Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных особенностей первокурсников в период адаптации.
Ключевые слова: адаптация, организационно-педагогические условия, первокурсники, вуз, образование.
The article is devoted to the analysis of organizational and pedagogical conditions for the adaptation of first-year students to study at a university. The article focuses on the importance of the adaptation process at the initial stage of learning. Special attention is paid to taking into account the psychological and age characteristics of first-year students during the adaptation period.
Keywords: adaptation, organizational and pedagogical conditions, first-year students, university, education .
На сегодняшний день в связи с быстроменяющимися условиями современного мира, а также стремительной трансформацией всей системы образования как никогда актуальной является проблема адаптации личности студентов. Особенно важным является адаптация студентов с самого первого курса, ведь от этого напрямую зависит успех их профессиональной деятельности в дальнейшем.
Первый курс обучения в вузе сопряжен с рядом проблем социально-психологического характера, повышенным уровнем стресса в связи с изменяющимися обстоятельствами, заменой прежних ценностей на новые, отвечающие современной системе образования на более высшем уровне.
Особо важной является проблема выражения процесса взросления такими действиями как многочисленные прогулы на учебе и внешние формы реализации своего «Я», вследствие чего появляется риск появления желания бросить учебу и все связанные с ней общественные мероприятия.
Если рассматривать адаптацию первокурсников в вузе в положительном ключе, то можно сказать, что при успешном ее осуществлении у студентов появляется возможность усвоения полученных знаний и умений, формирование предрасположенности и приверженности к выбранной сфере обучения, навыки индивидуального и коллективного труда, формирование навыков профессионального самообразования и развитие личностно-значимых качеств, присущих избранной профессии [1, с. 45].
Процесс адаптации не является краткосрочным явлением, его формирование происходит на протяжении всего периода обучения студента в вузе. Как показывает практика, лишь к третьему курсу у студентов частично или в полной мере оказываются сформированными такие навыки как ответственность, трудолюбие и самоконтроль.
Следует отметить, что процесс адаптации не является простым и легким, для многих студентов он проходит в сложной и болезненной форме, которая лишь с течением нескольких лет приобретает положительный формат.
С психологической точки зрения среди возрастных характеристик первокурсников можно выделить эмоциональную неустойчивость, чрезмерную открытость, легкую внушаемость. В такой неустойчивым психологический период своей жизни особое значение приобретает окружение, которое может положительно или отрицательно сказаться на процессе адаптации в вузе. Нередко в одну группу объединяются студенты с различным социальным статусом, ярким примером тому являются жители деревни и города, для каждого из которых процесс адаптации будет проходить индивидуально и будет различаться.
Средой адаптации студентов выступает образовательная система вуза в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами.
В общем виде адаптация первокурсников в вузе является непрерывным последовательным процессом, который протекает изо дня в день, помимо этого он является процессом, характеризующимся неустойчивостью за счет многочисленных изменений во всех сферах жизни.
Как показывает практика, наиболее чувствительными к происходящим изменениям являются именно первокурсники, в связи с этим необходимым оказывается оказание всевозможной помощи в адаптации студента к новым условиям [3, с. 146].
Именно грамотное педагогическое управление процессом адаптации может стать ключом к успешной адаптации первокурсников в новой среде, что подразумевает под собой помощь в переходе от первоначального неустойчивого состояния студента на более новый уровень, характеризующийся уверенностью в собственных силах и высоким уровнем ответственности студентов.
В связи с этим важным оказывается определение критериев и показателей оценки эффективности процесса личностной адаптации в процессе обучения в вузе.
Среди организационно-педагогических условий адаптации студентов в вузе можно выделить назначение кураторов и координаторов, в чьи обязанности входит привитие первокурсникам чувства патриотизма и гражданской ответственности, культурно-нравственных идеалов, отвечающих требованиям современного мира, передача знаний социальной и профессиональной направленности, пропаганда здорового образа жизни, содействие всесторонней самореализации первокурсника, повышению уровня интеллектуальных способностей и т. д. В задачи Куратора также входит ознакомление первокурсников с законодательством в области образования, Уставом университета, спецификой культурной, оздоровительной и общественной деятельности в целом, присущей конкретному вузу; помимо этого обязанностью Куратора является отслеживание успеваемости студента и в случае неудовлетворительности данных показателей незамедлительное решение данной проблемы. Несомненно важным является еще на начальных этапах приобщение первокурсников к научно-исследовательской деятельности и участие в различного рода внеучебной деятельности [2, с. 141].
Для легкого и доступного получения информации о жизни вуза, на сайте вуза обычно находится раздел, содержащий в себе и информацию о мероприятиях спортивного, интеллектуального и увеселительного (например, КВН) характера, а также иная информация для преподавателей и студентов, которая может быть полезна.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что для грамотного и эффективного процесса адаптации первокурсников, необходимо соблюдение и организация следующих организационно-педагогических условий, таких как использование различных методов обучения с целью подбора наиболее эффективного, разработка системы адаптационных тренингов; приобщение первокурсников к социально-культурной деятельности вуза; обучение первокурсников информационным навыкам и умениям; оказание психолого-педагогической помощи; организация взаимодействия семьи и учебного заведения по каким-либо вопросам; уважение личности студента; грамотное и своевременное предотвращение или разрешение конфликтов.
Литература:
- Истратова, О. Н. Адаптация к вузу студентов с разной выраженностью позиции субъекта профессионального выбора / О. Н. Истратова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2022. — Т. 11, № 1(38). — С. 45–49.
- Круглов, А. М. Адаптация студентов к современной образовательной среде вуза / А. М. Круглов // Журнал педагогических исследований. — 2023. — Т. 8, № 6. — С. 141–149.
- Умарова, К. А. Адаптация первокурсников к учебе в вузе / К. А. Умарова // Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2023. — С. 146–150.