автор исследует современные тенденции (векторы) развития оперного театра в XXI в.; развитие прогрессивной мысли, творческой инициативы режиссеров-постановщиков в создании востребованного и зрелищного оперного представления.

Маяковский — поэт на все времена

В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Будущее мирового искусства в преддверии XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2019 г.)

В статье дан анализ с точки зрения рассуждения, мнения, оценки музыканта-профессионала конкурсных выступлений начинающих исполнителей II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (2018). Для раскрытия полной картины у читателе...

Тропами и взглядами великих: образ Подмосковья сквозь призму далеких лет

«Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры

В данной статье будут рассмотрены примеры из художественной литературы, связанные с таким феноменом русской культуры и литературы, как «Петербургский текст». Информация будет полезна для обучающихся старших классов гуманитарного профиля с целью углуб...

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Образы искомой страны в кинематографе на примере российского фильма «Кома» 2020 г.

Статья исследует теоретико-методологические аспекты формирования и развития новых искомых стран, создания фильмов и их отражения в глобальной информационной среде. Искомая страна — это место, куда стремятся паломники и туристы. Новая мифология истор...

Задать вопрос