В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с РАС в процессе реализации программы воспитания в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: РАС, младшие школьники, коммуникативные универсальные учебные действия, инклюзия.
Одним из главных посылов реформирования современной системы образования является возможность обеспечить равные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс на любой ступени образования.
Особое внимание стоит уделить на группу детей с расстройствами аутистического спектра.
В научных трудах Шаргородской Л. В. можно встретить следующее определение: «Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к первазивным нарушениям, поэтому построение образовательной среды для таких детей с требует учета ряда взаимосвязанных факторов, определяемых их особенностями (С. А. Морозов, О. С. Никольская, S. Cohen, B. Chamberlain, C. Kasan и др.)» [5].
«Универсальные учебные действия (УУД) — это необходимые элементарные единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с нарушениями в развитии» [2].
По мнению Александра Григорьевича Асмолова, «к коммуникативным универсальным учебным действиям относят действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции партнёров по общению или деятел3ьности, а также умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [1, с. 27].
Вопросы формирования коммуникативно-речевого развития у детей с РАС рассматривались в научных трудах таких ученых как В. В. Лебединский, М. М. Либлинг, О. С. Никольская, Т. В. Скупова, А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, А. К. Маркова и др.
Теоретический анализ проблемы исследования сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с РАС показал, что, несмотря на ряд работ отечественных и зарубежных авторов, заявленная тема продолжает оставаться актуальной.
Исследование уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с РАС проводилось среди младших школьников в общеобразовательных организациях города Курска, в которых созданы специальные классы для детей с РАС, обучающихся по варианту 8.2.
Для диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников мы остановились на двух методиках: методика Галины Анатольевны Цукерман «Кто прав?» и методика Жана Пиаже «Левая и правая стороны».
Диагностика проводилась индивидуально с каждым обучающимся.
По итогам диагностического изучения нами был выявлен низкий и средний уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников с РАС по каждой методике, высокий уровень не был выявлен ни у одного из диагностируемых обучающихся.
Проведенное исследование позволило выявить специфические особенности коммуникативных универсальных учебных действий, проявляющиеся у младших школьников с РАС : недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации, нарушения формирования базовых коммуникативных функций, социоэмоциональных, диалоговых навыков, вариативность сформированности коммуникативных навыков.
Качественный и количественный анализ экспериментальных данных стал основанием для выделения двух групп детей (со средним и низким уровнями сформированности коммуникативных универсальных учебных действий), требующих особого внимания при подборе методов организации педагогической коррекции.
Исходя из всего вышесказанного, изучение сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с РАС является актуальным исследованием, позволяющим более значимо выстраивать коррекционную программу обучения для учащихся с РАС.
Таким образом, полученные экспериментальным путем результаты актуализируют задачу разработки и реализации программы формирования коммуникативного развития детей с РАС.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / Александр Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3. — 350 с.
- Митичева Т. И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Митичева Т. И., Маслова В. С., Феоктистова Е. А. — Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2015. № 5 (95). C. 129–131.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Теревинф, 1997. -341 с
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / А. В. Хаустов, П. Л. Богорад, О. В. Загуменная [и др.]; под общ. ред. А. В. Хаустова. — Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 125 с.
- Шаргородская Л. В. Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации [электронный ресурс]. — Электрон. текстовые дан. (140 Кб). М.: ИКП, 2023.