В статье рассматриваются вопросы особенностей привлечения медицинских организаций к административной ответственности. Анализируются наиболее распространенные составы правонарушений на примерах судебной практики.
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, медицинская организация, медицинские услуги, пациент.
The article discusses the issues of the specifics of bringing medical organizations to administrative responsibility. The most common types of offenses are analyzed using examples of judicial practice.
Keywords: administrative responsibility, administrative offense, medical organization, medical services, patient.
Сегодня все более актуальным становится обеспечение охраны здоровья граждан посредством полного и своевременного предоставления необходимой медицинской помощи, лечения и услуг, в том числе платных.
Жизнь и здоровье — социально-правовые ценности, занимающие высшее место в функционировании любого государства и общества. Одними из важнейших базовых прав гражданина является его право на медицинскую помощь и лечение, в основе которого заложена охрана здоровья как неотчуждаемого блага человека, без которого все остальные ценности неизбежно теряют свою значимость.
Административные правонарушения, которые посягают на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность представляют собой динамичное во времени государственно-правовое явление, которое наблюдается на протяжении длительного периода времени и оказывающее негативное влияние, и последствия на экономику, социальную сферу и иных сферы в области безопасности государства [2, с. 136].
Ответственности подлежат и учреждения, организации, которыми осуществляется деятельность, направленная на охрану здоровья, независимо от форм собственности.
Среди административных правонарушений, которые определены в гл. 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [1], принято выделять три группы, в зависимости их разделения от видовых объектов:
— здоровье граждан (ст. 6.1., 6.2., 6.8–6.10, 6.13–6.15);
— санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (6.3–6.7);
— общественная нравственность (6.11., 6.12).
Каждый из указанных видов административных правонарушений имеют особенности относительно определения состава, общественно-опасного характера и административного наказания, которое назначается за их совершение.
Например, медицинские организации в случае выявления фактов нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3. КоАП РФ. Состав указанной статьи является формальным. Неправомерные действия медицинской организации образуют объективную сторону состава правонарушения независимо от наступивших последствий [4, с. 936].
Несмотря на то, что в гл. 6 КоАП РФ имеются специальные составы административного правонарушения, касающихся здоровья, субъектов здравоохранения могут привлечь к административной ответственности и за иные составы, которые содержатся в других главах КоАП РФ.
Медицинские организации привлекаются к административной ответственности по указанной выше статье и частыми нарушениями являются нарушения СанПиН) Примеры судебной практики. Пример № 1. Постановление № 5–227/2019 от 30 мая 2019 г. по делу № 5–227/2019 Первомайский районный суд г. Ижевска УР нарушаются требования ст.ст. 11, 29, Федерального Закона РФ от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п.2.1.СП 3.1/ «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 11.12. Гл.1. СанПиН 2, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п.5.11., 8.1., Р, «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях», до вынесения Постановления судом, медицинская организация устранила выявленные нарушения. Мера ответственности — предупреждение [7].
На практике суды часто освобождают медицинские организации от административной ответственности по указанным составам ввиду малозначительности нарушения. Например, так поступил Пятнадцатый арбитражный апелляционный Суд в своём Постановлении от 27 апреля 2016 г. по делу № А32–46196/2015, принятому при следующих обстоятельствах: Минздрав Краснодарского края установил, что ООО «Медосмотр-23» заключило договор с бюджетным учреждением, организовала выезды мобильных бригад по месту нахождения колледжей. Эти адреса в лицензии не указаны, что образует состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ [5].
Суды активно привлекают медицинские организации к административной ответственности в случае выявления нарушений. В качестве примера можно привести Постановление Шахтинского городского суда Ростовской области от 15 января 2019 г. по делу № 5–2/2019, которым наложен штраф на бюджетное учреждение МБУЗ ГБСМП им. В. И. Ленина за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ — осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) [6].
К основным проблемам в данной области следует относить:
отсутствие эффективности в рамках правового регулирования вопросов привлечения субъектов к административной ответственности, соразмерно нанесенного вреду общественной безопасности и правопорядку;
нарушение относительно назначения в отношении субъектов санкции с учетом специфики выявления характера нарушений, как следствие в отношении лица не назначаются меры административной ответственности [3, с. 622].
С учетом проведенного анализа были предложены следующие направления решения проблем:
совершенствование уровня профессиональной подготовки, знаний и навыков должностных лиц, которые обнаружили административное правонарушение;
внесение соответствующих изменений в положения ст. 1.2 КоАП РФ;
необходимо повысить эффективность организации процесса сбора, анализа и публикации статистических данных об административных правонарушениях, обеспечения выявления факта нарушений в данной области.
Таким образом, здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье, а усиление роли ответственности, в частности административной, за правонарушения в сфере здравоохранения, имеет немаловажное значение в такой сложной эпидемиологической ситуации в нашей стране. Четкое определение оснований и пределов административной ответственности является важным аспектом знаний медицинских работников и должностных лиц организаций.
Итак, на основании вышеизложенного, следует прийти к выводу, что правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия направлены против основ обеспечения безопасности населения.
Данные правонарушения нарушают общие условия для обеспечения безопасности государства и создания условий для реализации основ по назначению административной ответственности в отношении субъектов соразмерно вреда, который был нанесен основам санитарно-эпидемиологической безопасности государства.
При этом, современная практика в данной области во многом имеет сложности относительно установления составов административных правонарушений и назначения в отношении субъектов соразмерной ответственности.
Модернизация законодательства административных правонарушений не должна отставать от медицинской деятельности, которая совершенствуется с каждым днем.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.
- Барсукова К. И. Административная ответственность медицинских организаций и медицинских работников за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность // В сборнике: Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 136–139.
- Ковалишина К. В. Актуальные проблемы публичной ответственности медицинских организаций за совершение административных правонарушений // В сборнике: Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Под редакцией Е. В. Евсиковой, И. В. Хмиль. Симферополь, 2022. С. 621–631.
- Мустафаева А. О. Административная ответственность за правонарушения в сфере медицинской деятельности // В сборнике: Вопросы судебной деятельности и правоприменения в современных условиях. Сборник статей по результатам II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Сост. И. В. Хмиль, под редакцией С. А. Трофимова, Е. В. Евсиковой. Симферополь, 2023. С. 935–940.
- Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 г. по делу № А32- 46196/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. — URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/nm8ph7DS7nxO/ (Дата обращения: 15.05.2024).
- Постановление Шахтинского городского суда Ростовской области от 15 января 2019 г. по делу № 5- 2/2019. // Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/IWA85xJ2b1rd/ (Дата обращения: 15.05.2024).
- Постановление № 5–227/2019 от 30 мая 2019 г. по делу № 5–227/2019 Первомайский районный суд г. Ижевска УР [Электронный ресурс]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/y49UO3Hcs0xA/ (Дата обращения: 15.05.2024).