В статье автор исследует актуальные направления таможенного администрирования в Российской Федерации и его значение для внешнеэкономической деятельности в условиях введения санкций недружественными государствами.
Ключевые слова : санкции, таможенное администрирование, внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, Федеральная таможенная служба.
В современном мире, который характеризуется неопределённостью и нестабильностью, важным фактором для эффективного взаимодействия государственных учреждений со своими гражданами является умение приспосабливаться к быстросменяемым условиям.
Актуальность данной статьи состоит в том, что на сегодняшний день Российская Федерация является мировым лидером по количеству введённых против неё экономических ограничений со стороны недружественных государств, их насчитывается более 17,9 тысяч. Самой агрессивной политики в отношении России придерживаются США, они ввели более 3,9 тыс. экономических санкций. В статье выделяются особенности ведения таможенными органами России таможенного администрирования в условиях международных санкций со стороны недружественных государств.
Санкционные ограничения являются одним из экономических инструментов воздействия государств на другие страны с необходимостью достижения определённой цели. Положение Российской Федерации на мировой арене последние десятилетия крайне неустойчиво и страна существует в нестабильной экономической ситуации, поэтому вынуждена принимать своевременно решения и искать новые подходы для противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности нашей страны.
Государству необходимо реализовать процессы для повышения устойчивости российской экономики к воздействию негативных внешних факторов, а также обеспечению экономического роста посредством федеральных органов исполнительной власти [1]. Федеральная таможенная служба является государственным органом исполнительной власти, занимающимся регулированием внешнеторговой деятельности. ФТС России реализует координацию взаимодействия ведомств и гарантирует соответствие законодательства при проведении внешнеэкономической деятельности, данная структура предполагает использование комплексного подхода к межведомственному сотрудничеству и обеспечению баланса интересов в области таможенно-тарифных, налоговых мер, запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
На данный момент развитие ФТС России осуществляется в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз [2]. Одним из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является стратегическое планирование на долгосрочный период. В сфере таможенного дела таким документом является «Стратегия развития таможенных органов до 2030 года» [2]. В Стратегии определена миссия для ФТС России, в которой упоминается достижение высокого качества таможенного администрирования.
Согласно основным стратегическими направлениям развития ФТС России в части совершенствования таможенного администрирования достижение благоприятных условий для его осуществления будут совершены путём решения некоторых задач с целью ускорения и упрощения перемещение товаров через таможенную границу, развития внешнеэкономической деятельности.
В настоящий момент существует проблема необустроенности пунктов попуска, более 70 % нуждаются в реконструкции и не соответствуют Единым типовым требованиям [3]. Модернизация таможенной инфраструктуры и создание «интеллектуальных» пунктов пропуска на государственной границе РФ станут фактором развития таможенных технологий. Данные обстоятельства должны реализоваться в условиях совершения таможенных операций в автоматическом режиме, что значительно ускорит проведение таможенного контроля в пунктах пропуска.
Создание благоприятной деловой среды для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности ускорит процессы прохождения таможенного контроля и будет способствовать простоте использования и прозрачности уплаты таможенных платежей через «Единый лицевой счёт участника ВЭД». Внедрение цифровых технологий способствует совершенствованию управления. Появление новшеств поможет государственным органам модернизировать свои структуры, повысить результативность таможенной деятельности, обеспечивая прозрачность во взаимодействиях с участниками ВЭД.
В условиях введения экономических ограничений недружественными государствами в отношении России таможенные органы осуществляют и совершенствуют фискальные мероприятия. Для осуществление усиленного контроля за полнотой уплаты таможенных платежей экспортных товаров, в связи с увеличением доли экспорта в международной структуре товарооборота. Требуется внедрение современных интегрированных информационных цифровых технологий, направленных на безопасность и упрощение таможенных процедур.
Таким образом, осуществление и совершенствование таможенными органами таможенного администрирования происходит в условиях использования западными странами экономических санкций против Российской Федерации. Данные обстоятельства не только затрудняют развитие российской экономики, но и оказывают влияние на процессы, реализуемые в таможенной деятельности. На сегодняшний день Федеральная таможенная служба демонстрирует свою готовность противостоять вызовам и угрозам, создаваемыми недружественными государствами, и эффективно осуществляет свои функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Литература:
- Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 688 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств — членов Таможенного союза, Классификации пунктов пропуска через внешнюю границу государств — членов Таможенного союза и форме Паспорта пункта пропуска через внешнюю границу государств — членов Таможенного союза»
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»