Современный мир все больше и больше становится зависим от информационных технологий, о чем свидетельствует перманентная автоматизация и информатизация общественных процессов. Одним из последствий такого быстрого развития является возникновение рисков для функционирования институтов прав человека и гражданина, что препятствует развитию этих институтов.
Ключевые слова : риски, информатизация, права человека, программное обеспечение, ИТ система.
The modern world is becoming increasingly dependent on information technologies as evidenced by the permanent automation and informatization of social processes. One of the consequences of such rapid development is the emergence of risks to the functioning of human and civil rights institutions, which hinders the development of these institutions.
Keywords : risk, human rights, informatization, IT system, software.
Сегодня мир полным ходом движется к постиндустрии, что воплощается в применении и внедрении современных технологий (в частности Интернет- технологий и компьютеризации) в подавляющее большинство сфер жизни человека с повышением процента их доминирования над традиционными методами и аспектами человеческой деятельности в данных сферах до абсолютного максимума. В ходе своей реализации, данная концепция послужила катализатором для начала появления и устойчивого поступательного развития цифровой экономики, эволюции существующих правовых институтов с построением отдельных отраслей, непосредственно связанных с цифровыми правоотношениями, изменило привычные формы социального взаимодействия, сделав их более гибкими и технологически совершенными.
Оценивая информатизацию как явление, многие ученые-правоведы обеспокоены тем, что столь массовое внедрение «цифры» без должной подготовки, научных и не только обоснований, соответствующей разъяснительной работы среди населения влечет нарушение стабильной работы ключевых юридических институтов правовой системы России, поскольку они разрабатывались и внедрялись для решения конкретных правовых задач, актуальных на момент создания Основного Закона [1].
Согласно Конституции, права и свободы человека есть высшая ценность страны, что подтверждает роль этого института как краеугольного камня основ конституционного строя страны, а последующие статьи указывают на их всеобщность, неотделимость, невозможность приобретения или отчуждения по воле их субъекта. Ей вторит и Доклад Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, где говорится, что «цифра» не должна нарушать принципов конституционализма. Отдельно сказано, что этот принцип входит в «конституционную философию», которая фактически является планом действий, идеологическим манифестом, то есть данный вопрос прорабатывается на уровне первых лиц государства и относительно него принимаются конкретные решения с реализацией конкретных идей.
В пункте 1.1.2 настоящего Доклада говорится, что проблема цифровизации находится в авангарде проблем и вызовов современности, в большинстве своем из-за своих потенциальных рисков по утрате контроля государства над ситуацией, так как никаких единых «правил дорожного движения» в этой среде нет. Таким образом, потенциально становится возможным появление ситуации, когда государственно-правовые институты окажутся бессильны (например ПО для обработки конфиденциальных данных окажется в руках конкретного лица, группы лиц, корпораций, что даст им рычаги влияния на огромное количество людей, а манипулирование их страхом раскрытия некой информации (обязательства, денежный достаток, семейное положение и т. д. даст им мощный политический рычаг). Вероятно, в таких условиях первыми пострадают права и свободы человека, поскольку их будет возможно легко контролировать (ограничить доступ к информации, лишить имущества, исказить информацию об обязанностях гражданина, что может поставить его в заведомо невыгодное положение), то есть реальная власть может оказаться в руках «цифрового класса»: разработчики, владельцы платформ, ПО и т. д. Другими словами, гипотетически возможно появление своеобразных изгоев — то есть «маргинальных» групп, лишенных данных технологий [2].
Сложным вопросом остается и легализация права на взаимодействие с Интернетом. Исследователи полагают, что данное право невозможно классифицировать как часть естественных прав, которыми располагает человек как часть природы, поскольку Всемирная Сеть не является её частью и относится к искусственно созданным конструктам. Также Интернет в настоящее время работает больше как способ применения прав, и в частности свободы, как основополагающего права.
