Стратегии поведения в конфликте у студентов с разной направленностью в общении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 21.05.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Лазуренко, А. С. Стратегии поведения в конфликте у студентов с разной направленностью в общении / А. С. Лазуренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 677-679. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114496/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлен анализ стратегий поведения в конфликте у студентов с разной направленностью в общении. Выявлено, что существуют различия в выборе и применении стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов в зависимости от их направленности в общении.

Ключевые слова: конфликт, стратегии поведения, общение, направленность, компромисс, сотрудничество, приспособление, соперничество, избегание, студенты.

В мире конфликты нередко возникают и оказывают влияние на различные сферы нашей жизни, будь то личные отношения, работа или учеба. Студенты также не являются исключением и часто сталкиваются с конфликтными ситуациями в образовательных учреждениях [1; 2]. Но важным фактором в этих конфликтах является направленность студентов в общении, которая может существенно повлиять на выбор стратегии их поведения в конфликте.

Такие эксперты в области психологии, как В. С. Агеев, Г. М. Андреева, С. Л. Братченко, А. А. Бодалев, А. А. Волочков, В. Э. Мильман уделяли достаточно большое внимание исследованию такого значимого элемента структуры личности, как направленность в общении. В свою очередь, изучением стратегий поведения в конфликте занимались В. А. Боженко, Е. Г. Сорокина, Н. В. Гришина, А. С. Балуца, А. Н. Сухов, К. Томас и др.

Юношеский возраст считается одним из самых важных в психосоциальном развитии человека. В данный период времени у личности формируются ценности, закрепляются интересы, сужается круг общения, при этом потребность в общении выше, чем в любой другой период становления личности, что поражает внутренний диссонанс личности и может сказываться на противоречивом поведении юноши [3; 4].

Цель статьи — выявить особенности поведения в конфликте студентов с разной направленностью в общении. Мы предположили, что существуют различия в выборе и применении стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов в зависимости от их направленности в общении.

Методики исследования:

  1. Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н. В. Гришиной).
  2. Методика «Направленность личности в общении (НЛО-А)» (С. Л. Братченко).

Данные исследования направленности личности представлены в рис. 1.

Распределение испытуемых по преобладающему виду направленности (%)

Рис. 1. Распределение испытуемых по преобладающему виду направленности (%)

Проанализировав полученные результаты, мы видим, что у большинства студентов выражена диалогическая направленность в общении (32,6 %), что говорит об ориентации юношей на равноправие, стремление к взаимопониманию и взаимному «раскрытию» в общении.

Меньше всего у юношей проявляется индифферентный и авторитарный вид направленности.

Следовательно, в большинстве своем, студенты к юношескому возрасту формируют либо такую систему поведения в общении, которая позволяет вести диалог, считаясь с интересами собеседника, при этом не ущемляя собственные, либо такой стиль общения, который предусматривает отказ от равноправия в пользу партнера, игнорирование собственных интересов, целей и стремлений.

Полученные данные по определение ведущей стратегии поведения в конфликте представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов по преобладающей стратегии поведения в конфликте (%)

Стратегии поведения

Количество чел.

Конфронтация

4,7

Приспособление

34,9

Сотрудничество

37

Уклонение

9,4

Компромисс

14

Таким образом, мы видим, что у большинства студентов в конфликтных ситуациях преобладает сотрудничество (37 %), что является наиболее эффективным способом поведения в конфликте и характеризуется поиском такого решения, которое полностью удовлетворяет обе стороны конфликта, такая стратегия позволяет партнерам разрешить конфликт, не отказываясь от своих личных целей.

Можно заметить, что наименьшее количество юношей используют в конфликтах такую стратегию поведения, как конфронтация (4,7 %).

Для выявления особенностей стратегий поведения в конфликте у студентов с разным видом направленности был использован критерий Краскела — Уоллиса. Результаты представлены в таблице 2:

Таблица 2

Различия в выборе стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов с разной направленностью в общении

Стратегии поведения в конфликте

Направленности в общении

H эмп

Диалогическая

Авторитарная

Манипулятивная

Конформная

Альтероцентрическая

Индифферентная

Конфронтация

0,7

8,7

4,9

0,3

0,5

4

2,8

Приспособление

6

2,9

2

8,9

10,6

5,6

2,5

Сотрудничество

10

6,5

9,4

7

8,5

5,5

1,6

Уклонение

4

2,4

2

3,6

3

4,5

10,6**

Компромисс

9

4

8

7

8,5

4,3

3,6

Примечание: *-p≤0.05; **-p≤0,01.

Можно увидеть, что существуют значимые различия в выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов с разными видами направленности в общении. Для такой стратегии, как уклонение, нулевая гипотеза принимается, что говорит о том, что распределение данной стратегии одинаково для всех видов направленностей.

