Теоретические основы процесса политической социализации молодежи со стороны политических организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 26.05.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Выборная, Д. Г. Теоретические основы процесса политической социализации молодежи со стороны политических организации / Д. Г. Выборная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 639-642. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114321/ (дата обращения: 19.12.2024).



1.1Сущность политической социализации молодежи

Политическая социализация есть процесс, при котором индивид усваивает определенные политические знания, ценности и нормы, перенимает навыки, политический опыт от прошлого поколения. При таком развитии человек формирует свою политическую картину мира, которая присуще современному обществу, а также свои личные убеждения о политической деятельности и о способах общения, в рамках которых человек сможет самостоятельно участвовать в политической жизни страны в настоящем и будущем. Также данный процесс дает возможность ориентироваться в политических процессах, самостоятельно анализировать их, а также дает право делать осознанный и более правильный выбор в политике. Политическая социализация способствует выявлению инициативности в политической деятельности, помогает сформировать свою собственную точку зрения, которая может быть выражена в политически- ориентированных действиях.

Основные функции социализации:

  1. Эффективное политическое взаимодействие с разными политическими организациями в рамках имеющейся социальной системы;
  2. Сохранение динамического равновесия политической системы.

Выделяют следующие уровни процесса политической социализации:

– Международный уровень

На этом уровне рассматриваются разные международные политические организации. Здесь для человека значимы те принципы и аспекты, которые приняты в международном содружестве (международная война, запрет испытаний ядерного оружия и т. д.).

– Социальный уровень

На этом уровне во внимание берется все общество как единое целое, а также большие социальные сети. В рамках социального уровня на человека оказывают влияние государство, правительство, политические движения и др.

– Личностный уровень

Личностный уровень подвержен воздействию окружению, которое находятся рядом с индивидом. Этот близкий круг людей как раз и влияет на политические взгляды, ценности и мысли человека.

Таким образом, политическая социализация состоит из двух единых процессов, где с одной стороны, формируются политические взгляды, ценности и мысли, которые для себя определил человек, с другой же — представляется, как индивид сам исследует, полученные извне, понятия и закрепляет их в разных формах политического сознания.

Однако сам процесс усвоения (принятия) происходит на примере деятельности окружающих его людей и их поведения, а также при определенном взаимодействии с разными общественными институтами.

У каждого человека определенные люди и сообщества играют большую роль в формировании его как личности. Благодаря им человек накапливает опыт, применяет на себе различные социальные роли. Эти люди и общества есть агенты социализации.

Определяют первичных и вторичных агентов социализации в зависимости от их влияния на личность, их конкретной роли в формировании взглядов человека.

Самый близкий круг общения, люди, которые напрямую оказывают влияние на человека — есть первичные агенты. Сюда можно отнести: семью, друзей, школу, родственников, тренеров и т. д. Особенность этих агентов социализации — это длительное и частое время нахождения с человеком.

Вторичные агенты социализации влияют лишь на формирование определенных правил, ценностей, их общение носит, как правило, формально деловой характер — это государство, СМИ, работа, армия и т. п.

Выделяют несколько моделей политической социализации:

– Гармоническая

Данная модель отличается тем, что личность принимает существующий политический порядок и власть, а также уважительно относится к государству и политической системе в целом. Личность рассматривается как активный субъект политики, который сознательно и добровольно принимает участие в политической жизни.

– Плюралистическая

Эта модель предполагает терпимость по отношению к другим людям, которые имеют свои правила, ценности, убеждения, которые принимаются. Здесь личность рассматривают как равноправного и независимого гражданина. Основные потребности личности в данной модели — защита прав и свобод человека, его ответственность перед законом.

– Гегемонистская

Под этой моделью рассматривается враждебное отношение ко всему политическому строю и социальной системе, за исключением лишь той, с которой он себя сопоставляет. Политическая социализация здесь может рассматриваться только на нормах и правилах своей группы, религии, идеологии.

