Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе реализации программы воспитания в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 22.05.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Чуланова, А. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе реализации программы воспитания в условиях инклюзивного образования / А. В. Чуланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 272-273. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114536/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с РАС в процессе реализации программы воспитания в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: РАС, младшие школьники, коммуникативные универсальные учебные действия, инклюзия.

Одним из главных посылов реформирования современной системы образования является возможность обеспечить равные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс на любой ступени образования.

Особое внимание стоит уделить на группу детей с расстройствами аутистического спектра.

В научных трудах Шаргородской Л. В. можно встретить следующее определение: «Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к первазивным нарушениям, поэтому построение образовательной среды для таких детей с требует учета ряда взаимосвязанных факторов, определяемых их особенностями (С. А. Морозов, О. С. Никольская, S. Cohen, B. Chamberlain, C. Kasan и др.)» [5].

«Универсальные учебные действия (УУД) — это необходимые элементарные единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с нарушениями в развитии» [2].

По мнению Александра Григорьевича Асмолова, «к коммуникативным универсальным учебным действиям относят действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции партнёров по общению или деятел3ьности, а также умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [1, с. 27].

Вопросы формирования коммуникативно-речевого развития у детей с РАС рассматривались в научных трудах таких ученых как В. В. Лебединский, М. М. Либлинг, О. С. Никольская, Т. В. Скупова, А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, А. К. Маркова и др.

Теоретический анализ проблемы исследования сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с РАС показал, что, несмотря на ряд работ отечественных и зарубежных авторов, заявленная тема продолжает оставаться актуальной.

Исследование уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с РАС проводилось среди младших школьников в общеобразовательных организациях города Курска, в которых созданы специальные классы для детей с РАС, обучающихся по варианту 8.2.

Для диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников мы остановились на двух методиках: методика Галины Анатольевны Цукерман «Кто прав?» и методика Жана Пиаже «Левая и правая стороны».

Диагностика проводилась индивидуально с каждым обучающимся.

По итогам диагностического изучения нами был выявлен низкий и средний уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников с РАС по каждой методике, высокий уровень не был выявлен ни у одного из диагностируемых обучающихся.

Проведенное исследование позволило выявить специфические особенности коммуникативных универсальных учебных действий, проявляющиеся у младших школьников с РАС : недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации, нарушения формирования базовых коммуникативных функций, социоэмоциональных, диалоговых навыков, вариативность сформированности коммуникативных навыков.

Качественный и количественный анализ экспериментальных данных стал основанием для выделения двух групп детей (со средним и низким уровнями сформированности коммуникативных универсальных учебных действий), требующих особого внимания при подборе методов организации педагогической коррекции.

Исходя из всего вышесказанного, изучение сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с РАС является актуальным исследованием, позволяющим более значимо выстраивать коррекционную программу обучения для учащихся с РАС.

Таким образом, полученные экспериментальным путем результаты актуализируют задачу разработки и реализации программы формирования коммуникативного развития детей с РАС.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / Александр Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3. — 350 с.
  2. Митичева Т. И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Митичева Т. И., Маслова В. С., Феоктистова Е. А. — Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2015. № 5 (95). C. 129–131.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Теревинф, 1997. -341 с
  4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / А. В. Хаустов, П. Л. Богорад, О. В. Загуменная [и др.]; под общ. ред. А. В. Хаустова. — Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 125 с.
  5. Шаргородская Л. В. Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации [электронный ресурс]. — Электрон. текстовые дан. (140 Кб). М.: ИКП, 2023.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, РАСА, группа детей, обучающийся, особое внимание, школьник.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, обоснована необходимость проведения бинарных уроков и применение технолог...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Рассматривается вопрос формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены условия их формирования.

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Значение изобразительной деятельности в развитии коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младших классов с нарушением зрения

В статье автор пытается показать возможности изобразительной деятельности для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младших классов с нарушением зрения

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО

В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, обоснована необходимость проведения бинарных уроков и применение технолог...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Рассматривается вопрос формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены условия их формирования.

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Значение изобразительной деятельности в развитии коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младших классов с нарушением зрения

В статье автор пытается показать возможности изобразительной деятельности для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младших классов с нарушением зрения

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО

В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Задать вопрос