В статье автор исследует определение и процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
Ключевые слова: школьная адаптация и дезадаптация.
За всю свою жизнь человек учувствует в процессе адаптации не единожды: рождение человека; когда учится говорить и общаться со своей семьей; посещение детского сада (новое окружение); обучение в школе, где ребенок проходит адаптацию несколько раз; вхождение в студенческую среду или рабочий коллектив; образование своей семьи. Поэтому очень важно сформировать у человека адаптивные способности с самого раннего детства.
Г. Ауберт во второй половине 18 века ввел впервые термин «адаптация» (пригодный, удобный, приглаживание, приспособление), который потом использовался как в общественных, естественных и технических науках.
Понятие «адаптация» использовалось в основном в биологии, только потом это понятие стали использовать в философии или психологии, применяя и к личности человека и к коллективному поведению.
Такие ученые, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие, определяют адаптацию как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие.
Большой толковый словарь русского языка определяет адаптацию как:
- Биология . Процесс привыкания, приспособления органов чувств и организма в целом к новым, изменившимся условиям существования.
- Психология. Приспособление личности к социальной среде (в том числе к условиям труда, профессиональным требованиям, морально- психологической атмосфере в коллективе).
В словаре методических терминов Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина сказано, что «Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять). Приспособление организма, личности или группы к новым внешним условиям. Различают сенсорную А. (приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя) и социальную А. (процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды). Социально-психологическим содержанием социальной А. является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в него индивида, усвоение им норм, традиций групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы» [4, с. 102].
Из всего вышесказанного понятно, что адаптация — это прежде всего приспособление или привыкание к чему-то новому, к новым условиям существования или новой социальной среде.
Тогда, что же такое «школьная адаптация»? Наиболее полное определение дает Н. И. Гуткина, что это «приспособление ребенка к первичному учебному коллективу, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ориентирами».
Стоит сказать, что различают еще и социальную адаптацию, которая является частью понятия «адаптация», и дезадаптации. И. Н. Никитина определяет ее как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» [3].
То есть ребенок становится адаптированным (что является результатом адаптации) — приспособленным к новой комфортной социально-педагогической среде, в которой происходит успешное развитие его личностных, физических и интеллектуальных качеств, а также раскрывается индивидуальность ребенка.
А. А. Началджян определяет адаптацию через состояние социально- психической адаптированности: «Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же — это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [2].
А. А. Началджан, вывел ее разновидности: нормальная (устойчивая адаптированность личности); девиантная или нонконформистская (удовлетворение индивидуальных потребностей личности в данной среде без учета ожиданий и требований среды (группы), вызывая непринятие со стороны других членов общества); патологическая (осуществляется при помощи патологических механизмов, незрелых, примитивных защит и деструктивных форм поведения, что ведет невротическим расстройствам и нарушениям социального функционирования (Началджан, 1988).
Последние два вида адаптации относятся к дезадаптации.
В справочнике И. Г. Малкиной-Пых указано, что «Дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, которая в свою очередь не позволяет ему адаптироваться к условиям среды его существования, то есть это снижение адаптационных возможностей человека».
Нарушения адаптации к школе могут проявляться как проблемы в учебной деятельности, мотивации, произвольной регуляции поведения, внимания, неумения принять темп школьной жизни.
Виды адаптации: психологическая (приспособление индивида посредством психологических процессов к новым условиям и задачам); социальная (приспособление индивида к социальной среде, установлением контактов и новых знакомств); физиологическая (приспособление строения и функций организма к условиям среды).
Выделяют три уровня адаптации: высокий уровень, средней уровень и низкий (дезадаптация).
Этапы процесса адаптации: ориентировочный (знакомство и первые контакты, психика неустойчива, от 10 дней до 2 недель); неустойчивое приспособление (начало привыкания к условиям, правилам, менее тревожно, от 2 недель до 2 месяцев); относительно устойчивое (действия по опыту, спокойствие и работоспособность, примерно 2–6 месяцев).
Адаптацию ребенка к школе может затруднить: если ребенок не ходил в детский сад; неполная семья или в семье нет согласованности в воспитании и предъявляются к ребенку различные требования родителями; ребенок имеет проблемы со здоровьем, ослаблен и т. д.
Критерии благоприятной адаптации ребенка к школе: принятие школьных норм и правил, адекватное поведение; благоприятная образовательная атмосфера в классе и школе в целом; удовлетворенность процессом обучения и межличностными отношениями; установление конструктивных контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности; проявление самостоятельности при выполнении учебных заданий; благоприятный социальный статус; успеваемость; эмоциональное благополучие; положительное отношение ребенка к школе.
Е. А. Панько среди факторов, влияющих на адаптацию, выделил: «индивидуальные особенности ребенка; тип учебного заведения, в котором воспитывался ребенок; тип заведения, в котором ребенок начал обучение; уровень сложности образовательных программ; степень подготовленности ребенка к школе».
Нельзя не отметить также силу влиянии семьи ребенка на процесс адаптации к школе, ее помощь, понимание, любовь и поддержка ребенка в этом процессе. По результатам исследований Я. Л. Коломинского и Е. А. Панько позитивную роль в адаптации к школе играют следующие факторы: благоприятная семейная микросреда, для которой характерно отсутствие конфликтных ситуаций; правильные методы воспитания в семье; полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе; тесный контакт родителей с учителем; выполнение ребенком требований школьного режима.
Итак, успешность адаптации ребенка зависит от факторов, как внешних (социальное окружение, взаимоотношения в семье, уровень поддержки близких, образовательные возможности, условия жизни и т. д.), так и внутренних (стрессоустойчивость, самооценка, саморегуляция и самоконтроль и т. д.). Работа с этими факторами, а также помощь взрослых, как родителей, так и педагогов, психологов, помогут создать наилучшие условия для успешной адаптации ребенка к новым условиям и социуму.
Литература:
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. –3-е изд. — Москва: Издательство Академический проект, 2000. — 184 с.
- Началджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: Издательство ЭПО, 1988.
- Никитина, И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И. Н. Никитина. — Москва: Издательство АСТ– ПРЕСС,1980. — 85с.