– Конфликтная

Модель формируется на основе борьбы между политическими группировками общества, постоянным противостоянием. В основе этой модели лежит возможность индивида проявить себя в качестве субъекта политики. Здесь высока вероятность жестокости, насилия, вражды.

1.2Особенности и основные формы процесса политической социализации молодежи со стороны политических движений

Политическая социализация молодежи — достаточно важный процесс, который помогает молодым людям освоить политическую культуру общества, его ценности, нормы, традиции и модели политического поведения. Через политическую социализацию молодежи общество обеспечивает свое функционирование и развитие, а также помогает молодым людям вступить в политическую жизнь, принять активное участие в ней и стать полноправными участниками политической системы.

Основная цель политической социализации молодежи заключается в создании активных и ответственных граждан, способных участвовать в политической жизни общества и оказывающих влияние на принятие политических решений. Функция политической социализации молодежи заключается в формировании устойчивых ценностей индивида, воспитание политически грамотного гражданина на основе передачи опыта и знаний от старшего, более опытного поколения к младшему.

Политическая социализация индивида зарождается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе политической социализации молодые граждане усваивают основные понятия и принципы политики, развивают политическую идентичность и формируют свои политические убеждения.

Наиболее активное проявление в политической жизни страны можно наблюдать у молодого поколения в возрасте от 16 до 30 лет. В этом возрасте молодежь более активно проявляет себя в политической жизни и могут играть важную роль в решении политических вопросов. В этом возрасте человек может иметь свою уже сформировавшуюся точку зрения, исходя из политических событий и процессов, а не только наблюдать за происходящим со стороны и быть вне политики. В этом возрасте молодые люди самоопределяются, начинают самостоятельно оценивать внутреннюю и внешнюю политическую ситуацию не только своей страны, но и всего мира.

Очень важно, чтобы в политической жизни общества включение молодого поколения имело не формальный подход, включение в структуры власти молодых людей было не бюрократическим, а была видна самоидентичность молодежи с властью и ее активность в решении политических вопросов. Самоидентификация по своей сути — это осознание молодежи своего соучастия в принятии управленческих решений, идентификации себя как субъекта политических отношений. Для эффективности политической социализации необходима включенность молодежи в политическую жизнь общества.

В современном российском обществе политическую социализацию молодежи характеризуют ряд особенностей.

В рамках рассматривания политической социализации молодежи в настоящее время наблюдается непоследовательное развитие социокультурных процессов, что является причиной социальной напряженности. Молодое поколение не доверяет новым социальным институтам, власти.

Политическая социализация молодежи стихийна и противоречива, что не приводит к положительным результатам. Очень часто можно наблюдать негативную социально-политическую ориентацию молодых людей. Так, в современном мире совершенно не формируется в стенах образовательных учреждений и в семье чувство патриотизма, сохраняется высокий уровень неприязни к некоторым национальностям. Молодое поколение сегодня интересуется политической жизнью страны, но этот интерес несет не совсем положительный характер. В настоящее время в России молодежи, с одной стороны, интересно политическое развитие страны, с другой стороны, вопросы политики стоят на последнем месте по степени значимости для них. Молодежь нашей страны, вроде демонстрирует свой интерес к разным формам политического участия (дискуссии, просмотр политических программ). Однако, они являются лишь сторонними наблюдателями, не проявляют инициативы и не защищают свои политические интересы, взгляды.

В последнее время наблюдается небольшой рост «митинговой» активности молодого поколения, однако они неопытны и законодательно неправы в протестных действиях. Все это приводит к затруднению решения острых проблем в социальной и политической сферах. В современном обществе молодежь проявляет многообразие форм участия в политической жизни. Политическое участие молодого поколения — есть процесс вовлеченности в принятии важных политических решений и управления, что в целом является важным составляющим политической жизни всего общества.

Участие молодежи в разных формах активности сегодня имеет много значимых целей для человека. Молодой человек, таким образом, достигает определенной цели, он самовыражается, самоутверждается, формируется гражданственная позиция. Надо отметить, что участие может быть разного типа: «прямым или опосредованным, профессиональным или непрофессиональным, стихийным или организованным».

