Специфика и примеры экологического пиара в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 22.05.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Губанова, Е. М. Специфика и примеры экологического пиара в России / Е. М. Губанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114467/ (дата обращения: 11.12.2024).



В данной статье рассматривается явление экологического пиара — современного тренда в мире медиа. Экологический пиар относится к сфере социальных практик, направленных на повышение осведомлённости общественности в вопросах состояния окружающей среды и стремления к ее улучшению. В качестве ключевой составляющей устойчивого развития она играет важную роль в формировании нашего коллективного будущего. В представленной статье рассмотрены некоторые инструменты экопиара в России на примерах Российского экологического форума, стратегий и политики компаний «Роснефть» и «КарбонЛаб», которые могут служить примером ответственного гражданства в области охраны окружающей среды.

Ключевые слова: экологический PR, экологический пиар, устойчивое развитие, окружающая среда, экологическая повестка, обращение с ТКО, углеродный менеджмент.

В настоящее время одним из ключевых инструментов, который может способствовать всесторонней осведомлённости общества о настоящем и потенциальном будущем положении экологической ситуации отдельных стран и во всем мире, а также мобилизации общественного мнения для решения существующих проблем в этой области, является экологический PR (пиар).

PR-кампании, ориентированные на экологические проблемы, играют важную роль в привлечении внимания общественности (в частности в России) и стимулировании действий граждан по защите окружающей среды. Именно распространение информации на широкие массы способствует обнародованию насущных проблем и включению их в повестку дня. Руководители крупных компаний, инфлюенсеры, журналисты в своей профессиональной деятельности должны как можно чаще делать акцент на наличие, анализ и предлагаемые способы урегулирования вопросов окружающей среды.

Рассмотрим несколько примеров осуществления такой практики общественными деятелями.

На Российском экологическом форуме (РЭФ), проходившем в 2023 году, председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов отметил: «В экологической повестке коммуникации — это ключевой инструмент. Это определяет доверие населения в тому, что делает власть и бизнес. При этом язык коммуникаций должен быть простым и понятным. И конечно, нужна откровенность по экопроблематике: экология должна быть честной».

Обращение с ТКО — твёрдыми коммунальными отходами — на сегодняшний день одна из самых актуальных тем в области экологии. От рациональности и безопасности утилизации таких отходов зависит будущее состояние окружающей среды. Одним из значимых экологических мероприятий, охватывающих данную проблему, является Российский экологический форум — крупнейшее отраслевое событие, объединяющее главных игроков сферы обращения с ТКО. Впервые он проводился в 2021 году. Осенью 2023 года основными темами форума были: зелёные финансы и ESG, расширенная ответственность производителей (РОП), инвестиционные проекты в отрасли, а также реформа обращения с отходами, где были выявлены насущные проблемы и обсуждались новые способы их решения. Например, участники сессии обсуждали мифы обращения с ТКО: замгендиректора ГК «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова предложила выплатить 5000 рублей тем, кто заметит нарушение мусоровозом правил сбора отсортированных отходов (смешение). Впоследствии тех, кто зафиксировал подобное, оказалось гораздо меньше, чем предполагалось. Также спикеры рассмотрели и осветили кейс компании «Вкусно и точка» по вторичному использованию фритюрного масла. Ирина Коршунова, старший директор по устойчивому развитию «Вкусно — и точка», рассказала: Мы гордимся тем, что в прошлом году производство биодизеля было локализовано в России, а в этом году успешно реализован проект создания уникального топлива для морского транспорта. Ежегодно компания отправляет на переработку все отработанное фритюрное масло — это более 5,5 тыс. тонн. Теперь часть переработанной продукции будет использована в качестве биокомпонента для судового топлива. Для компании это важный и осознанный шаг в реализации стратегии устойчивого развития». Проект был реализован совместно с компаниями «Газпромнефть Марин Бункер» и «Эковей», а также бесплатно получил огласку новостным агентством Reuters.

Важно отметить, что на официальном сайте РЭФ размещены презентации спикеров и видеотрансляции со всех прошедших форумов в свободном доступе, которые может посмотреть и изучить любой желающий.

Еще одной из важнейших проблем современности, привлекающей внимание научных деятелей и активистов, является углеродный след. В России предприятия энергетической отрасли, включая нефтегазовые компании — неотъемлемая часть энергетики страны. Они являются одной из основных причин появления углеродного следа, оказывающего влияние на климат. PR-кампании и стратегические планы вышеуказанных организаций, направленные на его сокращение, а также переход этих организаций на альтернативные источники энергии могут способствовать не только решению настоящей экологической проблемы, но и формированию экологически-грамотного общественного мнения.

