Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 24.05.2024

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Данилова, Е. О. Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями / Е. О. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114507/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система работы, по использованию кинезиологических упражнений в учреждении дошкольного образования, обоснована роль воспитателей и родителей в данной системе работы, охарактеризована результативность использования кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями (ООП), кинезиология, кинезиологические упражнения, межполушарное взаимодействие, умственная деятельность, коррекционно-развивающая работа.

Анализируя исследования ученых и собственный опыт работы, можно утверждать, что в последние годы отмечается увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями (ООП), которые обусловливаются биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Данная категория детей характеризуется замедленным темпом развития эмоционально-волевой сферы, психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание) и нарушением речи. Также, у детей с ООП присутствуют ограничения познавательной деятельности, отставание в развития словесно-логического мышления, анализа, синтеза, сравнения, недоразвитие мелкой моторики и координации движений. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ООП должна быть своевременной, последовательной и систематической. Для того чтобы достичь в данной работе определенного результата, педагоги должны использовать эффективные методы и приемы коррекционного воздействия. Одним из таких эффективных методов коррекционного воздействия является развитие межполушарного взаимодействия детей или кинезиологическая коррекция.

Цель статьи: раскрыть сущность кинезиологических упражнений и их влияние на развитие личности ребенка с ООП, а именно на его умственную деятельность; осветить систему работы по использованию кинезиологических упражнений в дошкольном учреждении; обосновать роль воспитателей и родителей в данной системе работы; охарактеризовать результативность использования кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе.

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов «kinesis» — движение, и «logos» — слово, наука. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологий. Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологию используют во всем мире. Основная цель кинезиологии — развитие межполушарного взаимодействия и синхронизация работы полушарий главного мозга, что способствует активизации умственной деятельности. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Элементы кинезиологии содержала древнеиндийская йога, Конфуций и Гиппократы также пользовались кинезиотерапией [1, с. 38].

Выделим основные задачи кинезиологии:

— развитие межполушарного взаимодействия;

— синхронизация работы полушарий головного мозга;

— развитие мелкой моторики;

— развитие творческих способностей;

— развитие памяти, внимания, мышления;

— развитие речи [2, с. 71].

Фундаментальные роботы В. М. Бехтеревой, А. Р. Лурия, Б. Н. Анохина и И. М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Общеизвестно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Именно такую связь главного мозга и действий взяли за основу основатели этой науки. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия — кинезиологические упражнения. Благодаря «гимнастике мозга» организм координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта [4, с. 12].

Кинезиологические упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий головного мозга, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, памяти и мышления, помогают восстановлению речевых функций [3, с. 198]. Автор книги «Гимнастика для мозга» Пол Дэннисон уверяет, что благодаря простым упражнениям мозг насыщается кислородом, в нем образуются новые нейронные связи, стабилизируется работа левого и правого полушарий. Несколько минут в день — и результат не заставит себя ждать [2, с. 43].

Когда и как проводятся кинезиологические упражнения?

Кинезиологические упражнения необходимо проводить каждый день по 3–5 минут, в целом за день время выполнения упражнений должно достигать 15–20 минут. Продолжительность проведение упражнений постепенно увеличивается, а задачи усложняются. Проводить данные упражнения можно со всей группой детей, с подгруппой и индивидуально. Упражнения проводятся в эмоционально-благоприятной атмосфере, дети под время выполнения упражнений может стоять или сидеть за столами. Процесс выполнения упражнений может сопровождать спокойная или ритмичная музыка (если требует этого характер упражнений).

Традиционные кинезиологические упражнения и коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, проводятся во время различных форм организации деятельности детей: подгрупповые и индивидуальные занятия, прогулка, режимные моменты, утренний, вечерний круг. Задача детей — четко и точно выполнять движения. Если ребенок работает с коррекционно-развивающим материалом, то обязательно начатую работу доводит до конца.

В своей коррекционно-развивающей работе мы используем традиционные кинезиоупражнения. К ним относятся:

— «Кольца»

— «Фонарики-звездочки»

— «Кулак-ребро-ладонь»

— «Змейка»

— «Ухо-нос»

— «Велосипед»

— «Похлопали-погладили»

— «Горизонтальные восьмерки»

— «Зеркальное рисование»

Но, в арсенале современного педагога много современных коррекционно-развивающих ресурсов, которые можно использовать во время реализации задач кинезиологии.

Предлагаем Вашему вниманию несколько следующих упражнений:

Нейропсихологическое упражнение «Волшебный куб»

Материал: большой куб из дерева с круглыми отверстиями с обеих сторон для рук, объемные геометрические фигуры (по 3 каждой).