До недавнего времени существовала «легенда» о «стопроцентности» политической активности молодежи. Надо отметить, что признавались только те формы участия молодежи, которые «соответствовали официальной идеологии государства», однако, другие формы участия останавливались и признавались антиобщественными. Это ограничение политического участия молодежи нанесло большой вред политическому строю страны и сформировало недоверие к власти у молодого поколения. На сегодняшний день еще ощущаются отголоски недавних лет.

В настоящее время можно выделить следующие формы политического участия молодежи.

1.Участие в голосовании.

В рамках данного участия молодые люди имеют возможность повлиять на политическое положение в стране. Молодежь может стать активным участником предвыборных программ разных партий, а также, отдать свой голос избранию депутатов в федеральные и местные органы власти. Это право дает молодежи возможность прямо влиять на политические процессы. На протяжении последних лет в России постоянно усиливается кризис доверия молодых людей к государству и выборам, на фоне чего наблюдается приобщение молодежи скорее к неконвенциональным формам политического участия.

2.Представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении.

В рамках данного участия представители молодежи могут представлять интересы молодого поколения посредством своего включения (избрания) в органы власти. С каждым годом снижается процент представителей молодежи в органах государственной, региональной и местной власти.

Так, в составе депутатов Государственной Думы молодежь в возрасте до 30 лет была представлена в количестве 12 человек (https://studme.org/), то в 2021году — 7 человек (https://studme.org/).

3.Создание молодежных организаций, движений.

Молодежь проводит большую часть своей жизни в общении со своими сверстниками, поэтому неудивительно, что они приходят к вопросу объединения в сообщество или создания организации. Многоликость политических интересов и различие уровней политического сознания молодежи способствуют возникновению множества разнообразных молодежных объединений, в том числе и политических. В настоящее время в России насчитывается более 22 тысяч общественных объединений, которые работают с детьми и молодежью (https://www.pnp.ru/social/bolee-22-tysyach-molodezhnykh-organizaciy-rabotaet-v-rossii.html).

Основная часть этих организаций и их представительств, как правило, находится в больших городах, но в современном мире они стали чаще появляться и в более мелких населенных пунктах.

В настоящее время государство оказывает поддержку на реализацию социально значимых проектов общественным организациям. Однако, эти организации несут, как правило, лишь социальную роль и не оказывают должного влияния на политическую жизнь страны. Практически все организации и объединения уклоняются от политических целей, не высказывают своих политических суждений, они представляют свои интересы. Часть организаций являются, так скажем, завуалированным бизнесом.

Инициатива молодежных объединений в нашем обществе часто имеет скорее декларативный, чем политический характер. Как правило, это самооргнизационная форма молодых людей, которая рассматривает личность (группу), как индивидуальность и их личные интересы и мотивы в социальной и политической сферах.

Является ли молодежь в современном мире субъектом политической жизни общества, давайте рассмотрим мотивы ее участия в различных движениях.

Выделяют следующие группы мотивов:

– экспрессивные мотивы, возникающие спонтанно, их ничего не связывает с конкретными идеями или целями. Мотивом служит лишь желанием «потусоваться», пообщаться или заработать деньги.

– инструментальные мотивы, которые объединяются с идеологией общественных движений. Мотивом служит желание самого человека с целью самореализации, самоопределения, удовлетворения своих потребностей.

– идейные мотивы, которые возникают по какой-либо идее. Это может быть идея борьбы за справедливость, протест против существующего порядка.

Проанализировав ряд существующих исследований, можно сделать вывод, что большинство делегатов молодого поколения объединяются в какие-либо сообщества, организации с конкретными целями и задачами. Большинство этих объединений использует данную форму участия для реализации идейных мотивов.

4.Участие в деятельности политических партий.

В целях совершенствования и изменения имеющихся политических партий используется вышеуказанная форма участия молодежи. Особенно заметно повышение интереса политических партий к молодёжи в критические ситуации для страны. Этот интерес нередко можно заметить в преддверии предвыборных кампаний.