Рассмотрим пример экологической стратегии российской нефтегазовой компании «Роснефть» (ПАО «НК „Роснефть“»), которая сейчас выступает в роли общественного лидера и инициатора изменений в сфере экологии. В конце 2020 года «Роснефть» стала первой компанией в России, разработавшей и принявшей комплексный план по углеродному менеджменту до 2035 года с чёткими целевыми показателями по сокращению выбросов парниковых газов. В долгосрочной перспективе, к 2050 году «Роснефть» намерена стать углеродно-нейтральной компанией. В частности, к 2030 году предприятие планирует сократить выбросы на 25 % по сравнению с 2020 годом и одновременно с этим принять дополнительные меры по рациональному улавливанию и хранению углерода. На сайте «Роснефти» можно найти подробную информацию по четкому последовательному комплексному подходу к снижению интенсивности выбросов метана, а также к максимально возможному предотвращению этих выбросов для реализации приоритетной цели «Борьба с изменением климата». Данный план — основа экологической повестки компании, который доступен для прочтения и изучения каждому.

Еще один аспект вклада «Роснефти» в достижение целей в области устойчивого развития — перевод собственного транспорта предприятия на низкоуглеродные виды топлива, а также производство топлива для автомобилей («Евро 6») со сниженным углеродным следом. На официальном сайте сети АЗС потребителей привлекают различными рекламными акциями. Например, существует программа лояльности «Семейная команда», в рамках которой за покупку топлива начисляются баллы, которые можно обменять на литры топлива, а также воспользоваться другими акциями. Данные АЗС представлены во многих городах России, в основном в Центральном федеральном округе.

Другим примером вклада в экологическое урегулирование в России по вопросам углеродного менеджмента является компания «КарбонЛаб» — ведущий поставщик профессиональных решений и консалтинговых услуг по вопросам климатической повестки на российском рынке. В 2021 году профильный комитет ООН включил разработанную компанией стратегию низкоуглеродного развития для «Архангельского ЦБК» в реестр лучших мировых практик. На официальном сайте организации размещена не только информация о предлагаемых услугах, но и нормативная база, касающаяся российского климатического законодательства, бесплатные видеоматериалы для изучения и многое другое. Генеральный директор «КарбонЛаба» Юлкин Михаил Анисимович занимается вопросами активного увеличения вовлеченности общества в решение климатических проблем: в 2018 году им была выпущена книга «Низкоуглеродное развитие: от теории к практике», также он регулярно высказывается на тему изменения климата и управления выбросами парниковых газов в российских и зарубежных СМИ и в своём тематическом блоге в социальном мессенджере «Telegram». В 2023 году с Михаилом Анисимовичем в рамках Школы магистратуры «Климат и правовое регулирование» состоялся мастер-класс по теме углеродных рынков и регулирования в онлайн-формате для студентов-магистрантов МГИМО, видеозапись которого была опубликована на видеохостинге «YouTube». На мероприятии присутствовало порядка 50 слушателей, а саму видеозапись на настоящий момент посмотрели около 750 человек. Работа со студентами, с подрастающим поколением осознанных жителей нашей страны особенно важна, и взаимодействие лидеров мнений, в частности, по вопросам устойчивого развития с большой аудиторией молодёжи вносит существенный вклад в становление нашего общества.

Можно констатировать: в России есть немало примеров практики распространения информации и способов привлечения внимания граждан к проблемам в области экологии, и обществу нужно способствовать увеличению количества таких примеров. Безусловно, лишь осведомленность о существовании таких проблем не приведет к их решению, но является важным шагом на этом пути. Необходимо признать, что пиар — главный инструмент для совершения этого шага инфлюенсерами, которым им надлежит воспользоваться для построения безопасного эко-будущего.

Литература:

  1. Экологический PR как инструмент устойчивого развития: Материалы Международной научно-практической конференции 13 мая 2014 г. — СПб.: Изд-во РГГМУ, 2014. — 318 с.
  2. PR-эксперты назвали инструменты в продвижении экологических кейсов. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2023/10/11/pr-eksperti-nazvali-instrumenti-v-prodvizhenii-ekologicheskih-keisov (дата обращения: 15.05.2024).
  3. Вклад в достижение Целей ООН в области устойчивого развития case studies. — Текст: электронный // Роснефть: [сайт]. — URL: https://www.rosneft.ru/Investors/ESG/Vklad_v_dostizhenie_Celej_OON_v_oblasti_ustojchivogo_razvitija_case_studies/Uglerodnij_menedzhment_PAO_NK_Rosneft_kompleksnij_podhod_k_snizheniju_vibrosov_metana/ (дата обращения: 15.05.2024).
  4. КарбонЛаб. — Текст: электронный // Официальный сайт КарбонЛаб: [сайт]. — URL: https://carbonlab-llc.com/#rec548272261 (дата обращения: 20.05.2024).
  5. Российский экологический форум. — Текст: электронный // Российский экологический форум: [сайт]. — URL: https://reo.ru/ref2023 (дата обращения: 14.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Россия, устойчивое развитие, компания, проблема, Российский экологический форум, углеродный менеджмент, экологический пиар, ESG, область экологии.


