В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: агрессия, младший школьник, девиантное поведение, физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обида, подозрительность, склонность к раздражению.
Актуальность исследования обуславливается необходимостью обеспечения психолого-педагогических условий для реализации требований ФГОС Начального общего образования. В действительности, законодательно подкреплено, что педагогам и специалистам общеобразовательного учреждения важно проводить профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и тревожности.
Следует отметить, что сфера исследований данного феномена весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. Так в психологии и педагогике глубокое и всестороннее изучение вопросов агрессивного поведения личности содержится в трудах: А. Басса, Л. Берковиц, Л. П. Колчиной, С. Е. Рощина, Т. Г. Румянцевой и других ученых. В их работах анализируется разнообразие проявлений агрессивности школьников, исследуются ее причины.
Однако, несмотря на значительную теоретическую освещенность затронутой проблемы, в практике воспитательной деятельности школы, по-прежнему, отмечается недостаток методических разработок, которые были бы нацелены на исследование агрессивного поведения среди детей младшего школьного возраста.
В целях детального изучения проявлений агрессии у младших школьников проведено экспериментальное исследование в условиях МАОУ СОШ № 35 г. Стерлитамак. Эксперимент проводился среди обучающихся 4-х классов, в количестве 50 человек.
Для изучения агрессии использованы опросник Б. Дарки «Изучение агрессивности», стандартизированный Ю. А. Зайцевым, Ю. А. Кузнецовым. Стандартизированные значения, обработанные с помощью формул в программе Microsoft Excel 2019 представлены в сводной таблице 1
Таблица 1
Показатели агрессивного поведения младших школьников (методика Б.Дарки)
№ |
Вид агрессивного поведения / уровни развития |
Показатели |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||||
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
||
1 |
Физическая агрессия |
10 |
20 |
8 |
16 |
32 |
64 |
2 |
Косвенная агрессия |
23 |
46 |
11 |
22 |
16 |
32 |
3 |
Раздражение |
29 |
58 |
6 |
12 |
15 |
30 |
4 |
Негативизм |
20 |
40 |
5 |
10 |
25 |
50 |
5 |
Обида |
11 |
22 |
30 |
60 |
9 |
18 |
6 |
Подозрительность |
8 |
16 |
22 |
44 |
20 |
40 |
7 |
Вербальная агрессия |
19 |
38 |
20 |
40 |
12 |
24 |
8 |
Чувство вины |
11 |
22 |
11 |
22 |
29 |
58 |
Согласно результатам, представленным в таблице 1., отметим, что среди младших школьников высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 20 % испытуемых; косвенной агрессии — 46 %; раздражительности — 58 %; негативизма — 40 %; чувство обиды — 22 %; подозрительности — 16 %; вербальной агрессии — 38 %; чувства вины — 22 %
Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 16 % испытуемых; косвенной агрессии — 22 %; раздражительность — 12 %; негативизма — 10 %; обидчивость — 60 %; подозрительности — 44 %; вербальной агрессии — 40 %; чувства вины — 22 %
В ходе диагностики установлено, что низкий уровень физической агрессии выявлены у 64 %; косвенной агрессии — 32 %; склонности к раздражению — 30 %; негативизма — 50 %; обиды — 12 %; подозрительности — 40 %; вербальной агрессии — 24 %; чувства вины — 58 %
Далее с целью идентификации показателей агрессивных проявлений и враждебности, мы перевели полученные данные в стандартизированные значения в соответствии с формулами А. А. Хвана, где:
«Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3» [3, с. 11].
Таблица 2
Результаты диагностики по индексу агрессивности и индексу враждебности (методика Б. Дарки)
№ |
Уровни |
Показатели |
|||
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
||||
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
||
1 |
Высокий |
20 |
40 |
31 |
62 |
2 |
Средний |
25 |
50 |
17 |
34 |
3 |
Низкий |
5 |
10 |
2 |
4 |
Изучив данные таблицы 2., следует выделить, что у половины респондентов (50 %) обнаружен средний уровень агрессивных проявлений; низкие показатели отмечены у 10 %, а высокий уровень агрессивных реакций — 40 % Причем в большинстве случаев у четвероклассников с высокими уровнем агрессивности ярко выражена физическая и вербальная агрессия, чуть меньше проявляется раздражительность. Низкий уровень враждебности — 4 %, средний уровень — 34 %, высокий уровень — 62 %. Антагонистичные четвероклассники с чаще всех проявляют негативизм к окружающим.
Таким образом, отмечаем, что большая часть детей, принимавших участие в эксперименте, показали высокие и средние показатели агрессивности. Более того, у половины испытуемых наблюдается тенденция к вербализации агрессии: школьники резко возбуждаются, но тяжело отходят, часто нецензурно выражаются, однако ненормативная лексика, как отмечает классный руководитель появляется в речи в основном у детей, которые хотят показать, что они «круче», «смелее». Порой это встречается даже среди отличников: у кого-то ярко выражено, у кого-то менее проявляется. На такое поведение влияют различные обстоятельства и, прежде всего, психоэмоциональное состояние самого ребенка.
Таким образом, анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что у большинства испытуемых наблюдаются высокие показатели агрессии. Поэтому с младшими школьниками необходимо проводить регулярную работу по коррекции агрессивного поведения, включая различные методы и приемы.
Литература:
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — Спб.: Изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2001. — 512 с.
- Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А., Хван А. А. Стандартизированный опросник агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки: методические рекомендации. — Кемеро: Изд-во КРИПКиПРО, 2020. — 66 с.
- Шипова Л. В. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности младших школьников: учебно-методическое пособие. — Саратов: Изд-во СГУ им. Н. Г. Чернышевского. — 2016. — 56 с.