В современном мире часть политических партий имеют свои молодежные организации, это явление начинает набирать обороты. Например, молодежь партии «Единая Россия» представлена «Молодой гвардией», КПРФ — «Ленинским коммунистическим союзом молодёжи Российской Федерации», ЛДПР — «Молодежным центром ЛДПР», а «Яблоко» имеет «Молодежное яблоко».

В созданных молодежных организациях различное количество членов, разное количество представительств. Как правило, созданные молодежные организации при партиях, разделяют их цели и интересы, также они активно участвуют в политических акциях и мероприятиях своих партий.

Однако стоит отметить, что роль этих молодежных политических объединений слишком мала, и их политический эффект на большую часть молодежи незначителен.

5.Участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических прав и свобод.

Форма этого участия молодежи носит активный характер: забастовки, митинги, демонстрации и другие формы социального протеста. Однако, стоит отметить, что такие формы участия, как правило, не являются нормой и в основном внедряются в критической обстановке, когда молодежь не верит власти, устала от бездействия, бюрократизма и вранья. Наступает отчаяние в возможности конструктивного решения социальных, экономических и политических вопросов. В нашей стране эта форма участия молодежи непродуктивна.

В настоящее время наблюдается увеличение числа молодежи, имеющей экстремистские настроения. Особенно обеспокоительны массовые выступления молодежи, которые часто организуются молодежными движениями, в состав которых входят молодые люди с экстремистскими убеждениями.

Надо отметить, что рассмотренные выше формы политического участия молодежи, в каждом регионе нашей страны имеют свои особенности.

Итак, отмеченные выше особенности молодежных объединений, их роли в политической жизни общества имеют свою специфику. Политическое сознание молодого поколения и формы участия молодежи в политической жизни отдельных регионов нестабильно, индивидуально, однако, набирает обороты.

Таким образом, очевидно, что политическая социализация молодежи со стороны политических молодежных организаций — достаточно сложный процесс, который играет одну из важнейших ролей для общества.

В современном мире в нашей стране политические молодежные организации осуществляют одну из важных для общества политическую функцию — они являются ресурсом политического воспитания молодежи, формируют политические ценности государства.

Литература:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ (последняя редакция) Осуществление деятельности в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в РФ. Определение форм реализации молодежной политики в РФ. Дано понятие «молодежь», «молодежная политика», «молодежное общественное объединение» последней деятельности партии.
  3. Гончаров Д. В., Гоптарёва И. Б. Введение в политическую науку. — М.: Юристъ, 1996. — 232
  4. Бычков Д. В. Особенности процесса политической социализации молодежи в современном российском обществе / Д. В. Бычков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 49. С. 35–40.
  5. Кулаков П. А. Социальные ориентиры молодежной политики / П. А. Кулаков // Труды Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин). — 2017. Т. 20. — № 1 (64). — С. 99–107.
  6. Мальцев, С. С. Публичная молодежная политика: содержание, структура и механизмы развития / С. С. Мальцев // Синергия Наук. — 2019. — № 31. — С. 1095–1101.
  7. Марчевский, А. П. Основные тенденции в государственной молодежной политике / А. П. Марчевский // Аллея науки. — 2019. — Т. 3. — № 1 (28). — С. 281–283.
  8. Морозова, А. О. Государственная молодежная политика как самостоятельный правовой институт / А. О. Морозова // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4–1. С. 55
  9. Морозюк, Ю. В. Молодежная политика в современном мире / Ю. В. Морозюк // Социально-гуманитарные технологии. — 2018. — № 2 (6). — С. 53–60.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая социализация молодежи, молодое поколение, политическая социализация, политический, политическая жизнь, политическая жизнь общества, современный мир, политическая жизнь страны, участие молодежи, форма участия.


Похожие статьи

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Педагогические основы развития социально-активной личности

Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Похожие статьи

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Педагогические основы развития социально-активной личности

Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Задать вопрос