Цель: развивать тактильные ощущения, межполушарное взаимодействие, учить названия объемных геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, конус), развивать мелкую моторику и психические процессы

Описание упражнения. На начальном этапе работы с кубом, ребенку предлагается угадать, что в нем лежит. Далее, педагог обращает внимание на работу рук: предлагает ребенку взять в правую руку одну фигуру из контейнера, и такую же фигуру найти левой рукой в кубе. Третий этап — ребенок воспринимает фигуру зрительным анализатором и находит в кубе две такие же фигуры обеими руками, правой и левой.

Нейропсихологическое упражнение «Цветовые жемчужины»

Материал: деревянный поднос, два пинцета, силиконовые формы в виде рыбок (2 шт.), коробка с цветными бусинами.

Цель: синхронизировать работу полушарий головного мозга, закреплять умение правильно захватывать пинцет, развивать мелкую моторику, сосредоточенность, внимание.

Описание упражнения. На подносе перед ребенком лежат две рыбки, у правой и левой руки, посередине в коробочке — бусины (жемчужины) двух цветов — желтые и красные. Задача ребенка — выложить бусинки на рыбок одновременно обеими руками.

Нейропсихологическое упражнение «Рисование обеими руками»

Материал: ламинированные листы А4, на которых пунктиром изображен любой объект или предмет, фломастеры.

Цель: синхронизировать работу полушарий головного мозга, развивать мелкую моторику, сосредоточенность, внимание и память.

Описание упражнения. Ребенок выбирает письмо, с которым будет работать. Необходимо взять в две руки фломастеры и одновременно провести по пунктирной линии. Затем назвать, какой объект изображен.

Нейропсихологическое упражнение «Межполушарные доски»

Материал: деревянные планшеты — треугольник, круг, квадрат в виде лабиринтов, два бегунка на каждый планшет.

Цель: тренировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать восприятие, память, координацию движений рук, мелкую моторику.

Описание упражнения. На столе лежат деревянные планшеты. Дети берут обеими руками бегунки. Необходимо одновременно добраться до центра лабиринта и вернуться обратно.

Нейропсихологическое упражнение «Деревянные ладошки»

Материал: два планшета, на которых изображены ладошки; на планшетах есть круглые отверстия для вкладышей с изображением цифр от 1 до 5.

Цель: развивать межполушарное взаимодействие, внимание, мышление и координацию работы обеих рук.

Описание упражнения. Перед ребенком лежат два планшета с изображением ладошек. Педагог сначала дает указание, что ребенок работает двумя руками, вкладывает вкладыш с изображением цифры. Ребенок касается столько раз планшета (хлопает по ладошкам), в соответствии с цифрой, которую он видит. Далее работа усложняется: педагог кладет разные цифры у ладошек, а ребенку надо одновременно коснуться планшета соответственно изображенных цифр, например: правая ладошка — цифра — 3, соответственно ребенок «хлопает» три раза, левая — цифра 5, ребенок «хлопает» пять раз.

Хочу заметить, что в работу по такой системе активно вовлечены как воспитатели групп, так и родители (законные представители). В помещении групп создана развивающая стенка, где размещены межполушарные доски. Работу с досками воспитатели включают как в специально организованные виды деятельности, так и в свободную деятельность детей, ребенок может в любое время, если возникает у него желание, поработать с развивающей стеной.

Такая форма работы по развитию межполушарного взаимодействия доступна, эффективна и полезна. Значительную роль в развитии межполушарного взаимодействия у детей играют родители. Родителям постоянно предоставляется информация, советы и рекомендации по выполнению кинезиологических упражнений дома. Некоторые родители, учитывая советы педагогов, используют подручный материал для реализации задач кинезиологии.

Итак, можно сделать вывод, что кинезиология, как наука, приобрела огромной популярность. Основная ее цель — развитие межполушарного взаимодействия и синхронизация работы полушарий головного мозга, что способствует активизации умственной деятельности. Для детей с особыми образовательными потребностями активизация умственной деятельности является важной, ведь это способствует развитию психических процессов, координации мелкой и общей моторики, развитию речи. Систематическое использование кинезиологических и коррекционно-развивающих упражнений по развитию межполушарного взаимодействия дает основание сделать вывод о положительном их влияния на всестороннее развитие детей с ООП.

Литература:

  1. Дэннисон П., Дэннисон Г. Программа «Гимнастика разума» / пер. С. М. Масгутовой. — М., 1997. — 175 с.
  2. Любимова В. Кинезиология, или естественная мудрость тела / СПб.: «Невский проспект», 2005. — 221 с.
  3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, ребенок, мелкая моторика, умственная деятельность, упражнение, коррекционно-развивающая работа, нейропсихологическое упражнение, описание упражнения, развитие, система работы.


Похожие статьи

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Похожие статьи

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Задать вопрос