Сейчас в области применения ИТ-систем наблюдается коренной перелом: переход компьютера от поддержки решений, изначально принятых людьми, к принятию решений за них самостоятельно [5]. Этот сдвиг вызывает серьёзные опасения относительно влияния таких решений. Таким образом создаются серьезные, а главное, реальные возможности для ущемления прав граждан и разрушения идеи их правового равенства. Существующая же практика штрафных санкций относительно компаний-нарушителей (прежде всего, Google) за отказ в удалении противоправного контента и применении цензуры, пока довольно слабоэффективна, в силу финансовых и технологических возможностей этой и подобных ей экосистем в сети «Интернет». По существу, в руках американских глобальных ИТ-корпораций сейчас находится «контрольный пакет Рунета, что напрямую влияет на наш правовой суверенитет. Таким образом, становится очевидно, что в текущих условиях информационной зависимости, России, как уважающего себя независимого государства, необходимо располагать методами и инструментами как для самозащиты (информации, имеющей прямое отношение к государственной безопасности), так и для защиты своих граждан от негативного влияния извне.
Для разрешения рассматриваемой в настоящей статье проблемы предлагается:
1) Принять в установленном законодательством России нормативно правовой акт, имеющий силу Федерального Закона РФ с присвоением ему наименования «Информационный кодекс РФ» (далее — ИК РФ), в положениях которого предполагается закрепить понятия «Интернет-пространства», «Цифрового права гражданина», «Информация», «Информационный продукт». Отдельно следует указать, что право на доступ в Интернет и получение информации из него является одним из ключевых прав человека в области информационного права;
2) В данном Кодексе следует закрепить понятия «кибербезопасность», «Киберпреступление» с классификацией последних по степени общественной опасности и соответствующими отсылками на УК РФ (в сам же ИК предлагается интегрировать составы преступлений, которые не описаны УК РФ). Также необходимо указать конкретные санкции за иные правонарушения, таким образом ИК будет располагать смешанным типом ответственности (в силу уникальности предмета ведения данного НПА).
3) Создать в сфере информации с равным коммерческим и государственным участием отечественные информационные предприятия создающих отечественные Интернет-системы (информаторы, энциклопедии, с дальнейшей популяризацией). Это создаст их юридическую привязку к России и вынудит соблюдать наше законодательство (реализуемое сейчас «заземление» иностранных компаний вроде Google тоже можно рассматривать как часть стратегии, приведенной в настоящей статье).
4) Организовать в данных государственно-коммерческих предприятиях отделы безопасности, состоящие из специалистов в области информационной защиты и устранения сетевых угроз с обеспечением их связи с территориальными органами МВД, ФСБ и иными ведомствами, с целью оптимизации и ускорения процессов передачи информации о готовящемся, совершенном или предполагаемом правонарушении/преступлении/террористическом акте в компетентные органы с целью нейтрализации деструктивного потенциала правонарушителя/преступника и привлечения его к ответственности, что позволит начать внедрять правовую определенность в интернет-отношения.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. № 253. 25 декабря. 1993.
2. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2016. — № 50. — Ст. 7074.
3. Зорькин В. Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. 2018. Столичный выпуск № 7578
4. Карцхия А. А. Актуальные аспекты законодательства о цифровых правах. М.: Фонд развития правовой культуры, 2021–96 с.
5. Павлов Д. Д. Цифровая трансформация и защита прав граждан в цифровом пространстве. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/edu/student/nauka/download/pavlov_d_d.pdf/ (дата обращения: 17.02.2024)
6. Firuza Khamdamova. (2020) Influence of Digital Technologies on Human Rights: Positive Influence, Risks, Trends and Development Prospects (Global and National Experience). International Journal of Innovative Technologies in Social Science. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-prava-cheloveka-pozitivnoe-vliyanie-riski-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-mirovoy-i/ (дата обращения: 17.02.2024)
7. Халикова С. М. Трансформация права в условиях цифровизации / С. М. Халикова. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2020. — № 35 (325). — С. 137–139. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/325/73352/ (дата обращения: 17.02.2024)
8. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека «Цифровая трансформация и защита прав граждан в цифровом пространстве» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ifap.ru/pr/2021/n211213a.pdf (дата обращения: 17.02.2024).
9. Справочно-правовая система «Консультант плюс» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2024).