Студенты с выраженной диалогической направленностью в большинстве своем выбирают такие стратегии поведения в конфликте, как сотрудничество, компромисс, при этом почти никогда не прибегая к конфронтации. Обратную картину представляет собой выбор поведения в конфликте юношей с авторитарной направленностью: большинство выбирает конфронтацию, как способ решения конфликта, наименее характерной стратегией же является приспособление. Студенты с манипулятивной направленностью в общении отдают предпочтение сотрудничеству или компромиссу, также избегая приспособление. А вот лица с выраженной конформной, как и юноши с альтероцентрической направленностями в общении способом ведения конфликта выбирают приспособление, при этом конфронтация у них абсолютно не проявляется. Что касается студентов с высоким показателем индиффенентной направленностью, для них свойственно вести конфликты, используя сотрудничество или приспособление.

Следовательно, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации различается у студентов с разной направленностью. Так, юноши с манипулятивной направленностью используют компромисс и сотрудничество, с авторитарной — конфронтацию, с диалогической — сотрудничество, с конформной и альтероцентрической — приспособление, уклонение используется студентами всех направленностей в одинаковой степени, что подтверждает нашу гипотезу.

Литература:

  1. Абрамова, А. А. Исследование «Я-концепции» юношеского возраста и стилей поведения в конфликтных ситуациях / А. А. Абрамова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 1. — С. 62–67
  2. Балуца, А. С. Исследование стратегий поведения в конфликте / А. С. Балуца // Научные исследования и инновации. — 2020. — № 1. — С. 226–231.
  3. Доронина Н. Н. Особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств / Н. Н. Доронина, Е. И. Зиборова, С. В. Шкилев // Вестник РМАТ. — 2019. — № 1. — С. 80–84
  4. Ланских М. В. Формирование конфликтоустойчивости современных студентов / М. В. Ланских, И. А. Кучерявенко, Н. С. Ткаченко //
  5. Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51–5. — С. 548–555.
  6. Фесенко, С. Н. Психологические особенности юношеского возраста / С. Н. Фесенко // Инновационная наука, 2023. — № 2–1. — С. 129–134.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегия поведения, конфликт, направленность, общение, студент, конфликтная ситуация, приспособление, сотрудничество, большинство студентов, вид направленности.


Похожие статьи

Гендерные особенности выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов вуза

В статье проанализированы гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. Выявлено, что у студентов нет значимых гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтны...

Особенности стратегий поведения в конфликте у курсантов с разным уровнем враждебности

История изучения конфликтов и стратегий конфликтного поведения насчитывает ни один десяток лет. Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен, который присутствует в любой сфере жизнедеятельности общества и человека. В рядах Вооруж...

Модели стратегий поведения в межличностном конфликте

В данной статье рассмотрены особенности конфликта как социального феномена, причины его возникновения, участники, условия протекания и завершения. Представлены основные модели стратегий поведения в межличностном конфликте. Описаны стадии возникновени...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Конфликтоустойчивость юношей и девушек студенческого возраста

В статье рассматривается понятие конфликтоустойчивость как психологическое качество личности студентов, влияющее на становление и протекание межличностных отношений. Мы рассмотрим профиль конфликтоустойчивости юношей и девушек. Высокий уровень конфли...

Типы психологических и сексуальных отношений в браке

В данной статье рассмотрены особенности проявлений психологических и сексуальных типов поведения партнеров, оказывающих влияние на уровень их взаимоотношений, а также климат этих отношений.

Стратегии взаимодействия в конфликте у студентов колледжа

Статья исследует поведение студентов в периоды конфликтов и антагонизма идей, подчёркивая, что учёба в образовательном учреждении является ключевым этапом для формирования личности и навыков самостоятельного мышления. Основной акцент делается на знач...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Похожие статьи

Гендерные особенности выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов вуза

В статье проанализированы гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. Выявлено, что у студентов нет значимых гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтны...

Особенности стратегий поведения в конфликте у курсантов с разным уровнем враждебности

История изучения конфликтов и стратегий конфликтного поведения насчитывает ни один десяток лет. Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен, который присутствует в любой сфере жизнедеятельности общества и человека. В рядах Вооруж...

Модели стратегий поведения в межличностном конфликте

В данной статье рассмотрены особенности конфликта как социального феномена, причины его возникновения, участники, условия протекания и завершения. Представлены основные модели стратегий поведения в межличностном конфликте. Описаны стадии возникновени...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Конфликтоустойчивость юношей и девушек студенческого возраста

В статье рассматривается понятие конфликтоустойчивость как психологическое качество личности студентов, влияющее на становление и протекание межличностных отношений. Мы рассмотрим профиль конфликтоустойчивости юношей и девушек. Высокий уровень конфли...

Типы психологических и сексуальных отношений в браке

В данной статье рассмотрены особенности проявлений психологических и сексуальных типов поведения партнеров, оказывающих влияние на уровень их взаимоотношений, а также климат этих отношений.

Стратегии взаимодействия в конфликте у студентов колледжа

Статья исследует поведение студентов в периоды конфликтов и антагонизма идей, подчёркивая, что учёба в образовательном учреждении является ключевым этапом для формирования личности и навыков самостоятельного мышления. Основной акцент делается на знач...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Задать вопрос