Ключевые слова

окружающая среда, устойчивое развитие, обращение с ТКО, экологический PR, экологический пиар, экологическая повестка, углеродный менеджмент

Похожие статьи

Зеленый маркетинг и его этика: исследование границ между честной коммуникацией и гринвошингом в экопиаре

В данной статье рассматривается явление гринвошинга — практики, при которой компании используют ложные или преувеличенные экологические заявления для создания иллюзии экологической ответственности. Анализируется исследование отношения потребителей и ...

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Инновационное развитие компаний нефтегазового сектора в условиях цифровой трансформации

В статье рассмотрены вопросы особенности инновационного развития компаний нефтегазового сектора в условиях цифровой трансформации. Актуальность данной темы связана с тем, что в глобальной мировой экономике набирает оборот цифровая революция, несущая ...

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Создание мультикультурной и мультинациональной среды в школе как средство снижения националистических настроений: на примере движения United World College

В статье рассматривается создание специфического образовательного пространства, основанного на межкультурном и межнациональном диалоге и кооперации на примере движения «Колледжи объединенного мира» (United World College). Центром изучения являются ха...

Опыт США и РФ — различия и общие черты использования механизмов венчурного инвестирования

Одним из двигателей развития экономики, ориентированной на инновации является венчурное инвестирование. Венчурные инвестиции являются оптимальными для потребностей бизнеса на ранних этапах развития. В исследовании подчеркнута направленность на решени...

Концепция «человек — слабое звено» в информационной безопасности: проблемы и решения

В современном мире, где информационные технологии играют все более важную роль, обеспечение информационной безопасности является одним из ключевых приоритетов. Однако, несмотря на развитие технических средств защиты, человеческий фактор по-прежнему о...

Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности

Цифровая экономика — будущее развития экономической системы в мире за счет преобразования многих сфер деятельности человека под большим влиянием информационных технологий. Развитие инновационных технологий и увеличение степени амплификации интернета ...

Новые вызовы и возможности для производителей вина в эпоху трансформации мирового рынка вина

В этой статье рассматривается трансформация мирового винного рынка и ее влияние на виноделов. Автор анализирует новые вызовы, возможности и подходы к адаптации в быстро меняющейся среде на мировом рынке вин. В статье также предлагаются рекомендации д...

Роль инфлюэнс-маркетинга в современных коммуникационных стратегиях

В статье автор исследует роль инфлюэнсер-маркетинга в современных коммуникационных стратегиях маркетинга. Инфлюэнсер-маркетинг — это стратегия, основанная на сотрудничестве с влиятельными пользователями социальных сетей, позволяющая привлекать вниман...

Похожие статьи

Зеленый маркетинг и его этика: исследование границ между честной коммуникацией и гринвошингом в экопиаре

В данной статье рассматривается явление гринвошинга — практики, при которой компании используют ложные или преувеличенные экологические заявления для создания иллюзии экологической ответственности. Анализируется исследование отношения потребителей и ...

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Инновационное развитие компаний нефтегазового сектора в условиях цифровой трансформации

В статье рассмотрены вопросы особенности инновационного развития компаний нефтегазового сектора в условиях цифровой трансформации. Актуальность данной темы связана с тем, что в глобальной мировой экономике набирает оборот цифровая революция, несущая ...

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Создание мультикультурной и мультинациональной среды в школе как средство снижения националистических настроений: на примере движения United World College

В статье рассматривается создание специфического образовательного пространства, основанного на межкультурном и межнациональном диалоге и кооперации на примере движения «Колледжи объединенного мира» (United World College). Центром изучения являются ха...

Опыт США и РФ — различия и общие черты использования механизмов венчурного инвестирования

Одним из двигателей развития экономики, ориентированной на инновации является венчурное инвестирование. Венчурные инвестиции являются оптимальными для потребностей бизнеса на ранних этапах развития. В исследовании подчеркнута направленность на решени...

Концепция «человек — слабое звено» в информационной безопасности: проблемы и решения

В современном мире, где информационные технологии играют все более важную роль, обеспечение информационной безопасности является одним из ключевых приоритетов. Однако, несмотря на развитие технических средств защиты, человеческий фактор по-прежнему о...

Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности

Цифровая экономика — будущее развития экономической системы в мире за счет преобразования многих сфер деятельности человека под большим влиянием информационных технологий. Развитие инновационных технологий и увеличение степени амплификации интернета ...

Новые вызовы и возможности для производителей вина в эпоху трансформации мирового рынка вина

В этой статье рассматривается трансформация мирового винного рынка и ее влияние на виноделов. Автор анализирует новые вызовы, возможности и подходы к адаптации в быстро меняющейся среде на мировом рынке вин. В статье также предлагаются рекомендации д...

Роль инфлюэнс-маркетинга в современных коммуникационных стратегиях

В статье автор исследует роль инфлюэнсер-маркетинга в современных коммуникационных стратегиях маркетинга. Инфлюэнсер-маркетинг — это стратегия, основанная на сотрудничестве с влиятельными пользователями социальных сетей, позволяющая привлекать вниман...

Задать вопрос